ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2024 года N 635
г. Улан-Удэ
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2012 N 812 "О Государственной программе Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"
В целях совершенствования нормативного правового акта Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в раздел I "Стратегические приоритеты государственной программы" Государственной программы Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.12.2012 N 812 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 30.04.2014 N 204, от 04.09.2014 N 424, от 04.12.2014 N 605, от 12.02.2015 N 53, от 15.06.2015 N 297, от 13.11.2015 N 571, от 16.11.2015 N 576, от 24.12.2015 N 647, от 25.03.2016 N 112, от 08.07.2016 N 303, от 17.03.2017 N 104, от 28.06.2017 N 314, от 24.08.2017 N 426, от 27.11.2017 N 558, от 21.12.2017 N 602, от 07.03.2018 N 112, от 18.05.2018 N 264, от 10.08.2018 N 444, от 24.12.2018 N 739, от 30.05.2019 N 281, от 26.08.2019 N 468, от 21.01.2020 N 19, от 21.04.2020 N 217, от 14.07.2020 N 423, от 07.10.2020 N 618, от 29.12.2020 N 820, от 02.09.2021 N 498, от 24.02.2022 N 68, от 06.05.2022 N 258, от 03.11.2022 N 676, от 27.12.2022 N 825, от 07.03.2023 N 113, от 30.05.2023 N 295, от 25.10.2023 N 641, от 27.12.2023 N 813, от 09.02.2024 N 64):
1.1. Подраздел 1 "Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия" изложить в следующей редакции:
"1. Оценка текущего состояния сферы управления
государственными финансами и государственным долгом
Республики Бурятия
Устойчивая система государственных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственного управления и имеет ключевое значение для устойчивого развития республики, повышения качества жизни населения.
В ходе реализации мероприятий государственной программы за прошедший период осуществлялось обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета республики и повышение качества управления общественными финансами при безусловном исполнении принятых расходных обязательств.
За прошедший период в полном объеме обеспечены финансовыми средствами важнейшие вопросы функционирования социальной сферы, в том числе повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Ежегодно в полном объеме обеспечивается финансирование предусмотренных бюджетом межбюджетных трансфертов, субсидий учреждениям на выполнение государственных заданий и других бюджетных обязательств.
Осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на формирование целостной системы управления государственными финансами республики:
- республиканский бюджет с 2014 года формируется в структуре государственных программ;
- сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, в 2017 году разработан и далее ежегодно актуализируется Бюджетный прогноз Республики Бурятия до 2035 года;
- утвержден порядок составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений в республиканский бюджет на текущий финансовый год и плановый период;
- на постоянной основе совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление государственных гарантий Республике Бурятия в целях активизации инвестиционной деятельности в Республике Бурятия, а также реализации целевых проектов по социально значимым отраслям;
- обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений;
- в целях оздоровления государственных финансов Республики Бурятия разработан и реализуется План мероприятий по оздоровлению финансов Республики Бурятия;
- создана система мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств республиканского бюджета, позволяющая повысить качество бюджетных процедур и операций по их выполнению;
- ежегодно обеспечивается принятие основных направлений бюджетной и налоговой, а также долговой политики Республики Бурятия;
- обеспечены организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- введены формализованные методики распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия.
С 2017 года ежегодно обеспечиваются заключение с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия, а также представление ежеквартальных и годовых отчетов о выполнении условий соглашений.
Постоянно ведется мониторинг хода исполнения республиканского бюджета с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности.
Погашение и обслуживание долговых обязательств республики осуществляется в установленный срок и в полном объеме. Проводится взвешенная долговая политика.
Для минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия и обеспечения текущей ликвидности республиканского бюджета ведется работа по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета и бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Бурятия.
Заемные средства преимущественно в форме возобновляемой кредитной линии привлекаются только при возникновении потребности, в том числе на рефинансирование долговых обязательств, и досрочно возвращаются при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
В рамках открытости бюджетных данных ежегодно обеспечивается представление бюджета в формате брошюр "Бюджет для граждан" по проекту республиканского бюджета, закону о республиканском бюджете, отчету об исполнении республиканского бюджета за отчетный год, позволяющих гражданину в доступной форме получить информацию о республиканском бюджете.
С 2014 года в Республике Бурятия началась комплексная автоматизация бюджетного процесса, которая позволила:
- объединить существующие информационные системы в единую комплексную систему управления - государственную информационную систему (далее - ГИС РБ "РЭБ"), включающую системы планирования бюджета, консолидации отчетности, исполнения бюджета, государственного финансового контроля;
- создать хранилище данных для возможности анализа бюджетного процесса;
- обеспечить реализацию многомерного анализа финансовой информации, имеющейся в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия;
- осуществлять информационное взаимодействие между главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами муниципальных образований при помощи системы электронного документооборота с использованием электронной подписи;
- обеспечить доступность, открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Комплекс проведенных мероприятий по автоматизации привел к значительному сокращению времени обмена документами и более эффективному взаимодействию участников бюджетного процесса.
Основным проблемным вопросом республиканского бюджета является низкий уровень бюджетной обеспеченности. Несмотря на проведенную работу остаются риски для бюджетной системы Республики Бурятия, в их числе:
- изменения федерального законодательства, в том числе приводящие к первоочередному обеспечению ресурсами решений, принятых на федеральном уровне;
- тенденция снижения гибкости бюджетной системы, сокращения возможности самостоятельного обеспечения необходимых расходов;
- слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- отсутствие единого подхода к классификации нарушений бюджетного законодательства;
- нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении государственных и муниципальных закупок, низкий уровень профессионализма заказчиков;
- дифференциация бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями и недостаточность средств местных бюджетов на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
- рост государственного долга Республики Бурятия.
Реализация государственной программы способна оказать влияние на снижение перечисленных рисков, а также на функционирование всей бюджетной системы Республики Бурятия.".
1.2. Абзац второй раздела 2 "Характеристика приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
В.МУХИН