| |
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2015 годы |
Основания для разработки Программы (федеральные законы, иные федеральные нормативные правовые акты, законы Республики Бурятия, иные нормативные правовые акты Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия) | - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Указ Президента РФ от 06.04.2006 N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи";
- постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи";
- Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия";
- Закон Республики Бурятия от 28.12.2004 N 983-III "О государственной поддержке детских и молодежных о бъединений в Республике Бурятия";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 25.08.2010 N 367 "О Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" |
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке Программы | Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.08.2010 N 367 |
Государственный заказчик | Правительство Республики Бурятия |
Разработчик Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия |
Основные исполнители Программы | - Министерство образования и науки Республики Бурятия;
- Министерство здравоохранения Республики Бурятия;
- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
- Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;
- Министерство внутренних дел по Республике Бурятия;
- Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;
- Республиканское агентство занятости населения;
- Республиканское агентство по физической культуре и спорту;
- Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия ;
- Республиканское агентство по делам семьи и детей;
- Республиканское агентство по туризму;
по согласованию: - Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия;
- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия;
- Военный комиссариат Республики Бурятия;
- Избирательная комиссия Республики Бурятия;
- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия;
- общественные объединения (в рамках полученных грантовых средств на конкурсной основе) |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально- экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия |
Задачи Программы | 1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую, экономическую и инновационную деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. 2. Разработка и внедрение эффективного механизма вовлечения молодежи в общественные и политические объединения. 3. Реализация мероприятий, направленных на участие молодежи в инновационных проектах развития Республики Бурятия. 4. Создание и развитие инфраструктуры молодежной политики, способствующей творческому, интеллектуальному, личностному развитию. 5. Воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности, формирование установок толерантного поведения в о бществе |
Сроки реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий | Эффективная профориентация и построение карьеры;
обеспечение рынка труда высокопрофессиональными кадрами;
участие молодежи республики в международных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях; организация и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий; развитие молодежного предпринимательства; включение молодежи в инновационную деятельность; включение молодежи в трудовую деятельность; создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ; развитие инфраструктуры;
совершенствование механизмов работы с молодежью; развитие добровольческих инициатив; развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
формирование патриотических чувств и сознания граждан;
эстетическое и физическое развитие молодежи;
популяризация ценности семьи в молодежной среде;
профилактика правонарушений в молодежной среде |
Объемы и источники финансирования Программы в целом, по годам реализации и направлениям | Объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы всего 9838281,28 тыс. рублей*, в том числе: 2011 г . - 4826082,53 тыс. рублей;
2012 г . - 2131779,90 тыс. рублей;
2013 г . - 1950631,5 тыс. рублей;
2014 г . - 440000,21 тыс. рублей*;
2015 г . - 489787,14 тыс. рублей*;
за счет средств республиканского бюджета всего 81275,35 тыс. рублей, в том числе: 2011 г . - 14759,70 тыс. рублей;
2012 г . - 14251,00 тыс. рублей;
2013 г . - 14250,00 тыс. рублей;
2014 г . - 18124,41 тыс. рублей*;
2015 г . - 19890,24 тыс. рублей*;
за счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на 2011 - 2015 годы всего 9757005,93 тыс. рублей, в том числе: 2011 г . - 4811322,83 тыс. рублей;
2012 г . - 2117528,90 тыс. рублей;
2013 г . - 1936381,50 тыс. рублей;
2014 г . - 421875,80 тыс. рублей*;
2015 г . - 469896,90 тыс. рублей* |
Ожидаемые социально- экономические результаты реализации Программы | Увеличение доли учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 20);
увеличение количества молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеч енных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, чел. (к 2015 г. - 1450);
увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 35);
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. - 15);
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, ед. (к 2015 г. - 405);
увеличение количества проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, ед. (к 2015 г. - 360). В целом у молодых людей появятся возможности, условия и стимулы к раскрытию своего потенциала; произойдет сокращение уровня безработицы среди молодежи, увеличится число выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по полученной специальности; максимально будет использован потенциал талантливой молодежи в интересах развития республики, создана инфраструктура для всестороннего развития молодежи. В отсутствие программного решения целевые индикаторы выполняются в следующем виде: доля учащихся, студентов и выпускников образовательных учреждений, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости, в общем количестве молодежи, 5%;
количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и профилактики асоциального поведения, 200 чел.;
доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и социально значимой направленности, в общем количестве молодежи, 4%;
увеличение доли молодых людей, принимающих участие в добровольной деятельности, в общем количестве молодежи, 0,8%;
увеличение количества молодых семей, получивших жилищную субсидию, 0 семей;
количество проектов, представленных на мероприятиях по инновационному развитию, 70 ед. При невозможности реализации программы возрастет уровень напряженности на рынке труда среди молодежи, увеличится число разводов в молодых семьях, снизятся морально- ценностные установки молодежи, снизится уровень ее общественной активности |
Система организации контроля за исполнением Программы | Государственный заказчик - Правительство Республики Бурятия осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. В установленном порядке предоставляются информация и доклады о ходе выполнения Программы и использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах" |
--------------------------------
<*> Указано справочно при условии финансирования из республиканского и федерального бюджетов.
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на развитие общественной значимости молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи.
Программа разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия"; постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" и другими нормативными правовыми актами.
Настоящая Программа является логическим продолжением и развитием республиканских программ "Молодежь Бурятии" на период 2001 - 2005, 2004 - 2007, 2008 - 2010 годов и ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия.
2. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа
В социально-экономическом развитии Республики Бурятия за последние три года прослеживаются положительные тенденции. Наблюдается промышленный рост предприятий республики, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения. Основным результатом социально-экономических процессов является повышение уровня и качества жизни населения.
Молодежная политика в Республике Бурятия является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития. Практически она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для гражданского становления, самоопределения и самореализации молодых людей, а также на активизацию деятельности молодежи, молодежных объединений, движений и поддержки молодежных общественных инициатив.
Анализ опыта реализации государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в процессе работы с молодежью:
1. Снижение уровня жизни отдельных слоев молодежи, дифференциация молодых людей по уровню доходов, доступности качественного высшего образования, возможности трудоустройства, решения жилищного вопроса.
2. Усиление миграционного оттока молодых людей из сельской местности в город, что значительно снижает потенциал муниципальных образований, и, как следствие, замедляет реальные процессы развития сельских территорий. В 2009 году миграционный прирост населения отмечен только в г. Улан-Удэ на 2230 чел. и в 3-х сельских районах республики: Иволгинском - на 149 чел., Окинском - на 17 чел. и Тарбагатайском - на 13 чел. Молодежь также продолжает покидать республику с целью поиска выгодных для себя условий в крупных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др.). Миграционная убыль в 2009 году составила 1513 человек (22879 выбывших и 21366 прибывших), в среднем ежегодно данный отток сохраняется.
3. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар. В 2009 году уровень разводов по сравнению с заключенными брачными союзами составил 52%. В системе жизненных ориентаций лиц молодого возраста преобладает нацеленность на индивидуальное, "автономное" существование, что провоцирует формирование установки на безбрачное поведение.
4. В общем числе безработного населения молодежь составляет третью часть, в связи с чем, занятость и трудоустройство молодых людей входит в число приоритетов государственной политики в отношении молодежи. Актуальным остается вопрос трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
5. Продолжает оставаться высоким удельный вес правонарушений, совершенных молодыми людьми, высока доля преступлений среди лиц в возрасте 18 - 24 лет. Именно в этой возрастной категории более 31% от общего числа осужденных находятся в местах лишения свободы. В 2009 году за совершение административных правонарушений привлечено к административной ответственности 35365 молодых людей, количество молодежи в составе осужденных составляет 58,9%.
6. Важной проблемой является сохранение и развитие здоровья молодежи. Реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья молодых людей, общее снижение заболеваемости среди подростков и молодежи, является одной из основных задач межведомственного взаимодействия.
7. Крайне слабо развита и морально устарела в Республике Бурятия инфраструктура, обслуживающая молодежь. Многие молодежные общественные объединения не имеют средств, практически отсутствует материальная база для проведения крупных образовательных, спортивных, культурных мероприятий для молодежи. Недостаточно развиты межрегиональные и международные молодежные обмены. В этой связи строительство современного многофункционального центра для молодежи на оз. Байкал представляется особо актуальным.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи и оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Республики Бурятия. Сегодня актуален креативный подход, генерирование нестандартных идей и решений. Молодежь в силу своей социальной природы способна максимально быстро реагировать на изменения и конструировать социальную реальность. Молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. Активизация участия молодежи в социально-политической, экономической и культурной сферах является приоритетной государственной задачей. На протяжении последних лет молодежь Бурятии показывает высокую политическую культуру и электоральную активность. Ведется системная и целенаправленная работа по повышению электоральной активности молодежи, активно развивается межведомственное сотрудничество. В 2009 году в Республике Бурятия работал 91 клуб молодого избирателя, активными участниками клубного движения является 22698 молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Программа также предусматривает реализацию мероприятий по повышению правовой культуры и обеспечению конституционных прав молодых граждан.
Особенностью настоящей Программы является постановка и решение задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в инновационное развитие республики, что требует применения новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.
Программа разработана с учетом нормативно-правовой базы, действующей на федеральном и региональном уровнях, а также Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2020 годы и включает в себя следующие направления:
- образованность;
- обеспеченность;
- патриотичность.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.