Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ" НА 2011-2015 ГОДЫ

Паспорт Программы


Наименование
 Программы

Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на
 2011 - 2015 годы

Основания для
 разработки
 Программы
 (федеральные
 законы, иные
 федеральные
 нормативные
 правовые акты,
 законы
 Республики
 Бурятия, иные
 нормативные
 правовые акты
 Президента
 Республики
 Бурятия и
 Правительства
 Республики
 Бурятия)

- Концепция долгосрочного социально-экономического
 развития Российской Федерации на период до 2020 года,
 утвержденная распоряжением Правительства Российской
 Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

 - Стратегия социально-экономического развития Сибири до
 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства
 Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;

 - Стратегия государственной молодежной политики в
 Российской Федерации, утвержденная распоряжением
 Правительства Российской Федерации от 18.12.2006
 N 1760-р
;

 - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих
 принципах организации законодательных (представительных)
 и исполнительных органов государственной власти субъектов
 Российской Федерации"
;

 - Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О  
 государственной поддержке молодежных и детских
 общественных объединений"
;

 - Указ Президента РФ от 06.04.2006 N 325 "О мерах
 государственной поддержки талантливой молодежи"
;

 - постановление Правительства Российской Федерации от
 27.05.2006 N 311 "О премиях для поддержки талантливой
 молодежи"
;

 - Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О
 государственной молодежной политике в Республике
 Бурятия"
;

 - Закон Республики Бурятия от 28.12.2004 N 983-III "О
 государственной поддержке детских и молодежных
 о бъединений в Республике Бурятия"
;

 - постановление Правительства Республики Бурятия от
 25.08.2010 N 367 "О Концепции приоритетного
 республиканского проекта "Молодежь Бурятии"
на 2011 -
 2020 годы";

 - постановление Правительства Республики Бурятия от
 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения
 экспертизы и реализации республиканских целевых программ"

Дата принятия
 Правительством
 Республики
 Бурятия решения
 о разработке
 Программы

Постановление Правительства Республики Бурятия от
 25.08.2010 N 367

Государственный
 заказчик

Правительство Республики Бурятия

Разработчик
 Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Основные
 исполнители
 Программы

- Министерство образования и науки Республики Бурятия;

 - Министерство здравоохранения Республики Бурятия;

 - Министерство культуры Республики Бурятия;

 - Министерство имущественных и земельных отношений
 Республики Бурятия;

 - Министерство по развитию транспорта, энергетики и
 дорожного хозяйства Республики Бурятия;

 - Министерство сельского хозяйства и продовольствия
 Республики Бурятия;

 - Министерство природных ресурсов Республики Бурятия;

 - Министерство внутренних дел по Республике Бурятия;

 - Министерство социальной защиты населения Республики
 Бурятия;

 - Республиканское агентство занятости населения;

 - Республиканское агентство по физической культуре и
 спорту;

 - Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия ;

 - Республиканское агентство по делам семьи и детей;

 - Республиканское агентство по туризму;

 по согласованию:
 - Управление Федеральной службы исполнения наказаний
 Российской Федерации по Республике Бурятия;

 - Управление Федеральной службы Российской Федерации по
 контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия;

 - Военный комиссариат Республики Бурятия;

 - Избирательная комиссия Республики Бурятия;

 - органы местного самоуправления муниципальных районов и
 городских округов в Республике Бурятия;

 - общественные объединения (в рамках полученных грантовых
 средств на конкурсной основе)

Цель Программы

Создание благоприятных условий для использования
 потенциала молодых граждан в интересах социально-
 экономического, общественно-политического и культурного
 развития Республики Бурятия

Задачи
 Программы

1. Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в
 трудовую, экономическую и инновационную деятельность,
 направленную на решение вопросов самообеспечения
 молодежи.
 2. Разработка и внедрение эффективного механизма
 вовлечения молодежи в общественные и политические
 объединения.
 3. Реализация мероприятий, направленных на участие
 молодежи в инновационных проектах развития Республики
 Бурятия.  
 4. Создание и развитие инфраструктуры молодежной
 политики, способствующей творческому, интеллектуальному,
 личностному развитию.
 5. Воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской
 ответственности и российской идентичности, формирование
 установок толерантного поведения в о бществе

Сроки
 реализации
 Программы

2011 - 2015 годы

Перечень
 основных
 мероприятий

Эффективная профориентация и построение карьеры;

 обеспечение рынка труда высокопрофессиональными кадрами;

 участие молодежи республики в международных,
 межрегиональных и всероссийских мероприятиях;
организация
 и проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий;
 развитие молодежного предпринимательства;
включение
 молодежи в инновационную деятельность;
включение молодежи
 в трудовую деятельность;
создание системы ранней
 профилактики злоупотребления алкоголем и употребления
 психоактивных веществ;
развитие инфраструктуры;

 совершенствование механизмов работы с молодежью;
развитие
 добровольческих инициатив;
развитие научно-теоретических
 и методических основ патриотического воспитания;

 формирование патриотических чувств и сознания граждан;

 эстетическое и физическое развитие молодежи;

 популяризация ценности семьи в молодежной среде;

 профилактика правонарушений в молодежной среде

Объемы и источники финансирования Программы в целом, по годам реализации и направлениям

Объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы всего 9838281,28 тыс. рублей*, в том числе:
 2011 г . - 4826082,53 тыс. рублей;

 2012 г . - 2131779,90 тыс. рублей;

 2013 г . - 1950631,5 тыс. рублей;

 2014 г . - 440000,21 тыс. рублей*;

 2015 г . - 489787,14 тыс. рублей*;

 за счет средств республиканского бюджета всего 81275,35 тыс. рублей, в том числе:
 2011 г . - 14759,70 тыс. рублей;

 2012 г . - 14251,00 тыс. рублей;

 2013 г . - 14250,00 тыс. рублей;

 2014 г . - 18124,41 тыс. рублей*;

 2015 г . - 19890,24 тыс. рублей*;

 за счет иных федеральных, республиканских программ (справочно) на 2011 - 2015 годы всего 9757005,93 тыс. рублей,
 в том числе:
 2011 г . - 4811322,83 тыс. рублей;

 2012 г . - 2117528,90 тыс. рублей;

 2013 г . - 1936381,50 тыс. рублей;

 2014 г . - 421875,80 тыс. рублей*;

 2015 г . - 469896,90 тыс. рублей*

Ожидаемые
 социально-
 экономические
 результаты
 реализации
 Программы

Увеличение доли учащихся, студентов и выпускников
 образовательных учреждений, участвующих в программах по
 трудоустройству, профессиональной ориентации и временной
 занятости, в общем количестве молодежи, % (к 2015 г. -
 20);

 увеличение количества молодых людей, находящихся в
 трудной жизненной ситуации, вовлеч енных в проекты и
 программы в сфере реабилитации, социальной адаптации и
 профилактики асоциального поведения, чел. (к 2015 г. -
 1450);

 увеличение доли молодых людей, участвующих в мероприятиях
 (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и
 социально значимой направленности, в общем количестве
 молодежи, % (к 2015 г. - 35);

 увеличение доли молодых людей, принимающих участие в
 добровольческой деятельности, в общем количестве
 молодежи, % (к 2015 г. - 15);

 увеличение количества молодых семей, получивших жилищную
 субсидию, ед. (к 2015 г. - 405);

 увеличение количества проектов, представленных на
 мероприятиях по инновационному развитию, ед. (к 2015 г. -
 360).
 В целом у молодых людей появятся возможности, условия и
 стимулы к раскрытию своего потенциала;
произойдет
 сокращение уровня безработицы среди молодежи, увеличится
 число выпускников учреждений профессионального
 образования, трудоустроенных по полученной специальности;
 максимально будет использован потенциал талантливой
 молодежи в интересах развития республики, создана
 инфраструктура для всестороннего развития молодежи.
 В отсутствие программного решения целевые индикаторы
 выполняются в следующем виде:
 доля учащихся, студентов и выпускников образовательных
 учреждений, участвующих в программах по трудоустройству,
 профессиональной ориентации и временной занятости, в
 общем количестве молодежи, 5%;

 количество молодых людей, находящихся в трудной жизненной
 ситуации, вовлеченных в проекты и программы в сфере
 реабилитации, социальной адаптации и профилактики
 асоциального поведения, 200 чел.;

 доля молодых людей, участвующих в мероприятиях
 (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и
 социально значимой направленности, в общем количестве
 молодежи, 4%;

 увеличение доли молодых людей, принимающих участие в
 добровольной деятельности, в общем количестве молодежи,
 0,8%;

 увеличение количества молодых семей, получивших жилищную
 субсидию, 0 семей;

 количество проектов, представленных на мероприятиях по  
 инновационному развитию, 70 ед.
 При невозможности реализации программы возрастет уровень
 напряженности на рынке труда среди молодежи, увеличится
 число разводов в молодых семьях, снизятся морально-
 ценностные установки молодежи, снизится уровень ее
 общественной активности

Система
 организации
 контроля за
 исполнением
 Программы

Государственный заказчик - Правительство Республики
 Бурятия осуществляет непосредственный контроль за ее
 реализацией. В установленном порядке предоставляются
 информация и доклады о ходе выполнения Программы и
 использовании средств республиканского бюджета. Контроль
 за ходом реализации Программы осуществляется в
 соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007
 N 60-IV "О республиканских целевых программах"

--------------------------------

<*> Указано справочно при условии финансирования из республиканского и федерального бюджетов.

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на развитие общественной значимости молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи.

Программа разработана в соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р; Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия"; постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" и другими нормативными правовыми актами.

Настоящая Программа является логическим продолжением и развитием республиканских программ "Молодежь Бурятии" на период 2001 - 2005, 2004 - 2007, 2008 - 2010 годов и ориентиром для разработки и реализации соответствующих программ в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия.

2. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа

В социально-экономическом развитии Республики Бурятия за последние три года прослеживаются положительные тенденции. Наблюдается промышленный рост предприятий республики, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения. Основным результатом социально-экономических процессов является повышение уровня и качества жизни населения.

Молодежная политика в Республике Бурятия является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития. Практически она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для гражданского становления, самоопределения и самореализации молодых людей, а также на активизацию деятельности молодежи, молодежных объединений, движений и поддержки молодежных общественных инициатив.

Анализ опыта реализации государственной молодежной политики на территории Республики Бурятия позволяет выделить ряд основных проблем, возникающих в процессе работы с молодежью:

1. Снижение уровня жизни отдельных слоев молодежи, дифференциация молодых людей по уровню доходов, доступности качественного высшего образования, возможности трудоустройства, решения жилищного вопроса.

2. Усиление миграционного оттока молодых людей из сельской местности в город, что значительно снижает потенциал муниципальных образований, и, как следствие, замедляет реальные процессы развития сельских территорий. В 2009 году миграционный прирост населения отмечен только в г. Улан-Удэ на 2230 чел. и в 3-х сельских районах республики: Иволгинском - на 149 чел., Окинском - на 17 чел. и Тарбагатайском - на 13 чел. Молодежь также продолжает покидать республику с целью поиска выгодных для себя условий в крупных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др.). Миграционная убыль в 2009 году составила 1513 человек (22879 выбывших и 21366 прибывших), в среднем ежегодно данный отток сохраняется.

3. Снижение в молодежной среде ценностного отношения к семье и браку, что приводит к значительному росту разводов среди молодых супружеских пар. В 2009 году уровень разводов по сравнению с заключенными брачными союзами составил 52%. В системе жизненных ориентаций лиц молодого возраста преобладает нацеленность на индивидуальное, "автономное" существование, что провоцирует формирование установки на безбрачное поведение.

4. В общем числе безработного населения молодежь составляет третью часть, в связи с чем, занятость и трудоустройство молодых людей входит в число приоритетов государственной политики в отношении молодежи. Актуальным остается вопрос трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

5. Продолжает оставаться высоким удельный вес правонарушений, совершенных молодыми людьми, высока доля преступлений среди лиц в возрасте 18 - 24 лет. Именно в этой возрастной категории более 31% от общего числа осужденных находятся в местах лишения свободы. В 2009 году за совершение административных правонарушений привлечено к административной ответственности 35365 молодых людей, количество молодежи в составе осужденных составляет 58,9%.

6. Важной проблемой является сохранение и развитие здоровья молодежи. Реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья молодых людей, общее снижение заболеваемости среди подростков и молодежи, является одной из основных задач межведомственного взаимодействия.

7. Крайне слабо развита и морально устарела в Республике Бурятия инфраструктура, обслуживающая молодежь. Многие молодежные общественные объединения не имеют средств, практически отсутствует материальная база для проведения крупных образовательных, спортивных, культурных мероприятий для молодежи. Недостаточно развиты межрегиональные и международные молодежные обмены. В этой связи строительство современного многофункционального центра для молодежи на оз. Байкал представляется особо актуальным.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи и оказывают непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Республики Бурятия. Сегодня актуален креативный подход, генерирование нестандартных идей и решений. Молодежь в силу своей социальной природы способна максимально быстро реагировать на изменения и конструировать социальную реальность. Молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам. Активизация участия молодежи в социально-политической, экономической и культурной сферах является приоритетной государственной задачей. На протяжении последних лет молодежь Бурятии показывает высокую политическую культуру и электоральную активность. Ведется системная и целенаправленная работа по повышению электоральной активности молодежи, активно развивается межведомственное сотрудничество. В 2009 году в Республике Бурятия работал 91 клуб молодого избирателя, активными участниками клубного движения является 22698 молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Программа также предусматривает реализацию мероприятий по повышению правовой культуры и обеспечению конституционных прав молодых граждан.

Особенностью настоящей Программы является постановка и решение задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в инновационное развитие республики, что требует применения новых методов и технологий формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного обеспечения.

Программа разработана с учетом нормативно-правовой базы, действующей на федеральном и региональном уровнях, а также Концепции приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2020 годы и включает в себя следующие направления:

- образованность;

- обеспеченность;

- патриотичность.

3. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.