ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 года N 367
О КОНЦЕПЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ" НА 2011 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 22.04.2013 N 207, от 10.04.2014 N 170, от 16.06.2014 N 271, от 13.11.2015 N 571)
Во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 17 июля 2009 г. Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Концепцию приоритетного республиканского проекта "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2020 годы согласно приложению.
2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Дамдинов А.В.) в течение второго полугодия 2010 года разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Бурятия в установленном порядке Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии" на 2011 - 2015 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия разработать муниципальные целевые программы "Молодежь муниципального образования".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.НАГОВИЦЫН
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 25 августа 2010 года N 367
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 22.04.2013 N 207, от 10.04.2014 N 170, от 16.06.2014 N 271, от 13.11.2015 N 571)
На 1 января 2009 года в Республике Бурятия проживало 960,7 тыс. человек, из них 284,4 тыс. человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 29,3 процента или треть от общей численности населения. Молодежь как социально-демографическая группа имеет сложную внутреннюю структуру. Около 22 процентов (58757 чел.) молодых людей можно отнести к категории учащейся молодежи (в основном в возрасте от 14 до 23 лет). Более трех четвертей представителей (225243 чел.) молодежи Бурятии относятся к категории работающей молодежи (в основном в возрасте от 19 до 30 лет). Также 57 процентов (162200 чел.) молодежи проживает в сельской местности, а 43 процента (122200 чел.) - в городах республики.
На современном этапе молодежь активно включается в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В Республике Бурятия уровень политической и общественной активности молодежи возрастает. В Бурятии действуют более 100 молодежных и детских общественных объединений, субкультурных молодежных течений, в состав которых входит именно та молодежь, которая является социально активной, инициативной, неравнодушной к судьбе родного края и своей Родины. В связи с этим необходимо эффективно и рационально направить потенциал молодых людей на дальнейшее развитие региона.
Ситуация, сложившаяся с оттоком молодежи в экономически более сильные регионы России как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области и др., показывает, что работа в этом направлении предыдущих целевых программ дала свои результаты. За последние 3 года в целом сокращается доля выбывших над прибывшими. В 2008 году миграционная убыль молодежи составила 1,8 тыс. человек, в 2009 году - 1,5 тыс. чел.
В республике принимаются активные попытки развития малого и среднего бизнеса. В общем числе зарегистрированных предпринимателей в 2008 году молодежь составляла 16%, в 2009 году прирост был равен 0,7%. Необходимо продолжать создавать площадки для развития молодежных предпринимательских проектов, формировать новое поколение молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе, обществе в целом.
Профилактика асоциального поведения среди подростков и молодежи, реабилитация молодых людей в возрасте до 30 лет, освобожденных из мест лишения свободы, и работа с условно осужденными молодыми людьми являются актуальными задачами реализации государственной политики в отношении молодежи. Молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждается в особом подходе к решению своих проблем.
В Республике Бурятия система управления государственной политикой в отношении молодежи имеет вертикальную структуру.
Функции основного исполнителя государственной политики в отношении молодежи закреплены за Министерством образования и науки Республики Бурятия.
В муниципальных образованиях республики ситуация с обеспеченностью кадрами крайне неустойчива. Практически во всех районах республики функции по реализации государственной политики в отношении молодежи совмещены с функциями по развитию физической культуры, спорта, туризма, культуры, образования, что снижает эффективность мер, принимаемых местными органами власти, при работе с молодежью.
Таким образом, решение кадровой проблемы требует немедленного решения, что одновременно влечет укрепление инфраструктуры.
Сегодня практически у всех органов государственной власти имеются программы и проекты, затрагивающие интересы подростков и молодежи. Отдельные элементы государственной политики в отношении молодежи присущи большинству органов исполнительной власти. Соответственно, координация, взаимодействие органов власти должны осуществляться в рамках специальной программы, объединяющей усилия всех ведомств в осуществлении государственной политики в отношении молодежи.
В настоящее время государственная политика в отношении молодежи нуждается в значительных изменениях. Это вытекает из осмысления предыдущего опыта деятельности в сфере реализации молодежной политики, актуализации целого ряда проблем современной молодежи и необходимости обновления существующих подходов к организационной работе в отношении молодежи, связанной с потребностью развития трудовых ресурсов в Республике Бурятия.
Сделать политику в отношении молодежи эффективной, отвечающей современным требованиям социально-экономического и политического развития страны, наполнить ее новым ценностно-смысловым содержанием - первоочередная задача всех уровней государственной власти, включая региональный и муниципальный.
В связи с вышеизложенным предлагается Республиканской целевой программе "Молодежь Бурятии" придать статус приоритетного республиканского проекта (по аналогии с приоритетными национальными проектами).
Модель государственной молодежной политики в Российской Федерации формировалась в начале 90-х годов. Были определены основные направления и механизмы реализации молодежной политики, ее внутренние законы, система построения, пути развития, методы оценки эффективности. Но вместе с тем они не являются устоявшимися и до сих пор не имеют единых общепризнанных правил.
Утвержденные Правительством Республики Бурятия приоритетные задачи социально-экономического развития Бурятии потребовали перехода от реализации государственной молодежной политики к идее осуществления государственной политики в отношении молодежи, от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения. Новый подход будет направлен на увеличение вклада все большего числа молодежи в социально-экономическое развитие региона, на успешную социализацию и эффективную самореализацию молодежи в интересах Республики Бурятия в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия. Соответственно настоящая Концепция разработана с учетом направлений, предлагаемых в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия.
Основная идея реализации государственной политики в отношении молодежи на период до 2020 года определена пониманием ценности молодежи как единственного источника капитализации человеческих ресурсов, а также необходимостью грамотного инвестирования и эффективного управления этим ресурсом. Молодежь является потенциальным трудовым ресурсом и носителем политики в различных сферах жизни общества (экономики, культуры, здравоохранения, образования, сельского хозяйства и др.). Тем самым, работа с молодежью должна быть признана важнейшим направлением государственной политики и иметь статус приоритетного республиканского проекта.
Основным механизмом реализации приоритетного республиканского проекта является республиканская целевая программа, которая строится на принципах программно-целевого метода:
- адресность инвестиций для развития трудовых ресурсов региона;
- последовательность принимаемых решений и проводимых мероприятий;
- инновационность внедряемых технологий работы с молодежью;
- консолидация финансово-бюджетных ресурсов и эффективное управление ими для достижения поставленных цели и задач;
- результативность реализации Проекта;
- контроль расходования бюджетных средств, направленных на работу с молодежью.
Контроль за выполнением индикаторов государственной политики в отношении молодежи, функции по определению основных мероприятий Проекта возлагаются на Координационную комиссию по реализации государственной политики в отношении молодежи. Комиссия будет образована взамен действующего Совета по молодежной политике при Правительстве Республики Бурятия.
Общественная составляющая реализации Проекта будет возложена на Союз общественных организаций по работе с молодежью, который будет создан из числа общественных организаций, имеющих отделения более чем в 50 процентах муниципальных районов и городских округов республики. Данный Союз позволит создать вертикальную сеть общественных молодежных организаций.
Следует отметить необходимость создания современной инфраструктуры государственной политики в отношении молодежи: специализированные организации, позволяющее получать актуальные навыки и использовать современные технологии работы, оборудование, систему сбора и обработки актуальной и достоверной информации о возможностях и потребностях молодежи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, унифицированные условия работы с молодежью во всех муниципальных образованиях. Все перечисленные мероприятия имеют выраженный проектный характер и поэтому для их выполнения также предпочтителен программно-целевой метод.
Республиканская целевая программа станет инструментом координации принимаемых мер по работе с молодежью различных структур. Использование института республиканской целевой программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении актуальных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля за реализацией запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при проведении мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации Проекта.
Такая система реализации государственной политики в отношении молодежи обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в развитие региона.
В случае отсутствия нормативного регулирования вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи могут усилиться негативные тенденции социально-экономического положения современной молодежи и общества в целом.
Первое, снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития республики. В данной ситуации проигрывают обе стороны - в системе государственного управления будет отсутствовать актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким инновационным потенциалом, а у молодого человека будут ограничены, в том числе из-за отсутствия информации, возможности развития и не сформируется восприятие интеллектуальной деятельности как перспективной, социально и материально успешной карьеры.
Второе, снижение уровня вовлеченности молодежи в социальную практику. Данная тенденция проявится в гражданской, профессиональной, культурной, семейной сферах жизни молодого человека и создаст угрозу возникновения устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, нивелирования основ патриотизма и гражданственности. Это может сказаться на возможных путях развития региона, когда это поколение молодых людей станет основным трудовым ресурсом и носителем политики во всех сферах жизнедеятельности региона.
Третья тенденция - отсутствие системности в оказании поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящий момент в республике отсутствуют комплексные и целенаправленные меры по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей, членов экстремистских организаций) и как следствие - социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни. Соответственно, государство будет вынуждено направлять ресурсы не на развитие, а на преодоление негативной социальной ситуации.
Наконец, перечисленные выше негативные тенденции вызваны наличием системных проблем в реализации государственной политики в отношении молодежи. А именно, с одной стороны, не отработан механизм государственного заказа на формирование инвестиционной политики в отношении молодежи. С другой стороны, реальные запросы молодежи часто не находят отражения в программах региона.
В результате ситуация складывается таким образом, что инфраструктура поддержки молодежи не обеспечивает эффективную коммуникацию государства и молодежи.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении указанных проблем могут стать:
- сохранение большого количества молодых граждан, имеющих доходы ниже прожиточного уровня;
- усиление тенденции девальвации семейных ценностей (сохранение доли бездетных, неполных семей, закрепление социального сиротства как явления);
- увеличение количества молодых людей, вовлеченных в экстремистскую деятельность;
- повышение уровня конфликтогенного потенциала в сфере межнациональных отношений в молодежной среде;
- увеличение степени недоверия значительной части молодежи к ценностям демократии, к институтам власти и гражданского общества.
В случае отказа от принятия срочных мер в области государственной политики в отношении молодежи степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития региона в целом.
Решение обозначенных проблем не может быть локализовано в рамках деятельности одного органа исполнительной власти, поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу всех ведомств.
Основным преимуществом данного варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов при работе с молодежью, возможность создания основы для формирования новой государственной политики в отношении молодежи и обеспечения увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие региона. Кроме того, данная система позволит эффективно контролировать работу Правительства по реализации государственной политики в отношении молодежи.
Основной риск данного варианта заключается в возможном отсутствии понимания нового содержания государственной политики в отношении молодежи со стороны республиканских и муниципальных органов власти.
Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и возможного риска реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках приоритетного республиканского проекта с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Целью Проекта является формирование активной жизненной позиции молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи.
Задачами Проекта являются:
1. Стимулирование молодых людей к занятию инновационной деятельностью.
2. Совершенствование методов и технологий работы с молодежью.
3. Активное развитие молодежных общественных объединений.
4. Формирование установок толерантного поведения, конструктивного взаимодействия с людьми и группами людей независимо от их социального статуса, вероисповедания, национальности и состояния здоровья.
5. Воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности и российской идентичности.
6. Обеспечение максимального участия молодых людей во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями.
Достижение целей и решение задач Проекта осуществляются путем выполнения мероприятий по следующим направлениям: