РЕГЛАМЕНТ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Для повышения эффективности регионального управления в рыночных условиях все более настоятельной становится необходимость регулирования социально-экономических процессов на территории Республики Бурятия.
Централизованное директивное планирование на протяжении более 60 лет было главным регулирующим механизмом развития экономики России. Известны положительные и отрицательные стороны данного планирования. Опыт развитых стран свидетельствует о возрастающей роли государства в регулировании социально-экономических процессов в рыночных условиях.
Регулирующая роль государства в новых условиях заключается в создании законодательных и правовых предпосылок развития экономики, в проведении активной промышленной, внешнеэкономической, социальной политики и в прямом государственном управлении важнейшими жизнеобеспечивающими системами - инфраструктурой, научно-технической сферой, безопасностью граждан и др.
Предметом регулирования социально-экономических процессов в республике является комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между субъектами хозяйствования, органами управления и населением.
Задачи регулирования социально-экономических процессов в республике сводятся к тому, чтобы обеспечивались:
высокий жизненный уровень и благосостояние населения;
эффективное использование ресурсов республики;
комплексное решение социальных, экономических и экологических задач на основе баланса интересов всех субъектов.
Данный Регламент определяет механизм регионального управления в рыночных условиях на основе системы индикативного управления, которая определяет исполнителей, состав и последовательность принятия программно-управленческих документов, сроки исполнения и эффективность конечных результатов принятия управленческих решений исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, механизм взаимодействия с органами местного самоуправления.
Предлагаемый Регламент является не жесткой схемой централизованного установления определенного порядка для всех субъектов Республики Бурятия, а целостным комплексом гибких регулятивных положений организационного, правового, методического и информационного характера, позволяющим обеспечить заинтересованное и непротиворечивое взаимодействие исполнительных органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения при подготовке и реализации программно-управленческих документов, определяющих перспективы развития республики и территорий муниципальных образований.
1. Система индикативного управления - механизм государственного регулирования экономики и социальной сферы в рыночных условиях, в основе которого лежит совокупность целей, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления, соответствующих социально-экономической политике Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия.
2. Субъекты индикативного управления - исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия.
3. Объекты индикативного управления - макроэкономика Республики Бурятия, виды экономической деятельности, социальная сфера, муниципальные районы, городские округа, поселения, хозяйствующие субъекты.
4. Цель системы индикативного управления - обеспечение уровня экономической самодостаточности жителей республики, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований (районов, городских округов, поселений) в Республике Бурятия, республики в целом.
5. Система индикативного управления - многоуровневая (рис. 1):
республика;
отрасль - вид экономической деятельности;
территория муниципального образования (района, городского округа, поселения);
хозяйствующий субъект.
6. Система индикативного управления функционирует по схеме замкнутого контура управления (рис. 2):
установление целей (целеполагание);
прогнозирование;
планирование и реализация;
бюджетирование;
мониторинг, контроль и регулирование процесса управления;
нормативное правовое и методическое обеспечение.