ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
от 13 октября 2006 года N 512
ОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Утратил силу. Указ Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000201000014 (от 26.01.2010 N 3)
Изменения в ред. Указа Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000200700177 (от 03.05.2007 N 234)
В целях повышения эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Бурятия, во исполнение решений Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе и Высшего экономического совета Сибирского Федеральном округа от 16.11.2005 г. постановляю:
1. Установить в качестве основного инструмента региональной политики по интенсификации экономического развития систему комплексного планирования социально-экономического развития Республики Бурятия, включающую:
- стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период (20 лет);
- схему территориального планирования Республики Бурятия на долгосрочный период (20 лет), которая является территориальной проекцией стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период;
- прогноз и программу социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период (10 лет);
- программу социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период (3 - 5 лет);
- программу социально-экономического развития Республики Бурятия на краткосрочный период (1 год).
2. Правительству Республики Бурятия (Егоров И.М.):
2.1. Обеспечить внедрение системы комплексного планирования социально-экономического развития Республики Бурятия и разработку следующих программно-управленческих документов:
- во II квартале 2007 года - Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года;
- в IV квартале 2008 года - Схемы территориального планирования Республики Бурятия до 2027 года;
- во II квартале 2007 года - Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2012 годы и на период до 2017 года;
- до 31 декабря 2006 года - Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2007 год.
Пункт 2.1 в редакции Указа Президента Республики Бурятия от 03.05.2007 N 234
2.2. Создать Правительственную межведомственную комиссию для экспертизы программ социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия с целью обоснования целесообразности включения мероприятий программ социально-экономического развития муниципальных образований в республиканские целевые программы и оказания государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.
3. Установить в качестве механизма реализации системы комплексного планирования социально-экономического развития Республики Бурятия прилагаемый Регламент системы индикативного управления в Республике Бурятия (далее - Регламент).
4. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия осуществлять закрепленные за ними функции управления в соответствии с Регламентом.
5. Рекомендовать администрациям муниципальных образований (районов, городских округов, поселений) в Республике Бурятия:
- принять за основу Регламент и ввести его на уровне управления территорией муниципального района, городского округа, поселения (далее - муниципальные образования);
- во II квартале 2007 года разработать программы социально-экономического развития муниципальных образований на 2008-2012 годы и на период до 2017 года;
Абзац в редакции Указа Президента Республики Бурятия от 03.05.2007 N 234
- учитывать положения Регламента при разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
6. Признать утратившим силу подпункт 2.1 Указа Президента Республики Бурятия от 18.07.2000 г. N 153 "О совершенствовании государственного регулирования экономических процессов в Республике Бурятия".
7. Правительству Республики Бурятия (Егоров И.М.) в недельный срок подготовить проект правового акта Правительства Республики Бурятия о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Бурятия от 04.10.2001 г. N 346.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия
Л.В.Потапов
РЕГЛАМЕНТ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Для повышения эффективности регионального управления в рыночных условиях все более настоятельной становится необходимость регулирования социально-экономических процессов на территории Республики Бурятия.
Централизованное директивное планирование на протяжении более 60 лет было главным регулирующим механизмом развития экономики России. Известны положительные и отрицательные стороны данного планирования. Опыт развитых стран свидетельствует о возрастающей роли государства в регулировании социально-экономических процессов в рыночных условиях.
Регулирующая роль государства в новых условиях заключается в создании законодательных и правовых предпосылок развития экономики, в проведении активной промышленной, внешнеэкономической, социальной политики и в прямом государственном управлении важнейшими жизнеобеспечивающими системами - инфраструктурой, научно-технической сферой, безопасностью граждан и др.
Предметом регулирования социально-экономических процессов в республике является комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между субъектами хозяйствования, органами управления и населением.
Задачи регулирования социально-экономических процессов в республике сводятся к тому, чтобы обеспечивались:
высокий жизненный уровень и благосостояние населения;
эффективное использование ресурсов республики;
комплексное решение социальных, экономических и экологических задач на основе баланса интересов всех субъектов.
Данный Регламент определяет механизм регионального управления в рыночных условиях на основе системы индикативного управления, которая определяет исполнителей, состав и последовательность принятия программно-управленческих документов, сроки исполнения и эффективность конечных результатов принятия управленческих решений исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, механизм взаимодействия с органами местного самоуправления.
Предлагаемый Регламент является не жесткой схемой централизованного установления определенного порядка для всех субъектов Республики Бурятия, а целостным комплексом гибких регулятивных положений организационного, правового, методического и информационного характера, позволяющим обеспечить заинтересованное и непротиворечивое взаимодействие исполнительных органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения при подготовке и реализации программно-управленческих документов, определяющих перспективы развития республики и территорий муниципальных образований.
1. Система индикативного управления - механизм государственного регулирования экономики и социальной сферы в рыночных условиях, в основе которого лежит совокупность целей, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления, соответствующих социально-экономической политике Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия.
2. Субъекты индикативного управления - исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия.
3. Объекты индикативного управления - макроэкономика Республики Бурятия, виды экономической деятельности, социальная сфера, муниципальные районы, городские округа, поселения, хозяйствующие субъекты.
4. Цель системы индикативного управления - обеспечение уровня экономической самодостаточности жителей республики, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований (районов, городских округов, поселений) в Республике Бурятия, республики в целом.
5. Система индикативного управления - многоуровневая (рис. 1):
республика;
отрасль - вид экономической деятельности;
территория муниципального образования (района, городского округа, поселения);
хозяйствующий субъект.
6. Система индикативного управления функционирует по схеме замкнутого контура управления (рис. 2):
установление целей (целеполагание);
прогнозирование;
планирование и реализация;
бюджетирование;
мониторинг, контроль и регулирование процесса управления;
нормативное правовое и методическое обеспечение.
Уровень | Предмет | Объект | Субъект | Период реализации | Система индикаторов | |||||||||
Текущий | Краткосрочный | Среднесрочный | Долгосрочный | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1 уровень "Республика" | Социально-экономические процессы в Республике Бурятия | Экономика и социальная сфера | Правительство Республики Бурятия | Анализ и оценка социально-экономического положения РБ. Реализация Программы социально-экономического развития РБ. Реализация Плана действий. Исполнение государственного заказа на управление в РБ. Исполнение закона РБ о республиканском бюджете | Прогноз социально-экономического развития РБ. Программа социально-экономического развития РБ. План действий. Государственный заказ на управление в РБ. Республиканские целевые программы. Республиканский бюджет. Соглашения с территориями | Прогноз социально-экономического развития РБ. Программа социально-экономического развития РБ. Республиканские це-левые программы. Перспективный фи-нансовый план РБ. Соглашения с терри-ториями | Прогноз социально-экономического развития РБ. Стратегия социально-экономического развития РБ. Схема территориального планирования РБ. Программа социально-экономического развития РБ. Республиканские целевые программы | Система индикаторов социально-экономического развития РБ | ||||||
2 уровень "Отрасль - вид экономической деятельности" | Социально-экономические процессы в отрасли экономики или социальной сферы | Отрасль экономики или социальной сферы (вид экономической деятельности) | Отраслевое министерство (ведомство) | Анализ развития отрасли экономики РБ. Реализация Плана действий. Исполнение государственного заказа на управление в РБ. Реализация республиканских целевых программ | Прогноз развития отрасли. План действий. Государственный заказ на управление в РБ. Республиканские целевые программы. Соглашения с организациями | Прогноз развития отрасли. Программа развития отрасли. Республиканские це-левые программы. Соглашения с организациями | Прогноз развития отрасли. Стратегия развития отрасли. Республиканские целевые программы | Система индикаторов развития отрасли экономики или социальной сферы | ||||||
3 уровень "Территория муниципального образования (район, городской округ, поселение)" | Социально-экономические процессы территорий | Территория | Администрация муниципального образования в РБ | Анализ социально-экономического положения муниципального образования. Реализация Программы социально-экономического развития муниципального образования. Реализация Плана действий. Исполнение муниципального заказа на управление. Исполнение местного бюджета | Прогноз социально-экономического развития территории. План действий. Муниципальный заказ на управление. Муниципальные целевые программы. Местный бюджет. Соглашения с организациями | Прогноз социально-экономического развития территории. Программа социально-экономического развития территории. Муниципальные целевые программы. Соглашения с организациями. Перспективный финансовый план муниципального образования | Прогноз социально-экономического развития территории. Стратегия социально-экономического развития территории. Схема территориального планирования муниципального образования. Программа социально-экономического развития территории. Муниципальные целевые программы | Система индикаторов социально-экономического развития территории | ||||||
4 уровень "Хозяйствующий субъект" | Хозяйственная и финансовая деятельность организации | Организация | Администрация организации | Анализ хозяйственной и финансовой деятельности организации | Инвестиционный проект организации. Бизнес-план. Программа развития организации | Инвестиционный проект организации. Бизнес-план. Программа развития организации | Инвестиционный проект организации. Бизнес-план. Страте гия развития организации | Система индикаторов хозяйственной деятельности организации |
Рис. 1. Уровни системы индикативного управления в Республике Бурятия
Рис. 2. Система индикативного управления в Республике Бурятия
(ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)
1. Под индикатором (показателем) понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих в республике.
Качественная сторона индикатора (индикатор) отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная (показатель) - его размер, абсолютную или относительную величину.
Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития, индикаторы служат точным и объективным измерителем для соотнесения планируемых мероприятий с целями программно-управленческих документов.
2. Система индикаторов (показателей) в целом позволяет оценить исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия содержание и характер, происходящих в республике социально-экономических процессов, в том числе по видам экономической деятельности, в социальной сфере, в муниципальных образованиях и хозяйствующих субъектах.
3. Данная система индикаторов является основой построения системы регионального мониторинга и организации проведения анализа и контроля за реализацией программно-управленческих документов.
4. Кроме оценки реального социально-экономического положения, индикаторы направлены на:
задание уровня эффективного развития экономики и социального благополучия населения (пороговые значения), опережающего среднероссийский уровень;
планирование и оценку действий исполнительных органов государственной власти по достижению пороговых значений (государственный заказ на управление);
принятие регулирующих воздействий (внесение изменений и дополнений в программно-управленческие документы);
контроль за достижением запланированных результатов.
5. Перечень и содержание индикаторов устанавливаются Указом Президента Республики Бурятия о государственном заказе на управление и могут меняться в зависимости от складывающейся ситуации и особенностей социально-экономического развития республики.
6. Система индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия. (1 уровень - "Республика").
Система индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия включает в себя обобщенные макроэкономические индикаторы и индикаторы уровня жизни населения, которые характеризуют экономическое и социальное развитие республики по ограниченному кругу индикаторов (валовой региональный продукт на душу населения, индикаторы, отражающие намечаемые структурные сдвиги экономики, развитие видов экономической деятельности и социальной сферы).
Данная система индикаторов может включать индикаторы и показатели, устанавливаемые на уровне Российской Федерации и Сибирского Федерального округа.
Макроэкономические индикаторы включаются отдельным разделом в программы социально-экономического развития Республики Бурятия на долго-, средне- и краткосрочные периоды, Программу действий Правительства Республики Бурятия на период полномочий. Основой пороговых значений макроэкономических индикаторов являются прогнозные и статистические данные.
7. Система индикаторов социально-экономического развития отраслей экономики и социальной сферы. (2 уровень - "Отрасль - вид экономической деятельности").