В Республике Бурятия 486 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 116,5 тысяч учеников, работает 17,5 тысяч человек, в том числе 8,4 тысячи учителей. Все общеобразовательные учреждения республики с 2008 года переведены на новую систему оплаты труда, в основе которой вознаграждение за результаты труда. В настоящее время 76,3 % школьников республики обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям. В республике с 2011 года аттестация педагогических работников проводится по новым формам, которые позволяют объективно определять уровень квалификации учителей. Продолжается работа по укреплению и совершенствованию кадрового потенциала учреждений образования - осуществляются стажировки молодых учителей в образовательных учреждениях регионов, ведется работа по формированию кадрового резерва в муниципальных и государственных учреждениях образования.
В целях реализации принципа нормативного подушевого финансирования принят Закон Республики Бурятия от 11.07.2011 N 2210-IV "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия", вступивший в силу 1 сентября 2011 года. Согласно Закону нормативы установлены в зависимости от численности жителей в населенных пунктах, кроме того утверждены нормативы финансового обеспечения для малокомплектных школ, не зависящие от количества обучающихся. Финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденными Законом Республики Бурятия нормативами финансового обеспечения по количеству учащихся.
В Республике Бурятия с 1 апреля 2008 года новая система оплаты труда ориентирована на вознаграждение по результатам труда, реализуется во всех общеобразовательных учреждениях. Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений, разработанная на основе Модельной методики, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 N 289 "О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия". Органами местного самоуправления в республике утверждены Методики формирования фондов оплаты труда муниципальных общеобразовательных учреждений, в общеобразовательных учреждениях разработаны и утверждены локальные акты, внесены необходимые изменения и дополнения в учредительные документы.
Поддержание высокого качества предоставления образовательных услуг - приоритетная задача региональной системы образования. В целях развития системы оценки качества образования в 2011 году была разработана типовая модель системы менеджмента качества образования согласно международным стандартам ISO и начато ее внедрение.
Развивается многопрофильная экспертная сеть, внедрены некоторые механизмы аттестации и аккредитации экспертов. Деятельность сети регламентируется Положением об институте экспертов, Квалификационными требованиями к экспертам. Положение об институте экспертов, Квалификационные требования к экспертам утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 28.12.2011 N 2257 "Об утверждении нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность республиканской системы оценки качества образования Республики Бурятия".
Начата институционализация общественных экспертиз, внедряется механизм общественной и общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ и образовательных учреждений.
Продолжается работа по унификации показателей качества образования по ступеням, а также механизмов их оценки. Для начальной школы, согласно требованиям ФГОС второго поколения, разработана и утверждена критериально-индикативная база республиканской системы оценки качества образования.
Постановлением Правительства Республики Бурятия утверждена Концепция республиканской системы оценки качества образования, приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия утверждено Положение о республиканской системе оценки качества образования. Муниципальными органами управления в сотрудничестве с органами государственно-общественного управления разработаны нормативные документы муниципального уровня, регулирующие деятельность по оценке качества образования на уровне муниципалитета, образовательного учреждения.
В числе причин, сдерживающих качественное предоставление образовательных услуг в общем образовании, выделяются следующие:
- незавершенность процессов разработки региональной системы оценки качества образования;
- слабое влияние результатов процедур оценки качества образования на принятие управленческих решений на уровне региона, муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, аттестацию педагогических и управленческих кадров и повышение их квалификации;
- недостаточно сформирована нормативная правовая база в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" по разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;
- отсутствие адресной модели организации и финансирования системы повышения квалификации не позволяет эффективно обеспечивать повышение квалификации педагогических работников под задачи введения федерального государственного образовательного стандарта ступеней общего образования.
В Законе Республики Бурятия от 11.07.2011 N 2210-IV "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия" предпринята некоторая попытка расчета стоимости новых условий. Но при этом не удалось заложить принцип зависимости объема ассигнований от качества образования, поскольку до сих пор непонятно, на какие показатели качества ориентироваться, на основании чего рассчитать ассигнования.
В 2011 году в результате участия в открытых конкурсных процедурах Республика Бурятия стала победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по трем направлениям, в том числе по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".