ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2011 года N 290
 г. Улан-Удэ

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 30.12.2014 N 690, от 22.08.2016 N 392)


В соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. в части поддержки молодых семей Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года.

2. Министерству спорта и молодежной политики Республики Бурятия (Ангуров Б.Х.) разработать план мероприятий по реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 N 392)

2.1 - 2.2. Исключены. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 N 392.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия руководствоваться положениями Концепции при разработке муниципальных программ в отношении молодой семьи.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН






Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 10.06.2011 N 290


КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2020 ГОДА

(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.12.2014 N 690)


 1. Общие положения и анализ современного состояния молодых семей в Республике Бурятия


Концепция государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года (далее - Концепция) определяет роль и констатирует положение молодых семей, проживающих в Республике Бурятия, формирует систему мер, направленных на создание оптимальных условий для становления и стабилизации семейных отношений, эффективного выполнения функций, присущих институту семьи.

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия были определены Законом Республики Бурятия от 23.12.1992 N 283-XII "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия", которые на определенном этапе сыграли важную роль в вопросе становления данного направления в качестве государственной задачи. Осознание важности развития института молодой семьи проявилось и с реализацией Республиканской целевой программы "Жилище" в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы, вскрывшей наряду с проблемой обеспечения жильем молодых семей и ряд других социальных проблем, требующих дополнительного внимания со стороны государства.

Отдельные проблемы молодых семей обнаружили себя и в ходе работы межведомственной рабочей группы по решению вопросов молодежной возвратной миграции, утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от 28.04.2008 N 199-р.

Принятые в настоящее время нормативные документы в определенной степени влияют на регулирование общественных отношений, связанных с выстраиванием государственной политики в отношении молодой семьи, однако лишь по отдельным направлениям, зачастую разрозненно, при решении в целом вопросов молодежной политики проблемы молодой семьи поставлены на второй план, не учитывается специфика характера семейных отношений.

Настоящая Концепция призвана комплексно подойти к проблеме совершенствования в Республике Бурятия государственной политики в отношении молодой семьи, всемерно охватить и обозначить вопросы, требующие обсуждения на государственном уровне.

Наряду с изложенным необходимость разработки данной Концепции детерминируется рядом факторов.

Молодые семьи составляют значительную часть семей в Республике Бурятия, на которые возложены особые надежды в сфере трудовых отношений, воспроизводства населения республики, возрождения и сохранения культуры и традиций народов и др.

Выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех приоритетных национальных проектов России.

По данным статистики положение семьи в республике неустойчиво. В 2010 году на 8268 зарегистрированных браков приходилось 3782 развода, 1/3 всех разводов в семьях, существующих менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи. Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.

Деторождение напрямую связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). На сегодняшний день меры, реализуемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, значительно сказываются на демографической ситуации в стране, удалось достичь естественного прироста населения в стране, в том числе и в Республике Бурятия.

Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, не имея жилья и домашнего хозяйства. В этой связи для благополучия молодой семьи на республиканском уровне необходимо создать все условия, при которых она может использовать как собственный потенциал, так и поддержку со стороны государства и общества. Эта поддержка должна стать первоосновой государственной политики в отношении молодой семьи.

Проведенное в 2011 году социологическое исследование показало, что в настоящее время значительное количество молодых семей выступает исключительно в роли получателей различного рода материальных благ, социальных услуг, финансовой помощи от органов власти и общественных структур.

По мнению самих молодых семей необходимо решать такие проблемы, как жилищный вопрос (44%), борьба с молодежной безработицей (38%), низкая заработная плата (29%), очереди в детские сады (27%), слабая материальная обеспеченность материнства и детства (26%).

Часть семей самостоятельно решают свои материальные, жилищные, бытовые проблемы, заботятся о своем благополучии, успешно воспитывают детей, реализуют семейные и личные интересы. Благополучие молодых семей напрямую зависит от занятости ее членов в системе экономических отношений, возникающих на рынке труда. В настоящее время государство и общество не выделяют молодую семью как особый социальный субъект.

В силу достаточно низкого общественного статуса, обусловленного возрастом, молодые супруги испытывают определенные затруднения с поиском постоянной, достойно оплачиваемой работы (56%), организацией временной занятости (43%), не всегда легко адаптируются к условиям и содержанию конкретных видов осваиваемой трудовой деятельности (27%). Нередко представители молодежной группы становятся объектами возрастной дискриминации на рынке труда (22%), что либо не позволяет им трудоустроиться (39%), либо провоцирует быструю утрату возникшей занятости (46%).

В современных условиях становится все более очевидным, что при решении проблем экономического развития республики приоритетным должно быть поощрение среднего и малого предпринимательства, в том числе семейного, молодежного. Его значимость должна рассматриваться не только с экономических позиций, но и, что крайне важно, в социальном аспекте. Участвуя в предпринимательской деятельности или готовясь к ней, молодые люди успешно социализируются, генерируют и реализуют инновационные идеи, обладающие экономической, технической, общественной эффективностью. Они "заполняют" свободные "ниши", существующие на рынках товаров, услуг, работ, в социальной сфере, обеспечивают свою занятость, опираясь на собственные ресурсы, создают новые рабочие места для молодежи и других социальных категорий.

Деловая активность молодых супругов-предпринимателей способствует комплексному, разностороннему развитию молодых семей, позволяет им наращивать свой экономический, трудовой, профессиональный потенциал.

К числу основных препятствий на пути развития молодежного семейного бизнеса является отсутствие стартового капитала (72%), необходимых знаний и навыков ведения бизнеса (67%), зачастую ошибочное стремление к деятельности, приносящей по их мнению быстрые и большие доходы (торговля, интернет-кафе, платежные терминалы) (47%). Остается низким престиж тех сфер, развитие которых стимулирует государство (34%). Среди них - производственный, инновационный виды деятельности, требующие значительных затрат времени и тщательной проработки бизнес-проектов. Эти факторы не позволяют многим молодым семьям, желающими заниматься предпринимательством, заручаться господдержкой (76%). Решение данных проблем требует оказания консультативной и организационной помощи начинающим предпринимателям (69%), продвижения молодежных семейных бизнес-проектов (61%), обучения молодежи основам бизнеса в учебных заведениях (32%).

Проведенный опрос молодых супругов в аспекте значимости жизненных ценностей выявил приоритет семейного счастья, который доминирует как у мужчин, так и у женщин, как из числа городских, так и сельских семей. Это подчеркивает универсальную притягательность и устойчивость данной ценности для современной молодежи. Примерно таким же уровнем устойчивости и независимости от возраста и места жительства обладают ценности интересной работы и общения с друзьями.

На государственном уровне осознается необходимость государственной поддержки некоторых традиционных устоев в жизнедеятельности семьи. Среди них в том числе и семейная родословная культура. Коренное население Бурятии (как буряты, так и русские) сохранило много элементов традиционной культуры. Именно родословная культура содержала в себе на протяжении многих столетий очень важные элементы: повышение престижа семейного образа жизни в обществе; ориентация на семью с социально положительным потенциалом; популяризация здоровой, благополучной семьи и ответственного родительства.

Характерным оказался высокий уровень толерантности в вопросах межнациональных и межстатусных браков. По итогам социологического опроса 43% респондентов относятся положительно к браку между представителями разных национальностей, 45% - безразлично и только 13% - отрицательно, 6% - затруднились ответить. В отношении возможности брака с представителями другого государства и выезда за рубеж картина примерно схожая: положительно - 41%, безразлично - 48%, отрицательно - 9,4%, затруднились ответить - 9%. К брачному союзу между представителями разных социальных групп реакция в основном безразличная (50%), положительная (30%), отрицательная (13%) и 7% - затруднились с ответом.

Под благополучной молодой семьей в Республике Бурятия понимается семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, состоит в зарегистрированном браке, имеет двух и более детей, занимается их воспитанием и развитием, имеет доходы на каждого члена семьи не ниже прожиточного минимума, вносит вклад в социально-экономическое развитие республики.

Учитывая данные особенности молодой семьи, в Республике Бурятия будет принят ряд документов, направленных на концентрацию усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных структур в становлении, стабилизации молодого семейного союза и достижении им уровня благополучия.


2. Обоснование соответствия решаемой проблемы, целей и задач Концепции приоритетным целям и задачам Программы социально- экономического развития Республики Бурятия


Концепция должна обеспечить формирование качественно новых подходов к развитию и реализации государственной политики в Республике Бурятия в отношении молодой семьи, поддержку работы с молодыми семьями, осуществляемой в муниципальных образованиях.

Концепция направлена на определение содержания деятельности государственных органов Республики Бурятия по осуществлению политики в отношении молодой семьи, содействие муниципальным образованиям в реализации планов социально-экономического развития и местных программ и проектов, ориентированных на создание условий для самореализации позитивных интересов молодых семей, их общественных организаций и объединений.

Осуществление Концепции опирается на устойчивое социально-экономическое развитие Республики Бурятия, как одного из опорных регионов России, с учетом признания молодой семьи в качестве стратегического ресурса региона. При этом учитывается, что вклад молодых семей в достижение целей социально-экономического развития республики осуществляется, прежде всего, через рост их влияния на процессы, происходящие в экономике, посредством трудовой деятельности молодых супругов, а также на общественно-политическую и культурную жизнь региона. Учитывая эти факторы, государственная политика в Республике Бурятия в отношении молодой семьи представляет собой целостную систему мер правового, организационного, экономического, финансового, научного, информационного и кадрового характера, направленных на создание условий для оптимального осуществления молодыми семьями функций, присущих институту семьи. В реализации государственной политики должны участвовать органы государственной власти, по согласованию органы местного самоуправления, общественные объединения и иные социальные институты, осуществляя меры, направленные на создание и становление жизнеспособных, жизнеустойчивых и жизнедеятельных молодых семей, повышение уровня их субъектности в решении социально-экономических проблем, имеющихся в республике.

Основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 N 410, создают условия и являются фундаментальной основой для пересмотра государственной политики в отношении молодой семьи - от идеи патернализма и поддержки молодой семьи к идее создания и становления активных, жизнедеятельных молодых семей, превращения их в важнейший субъект государственной политики.

Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Указа Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, иных федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Республики Бурятия.

Концепция позволяет обеспечить адресность, последовательность, преемственность вложения средств в молодежную семейную политику республики, контроль за их расходованием, определить круг приоритетных направлений целевого инвестирования в интересах государства и молодых семей.

Реализация основных направлений Концепции предусматривает создание механизмов их осуществления и распространения на муниципальный уровень, а также формирование системы индикаторов вклада молодых семей в социально-экономическое и демографическое развитие Республики Бурятия.


3. Предложения по целям и задачам Концепции


Стратегической целью реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия является организация целостной системы мер правового, организационного, экономического, финансового, научного, информационного и кадрового характера, направленных на утверждение в сознании молодежи ценностей семейного образа жизни, создание условий для оптимального осуществления молодыми семьями функций, присущих институту семьи, становление и стабилизацию максимально возможного количества благополучных молодых семей.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу государственной политики в отношении молодой семьи на региональном и муниципальном уровне;

- обеспечить создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижение ею стабильной жизнедеятельности;

- создать условия, позволяющие молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для выполнения функций, присущих институту семьи;

- создавать возможности для развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, обеспечивающего достижение экономического благополучия семьи и ее вклад в социально-экономическое развитие республики;

- развивать имеющиеся и внедрять новые формы содействия молодым семьям в приобретении жилья и улучшении жилищных условий;

- совершенствовать систему государственных социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния молодых семей с детьми и особо нуждающихся молодых семей;

- организовать систему статистических данных по основным показателям жизнедеятельности молодых семей, проживающих на территории Республики Бурятия;

- возрождать и укреплять институт российской семьи на основе традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;

- обеспечивать сохранение семейной среды как естественной среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, развития, воспитания и социализации детей, организовать целостную систему подготовки молодежи и молодых супругов по вопросам семейной жизнедеятельности;

- поощрять социально значимые инициативы молодых семей;

- организовать систему специализированного туризма для молодых семей с обучающими и познавательными программами;

- развивать и внедрять в практику формы и методы привлечения молодых семей в процесс реализации молодежной семейной политики.


4. Ориентировочные сроки и этапы реализации Концепции


Реализация Концепции будет осуществляться по 31 декабря 2020 года в два этапа.

Первый этап - по 31 декабря 2016 года. В процессе реализации этапа выявляются, анализируются и включаются в работу ресурсы, внедряются инновационные социальные проекты; происходит совершенствование механизмов проведения грантовой политики, поддерживающей общественные объединения и органы местного самоуправления, работающие с молодыми семьями. На первом этапе разрабатываются и принимаются нормативно-правовые документы по определению государственной политики в отношении молодой семьи. Организуется учет статистических данных и анализ положения молодых семей в Республике Бурятия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»