ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 мая 2002 года N 133
О ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200800310 (от 23.05.2008 N 264)
Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200200125 (от 23.07.2002 N 193)
НГР ru04000200700125 (от 26.03.2007 N 95)
За период рыночных преобразований торговля Республики Бурятия претерпела коренные изменения. Анализ состояния потребительского рынка показывает, что в торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.
Однако, регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляются диспропорции в развитии отдельных звеньев системы на территории городов и районов Республики Бурятия.
В целях формирования торговой политики на территории Республики Бурятия и создания наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения качества и культуры обслуживания Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия:
1.1. Осуществлять торговую политику на территории городов и районов в соответствии с основными направлениями Концепции развития торговли и общественного питания на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.07.2001 N 244.
1.2. При разработке нормативных документов по регулированию вопросов развития потребительского рынка руководствоваться рекомендуемыми Правилами и Порядком работы организаций торговли и общественного питания согласно приложениям N N 1 - 5.
1.3. В двухмесячный срок разработать и представить в Государственный комитет Республики Бурятия по торговле, материальным ресурсам и услугам предложения по поэтапному переводу торговли продовольственными товарами, осуществляемой с открытых мини-рынков, в крытые комплексы, отвечающие требованиям современной архитектуры и эстетики.
1.4. Руководствоваться ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий" и требованиями статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при согласовании типов и видов предприятий потребительского рынка, их вывесок.
1.5. Принять меры по восстановлению недействующих объектов торговли в отдаленных и малонаселенных пунктах.
1.6. Ввести мониторинг локальных розничных рынков потребительских товаров.
1.7. Способствовать развитию сети фирменной и комиссионной торговли, сети специализированных магазинов.
1.8. Привести действующие нормативно - правовые документы по вопросам торговой деятельности в соответствие с данным постановлением.
1.9. Создать отделы по развитию и регулированию вопросов торговли, общественного питания и укомплектовать их квалифицированными специалистами.
2. Рекомендовать Администрации г. Улан-Удэ (Айдаев Г.А.):
2.1. Разработать программу развития инфраструктуры оптовых рынков г. Улан-Удэ на 2002 - 2004 годы.
2.2. В срок до 2004 года вывести с территории рынков контейнеры, временно приспособленные для торговли.
3. Государственному комитету Республики Бурятия по торговле, материальным ресурсам и услугам (Дамбаин В.Ц.):
3.1. Установить совместно с органами государственного управления, контролирующими органами и органами местного самоуправления контроль за реализацией Мероприятий по выполнению постановления Правительства Республики Бурятия от 03.07.2001 N 244 "О Концепции развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы" (приложение N 6).
3.2. Совместно с Управлением Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Республике Бурятия (Зурбанова А.Г.), Бурятским территориальным Управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (Борголов Л.А.), Бурятским Центром стандартизации, метрологии и сертификации (Белькова С.А.), Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.), Управлением ветеринарии Республики Бурятия (Смолин В.В.), Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия (Цыреторов С.Ц.) провести выездные семинары в районах республики по вопросам применения нормативно - правовых актов, регламентирующих работу организаций потребительского рынка.
4. Считать утратившими силу:
- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 31.10.1995 N 632-р;
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАВИЛА работы организаций розничной торговли
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы организаций розничной торговли (далее - магазины) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.
2. Магазин - торговая организация, осуществляющая куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
3. Магазины классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные.
4. Магазины определенного вида классифицируют на типы в зависимости от ассортимента товаров, размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания.
5. Тип магазина согласовывается с органами местного самоуправления с учетом планов (схем) развития и размещения сети организаций розничной торговли.
6. Ассортимент реализуемых магазином товаров должен соответствовать виду и типу магазина.
7. Основной задачей магазина является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его типу, и обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупку, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
8. В магазинах должны выполняться:
- правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 с дополнениями и изменениями;
- правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 г. N 569 с дополнениями и изменениями;
- правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 918.
9. Магазин должен иметь вывеску с указанием его фирменного наименования, типа, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса, отдельно вывеску по режиму работы магазина.
10. Режим работы государственным (муниципальным) магазинам устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим работы магазинов, основанных на иных формах собственности, определяется собственником при согласовании с органами местного самоуправления.
11. Работа организаций розничной торговли регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка.
При закрытии магазина на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы магазина, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены. В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции). За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
12. При закрытии магазина для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования покупатели извещаются специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего магазина, торгующего аналогичными товарами.
При ликвидации магазина руководитель заблаговременно уведомляет об этом органы местного самоуправления.
13. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для магазинов соответствующего типа. Оборудование магазина и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии. Средства измерения в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерения удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
14. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
15. Минимальная торговая площадь магазина в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 не должна быть менее 18 кв. метров.
Планировка и технические возможности магазина должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдения правил личной гигиены работниками, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.
16. Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации.
17. Планировка магазинов и рациональное функционирование торгово-технологического процесса должны обеспечивать требуемые условия приемки, хранения, предпродажной подготовки при реализации непродовольственных товаров.
18. Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать Федеральному закону от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и правилам охраны труда в организациях розничной торговли (ПОТ РО-95120-001-94 от 13.07.1994 г. N 68).
19. В магазинах рекомендуется механизировать трудоемкие процессы.
20. Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях, с отдельным входом.
21. Приемка товаров народного потребления должна осуществляться в соответствии с Инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" от 15.06.1965 г. N П-6, "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" от 25.04.1966 г. N П-7 с учетом последующих изменений и дополнений - в случае, когда это предусмотрено договорами поставки, другими действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная и т.д.).
22. В магазины принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.
23. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной или счет-фактуре должны быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) или их качество (удостоверения качества, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т.п.).
24. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах работники магазина обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не более +6 градусов С.
25. Продукты, имеющие специфический запах (сельдь, специи и т.п.), должны храниться отдельно от товаров, воспринимающих запахи.
26. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных и подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых материалов.
27. В магазины, встроенные, встроенно-пристроенные в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23 до 7 часов) не должен осуществляться.
28. К моменту открытия магазин должен быть подготовлен к работе: товары снабжены четко оформленными ценниками, осуществлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
29. В магазинах, реализующих продовольственные товары, допускается, в зависимости от торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания, продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.
30. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты.
31. В магазинах, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.
32. Магазин должен иметь на все реализуемые товары документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья населения, в соответствии с требованиями нормативной и технической документации.
В соответствии с законами Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом магазин несет ответственность за качество реализуемых товаров.
33. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с правилами пользования мерами и измерительными приборами в организациях торговли.
34. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, согласно обязательным требованиям стандарта.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю без взимания за упаковку дополнительной платы.