ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2001 года N 244


О концепции развития торговли и общественного питания
Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы


В целях определения и реализации основных направлений развития торговли и общественного питания в республике, способствующих улучшению торгового обслуживания населения, Правительство Республики Бурятия

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития торговли и общественного питания Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы.

2. Государственному комитету Республики Бурятия по торговле, материальным ресурсам и услугам (Дамбаин В.Ц.) до 1 ноября 2001 года разработать мероприятия по реализации Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Республики Бурятия при разработке нормативных документов, связанных с развитием торговли и общественного питания, учитывать основные положения настоящей Концепции.


Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ

     

     
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 03.07.2001 N 244

     

КОНЦЕПЦИЯ
развития торговли и общественного питания
Республики Бурятия на 2002 - 2010 годы


I. Современные тенденции развития потребительского рынка
и основные цели реорганизации торговли Республики Бурятия



За период рыночных преобразований торговля Республики Бурятия претерпела коренные изменения. Изменилась и инфраструктура сферы потребительского рынка.

Анализ состояния потребительского рынка показывает, что в торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.

По состоянию на 1 января 2001 года в целом по республике функционирует 3044 предприятия розничной торговли, 1058 предприятий общественного питания, 349 павильонов, 717 киосков, 106 рынков по торговле продовольственными, непродовольственными и смешанными товарами на 8989 рабочих мест, в том числе крытых рынков - 33 на 2134 рабочих места.

В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности - 97,4%, из них частные - 82%, потребкооперация - 2,9 процента.

Наряду с положительными тенденциями социально - экономическая ситуация в сфере торговли и общественного питания остается сложной. Общий системный кризис в экономике определил и системный кризис на потребительском рынке Республики Бурятия.

Для потребительского рынка характерны недостаточное законодательно - правовое и нормативное обеспечение. За последние годы оказались утерянными рычаги государственного регулирования потребительского рынка, ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития инфраструктуры товарных рынков. На потребительском рынке реализуются значительные по объему теневые доходы.

Перед республикой стоит сложнейшая задача структурной и технологической реорганизации реального сектора экономики. Местные товаропроизводители в силу ряда причин потеряли значительную часть внутреннего рынка сбыта своей продукции, что отрицательно сказывается на уровне экономической безопасности Республики Бурятия.

Стремление значительной части предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, связанной с реализацией товаров и организацией обслуживания, привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества.

Сформировалась достаточно сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорция в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование, в основном, мелких и средних предприятий.

Увеличение количества промежуточных звеньев в процессе товародвижения, возрастание издержек, бессистемное осуществление оптовой и торгово - посреднической деятельности привело к неоправданному росту цен на потребительском рынке.

Ослабление внимания к решению отраслевых проблем развития торговли выразилось в дезорганизации информационной системы, что, в свою очередь, усилило рыночную неопределенность.

Назрела необходимость создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений на потребительском рынке республики.

Цели и задачи концепции


Главной целью на период до 2010 года является обеспечение благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования потребительского рынка Республики Бурятия всех форм собственности, более полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги общественного питания, повышения культуры обслуживания.

Достижение главной цели связано с внедрением среднесрочной Программы социально - экономического развития республики на 2002 - 2004 годы, раздел "Потребительский рынок", и решением следующих задач:

- совершенствование нормативно - правовой базы деятельности субъектов потребительского рынка;

- совершенствование механизма государственного регулирования торговли, направленного на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей;

- разработка комплекса мер по совершенствованию инфраструктуры рынка (оптовая, розничная торговля, общественное питание);

- восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей для теневого оборота;

- восстановление единой информационной системы внутренней торговли.

С учетом наметившихся тенденций развития торговли на современном этапе целью настоящей Концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно - правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие рынка Бурятии в целом.

II. Развитие инфраструктуры потребительского рынка


2.1. Развитие оптовой торговли


Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения потребительских товаров.

Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.

Цели, задачи и функции оптовой торговли в рыночно -
ориентированной системе хозяйственных отношений

     

Оптовая торговля в условиях рыночного хозяйствования является объективной реальностью и необходимостью.

Ее основными функциями должны стать:

1. Собственно торгово - посредническая деятельность, включающая закупку товаров у производителей или иных владельцев для последующей перепродажи оптовым покупателям всех форм собственности.

2. Производственно - сбытовая деятельность:

- преобразование производственного ассортимента потребительских товаров в торговый;

- концентрация товарной массы, формирование товарных запасов;

- хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров;

- оказание транспортно - экспедиционных услуг.

3. Коммерческое посредничество:

- предоставление услуг по установлению хозяйственных связей между поставщиками и оптовыми покупателями;

- организация каналов сбыта и приобретения товаров посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли.

4. Предоставление финансово - расчетных и кредитных услуг:

- коммерческое кредитование покупателей и продавцов;

- коммерческое финансирование мероприятий по насыщению рынка недостающими товарами повышенного спроса.

5. Информационное и консалтинговое обслуживание участников товарно - денежного оборота на потребительском рынке.

Используя свое положение на пересечении информационных потоков, они способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Эта информация включает следующие элементы:

- определение емкости рынка;

- характеристика рыночной ситуации;

- изучение возможности выхода на внешний рынок;

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;

- изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

- изучение рынка товаров и возможностей его реализации;

- разработка предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

Долговременными задачами государственной политики в области развития оптовой торговли должны стать:

- структурная перестройка оптовой торговли, включая распространение таких форм ее организации, которые максимально сориентированы на малое предпринимательство;

- рационализация использования сложившейся в оптовом звене материально - технической базы;

- развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

- стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.

Целями развития оптовой торговли должны стать:

- создание развитой структуры товародвижения;

- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

Структурная политика развития оптовой торговли

     

Долговременной целью структурной политики развития оптовой торговли должно стать обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, гарантирующих наполнение потребительского рынка товарами, их беспрепятственное продвижение по каналам распределения, активизацию отечественных товаропроизводителей.

Достижение этой цели возможно на основе последовательного развития как типового, так и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

Типовое разнообразие оптовых структур является следствием различных масштабов их деятельности. В связи с этим следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.

Оптовые предприятия республиканского уровня закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых предприятиях федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Их главная задача - обеспечение товарами республиканского товарного рынка.

Группу предприятий республиканского уровня будут образовывать как автономные оптовые структуры, так и сбытовые подразделения промышленных предприятий (от производителя), а также оптовые структуры крупных розничных предприятий (от розничного торговца).

Видовое разнообразие оптовых структур

     

Организованный рынок потребительских товаров в фазе их оптовой реализации может быть сформирован при обеспечении равноправного функционирования разнообразных оптовых структур. Основу их составляют специализированные оптовые предприятия (включая товаропроизводящие и крупные розничные), осуществляющие полный комплекс закупочно - сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Эти оптовые структуры в своей работе взаимодействуют, в основном, с крупными производителями товаров и крупными розничными предприятиями.

Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.

Среди данных оптовых торговцев могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»