ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2012 года N 55
О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 06.08.2015 N 362.
____________________________________________________________________
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 411; НГР: RU57000201200992;
постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 г. N 516; НГР: RU 57000201201308}
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей, а также в целях реализации постановления Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы" Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить:
состав регионального совета по модернизации системы общего образования в Орловской области в 2012 году согласно приложению 1;
комплекс мер по модернизации системы общего образования в Орловской области в 2012 году согласно приложению 2.
2. Управлению пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области (М. Е. Ивашина) опубликовать настоящее постановление в газете "Орловская правда", а также разместить в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 16 февраля 2012 г. N 55
Состав регионального совета по модернизации системы общего образования в Орловской области в 2012 году
Ревякин | заместитель Председателя Правительства Орловской области, руководитель блока социального развития, председатель совета |
Гоцакова | депутат Орловского областного Совета народных депутатов, сопредседатель совета (по согласованию) |
Казначеева Галина Анатольевна | руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, заместитель председателя совета |
Зубова | начальник отдела образования администрации Залегощенского района (по согласованию) |
Ивашина | начальник управления пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области |
Коростелева | начальник управления финансов Департамента обр азования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Кусков | начальник отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района (по согласованию) |
Лабейкина | директор бюджетного образовательного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" |
Мартынова | начальник управления образования Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Перелыгина Надежда Михайловна | председатель обкома профсоюзов работников народного образования и науки (по согласованию) |
Ревин | глава Ливенского района (по согласованию) |
Рудаков | глава Новодеревеньковского района (по согласованию) |
Савченко | руководитель Орловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания (по согласованию) |
Щипкова | руководитель Департамента финансов Орловской области |
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Орловской области в 2012 году
1. Текущее состояние системы общего образования в Орловской области.
По состоянию на 1 декабря 2011 года в Орловской области действуют 411 общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, из них: 403 муниципальных, 4 областных (в том числе 3 вечерние при исправительных учреждениях) и 4 негосударственных общеобразовательных учреждения с общей численностью обучающихся 71 228 человек.
Кроме того, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются в 4 образовательных учреждениях интернатного типа, в которых обучаются 613 человек.
Система общего образования в Орловской области развивается в соответствии с основными направлениями, определенными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", комплексом мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" и областными целевыми программами в сфере образования.
Расходы консолидированного бюджета по отрасли имеют тенденцию к увеличению и составляли по годам:
2009 год - 5 508 336,4 тыс. рублей;
2010 год - 6 336 093,4 тыс. рублей;
2011 год - 7 536 084,2 тыс. рублей.
Во исполнение Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" завершена работа по созданию казенных и бюджетных образовательных учреждений.
Средняя наполняемость классов в 2011 году составляла 6 человек в сельских, 22 - в городских школах, что ниже среднероссийского показателя.
В 2011 году количество учащихся по Орловской области на одного учителя составляло: в городской местности 13,55, в сельской - 4 человека. В среднем на одного учителя приходится 8,6, на одного сотрудника из числа прочего обслуживающего персонала- 8,9 обучающихся. Соотношение фонда оплаты труда педагогического и прочего обслуживающего персонала в среднем по области составляет 48 % и 52 % соответственно. Согласно порядку определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ, утвержденному Законом Орловской области от 25 декабря 2008 года N 868-ОЗ, доля расходов на фонд оплаты труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала определена на уровне 35 % от общего фонда оплаты труда в городских общеобразовательных учреждениях, 40 % - в сельских, 25 % - в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.
В IV квартале 2011 года средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений превышала среднюю по экономике региона за I квартал 2011 года (12 998, 30 руб.) на 1,6 %. Вместе с тем, повышение заработной платы другим категориям педагогических работников общеобразовательных учреждений не осуществлено.
Общая численность работников общеобразовательных учреждений на отчетный период составляет 15 539 человек (город - 8 382, село - 7 157 человек), из них педагогических работников - 8 756 человек (город - 4 447, село - 4309), прочих работников - 6 783 человека (город - 3 935, село -2 848).
На начало 2011-2012 учебного года доля педагогических работников общеобразовательных учреждений Орловской области, имеющих стаж работы более 20 лет, составила 54,8 %, от 10 до 20 лет - 29,5 %, от 5 до 10 лет - 8,3 %, от 2 до 5 лет - 3,9 %, менее 2 лет - 3,5 %.
В области продолжается работа по модернизации системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Реформируется модель повышения квалификации, формируется новый порядок итоговой аттестации слушателей и промежуточного контроля, расширяется доступность предлагаемых образовательных услуг.
Бюджетным образовательным учреждением Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" (далее - Орловский институт усовершенствования учителей) активно внедряется модульно-накопительная система повышения квалификации педагогов. Обучение проводится по индивидуальным учебным планам, изменения в которые могут вноситься по результатам входной диагностики, что позволяет в полной мере удовлетворить большинство запросов педагогов. В рамках модернизации и обновления форм повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений на базе школ-победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование" активно создаются стажерские площадки.
Система повышения квалификации и переподготовки работников образования развивается в условиях социального и профессионального партнерства с учреждениями высшего профессионального образования области.
На сайте Орловского института усовершенствования учителей размещены нормативные документы, регламентирующие новый порядок аттестации педагогических работников области, требования по аттестации педагогических работников на предмет соответствия занимаемой должности.
Ежегодно в области проводятся конкурсы профессионального мастерства для всех категорий педагогических работников. Наблюдается рост активности участия педагогов в конкурсном движении. В региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года" введены номинации "Будущий учитель" и "Молодой учитель". Средний возраст участников конкурсов за последние пять лет варьируется в рамках 27 - 32 года.
Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования в регионе к введению нового федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), осуществлено опережающее введение ФГОС в начальной школе.
Большое внимание уделяется введению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. На сегодняшний день приоритетными являются: социально-гуманитарный - 50 класс-комплектов, социально-экономический 31, физико-математический 27, информационно-технологический - 17, химико-биологический - 20. В лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов профильное обучение ведется по индивидуальным учебным планам. С 1 сентября 2011 года в штатное расписание отдельных общеобразовательных учреждений введена должность тьютора.
Поиску и поддержке талантливых детей способствуют:
участие школьников в олимпиадном движении, всероссийских и региональных конкурсах и акциях;
работа областной очно-заочной школы для одаренных детей "Интеллект".
В Орловской области формируется региональная система оценки качества образования (РСОКО), распространяющаяся на уровень образовательного учреждения, муниципального района, региона и включающая следующие элементы:
1) лицензирование образовательной деятельности;
2) государственная аккредитация образовательных учреждений;
3) проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);
4) проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, (далее - ГИА) с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальной экзаменационной комиссии;
5) организация проведения диагностики учебных достижений обучающихся;
6) мониторинг состояния системы образования Орловской области с использованием индикаторов и показателей по оценке качества образования;
7) контрольно-надзорная деятельность;
8) аттестация педагогических и руководящих работников.
Количество учебных предметов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ увеличилось в 2011 году до 14. Доля выпускников образовательных учреждений, проходивших итоговую аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ, составила 99 %, доля выпускников образовательных учреждений, проходивших аттестацию по 3 и более предметам в форме ЕГЭ, - 89 %.
Одним из показателей качества образования является прохождение выпускниками государственной (итоговой) аттестации и получение ими аттестата о среднем полном (общем) образовании.
В Орловской области в 2011 году 98,7 % выпускников получили аттестат о среднем полном (общем) образовании, 11,2 % выпускников окончили школу с медалями "За особые успехи в учении".
ГИА выпускников 9 классов с использованием механизмов независимой оценки знаний проводится в регионе с 2009 года. Доля выпускников 9 классов, принявших участие в государственной (итоговой) аттестации в новой форме, составила в 2011 году 93 %.
При проверке работ по математике и физике была впервые использована автоматизированная информационная система обработки материалов и результатов АИС "ГИА".
В области создана система подбора, утверждения и обучения кадров для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Подготовка специалистов осуществляется Орловским институтом усовершенствования учителей и казенным учреждением Орловской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - РЦОКО). В 2011 году в области было обучено 1 324 человека, из них 11 посетили курсы в Москве.
Диагностика учебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений ежегодно проводится в 9-11 классах по контрольно-измерительным материалам, идентичным материалам ЕГЭ и ГИА в новой форме, что дает возможность ребенку оценить свои возможности перед сдачей выпускных экзаменов, родителям - получить объективную картину успехов своих детей.
Доля охвата обучающихся диагностическими процедурами увеличилась на 84 % в сравнении с 2010 годом.
Результаты предварительных диагностических и оценочных процедур качества образования используются также при проведении процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений. В 2011 году по такой схеме было аккредитовано 9 образовательных учреждений.
Сохранению и укреплению здоровья школьников способствует обеспечение за счет бюджетных средств горячим питанием всех учащихся муниципальных общеобразовательных школ с 1 по 11 класс, дополнительно в рацион учащихся 1-9 классов входит бесплатное молоко за счет средств областного бюджета.
Условия для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях Орловской области созданы в 52 % школ. Из них в 69,3 % учреждений имеются в наличии спортивные залы, в том числе в 28,5 % учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Бассейнами оснащены 1,1 % общеобразовательных школ и 0,9 % учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, спортивными площадками - 91,7 % и 65,7 % соответственно. Доля спортивных площадок с искусственным покрытием составляет 2,2 %, с естественным покрытием - 87,4 %.
Доля общеобразовательных учреждений, в которых введен третий час физической культуры, составляет 100 %.
В целях обеспечения доступности образования в 2011 году бесплатный и безопасный подвоз к месту учебы и обратно для 4041 учащихся обеспечивает 171 школьный автобус (61 - закуплены в 2011 году и оборудованы системами ГЛОНАСС и Алкозамок) по 318 маршрутам.
Во всех школах области обеспечена возможность использования образовательных ресурсов сети Интернет с одновременным ограничением доступа к информации, несовместимой с задачами образования и воспитания, осуществляется переход на свободное программное обеспечение.