Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2010 года N 4

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 08.05.2014 N 113; НГР: ru57000201400252}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 28.12.2011 N 461; НГР: RU57000201100836;
постановление Правительства Орловской области от 30.10.2012 г. N 385; НГР: ru57000201200932}

В целях эффективного развития туристской отрасли Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" согласно приложению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития В. В. Полякова.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 12 января 2010 N 4

(В редакции постановления Правительства
Орловской области от 30.10.2012 г. N 385)

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"

Орловская область 2010 год


Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"

Наименование
 программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее – также Программа).
 Программа входит в состав государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)"

Основания для
 разработки
 Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

 Закон Орловской области от 7 октября 1999 года  N 123-ОЗ "О туристской деятельности на территории Орловской области";

 распоряжение Правительства Орловской области  от 7 октября 2009 года N 160-р

Заказчик
 Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Управление культуры и архивного дела Орловской области

Руководитель
 Программы

начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области

Ответственный
 исполнитель
 Программы

заместитель начальника Управления - начальник отдела культурного наследия и туризма Управления культуры и архивного дела Орловской области

Цели и задачи
 Программы

Основная цель Программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного
 туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы региона за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
 Подцели Программы:
 развитие въездного туризма;

 развитие внутриобластного туризма.
 Задачи Программы:
 1) создание благоприятных условий для развития
 регионального туризма;

 2) развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;

 3) развитие материально-технической базы туризма;

 4) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;

 5) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Целевой индикатор 1 - объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
 Целевой индикатор 2 - количество обслуженных туристов и экскурсантов.
 Целевой индикатор 3 - количество туристских фирм, работающих на областном рынке.
 Целевой индикатор 4 - количество средств размещения туристов, работающих на областном рынке

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

Срок реализации Программы - 2011–2015 годы.
 Исполнение программных мероприятий предусмотрено в два этапа:
 подготовительный этап - 2011–2012 годы;

 основной этап - 2013–2015 годы

Объемы и источники финансирования

Общая сумма расходов на финансирование Программы составит 4 964 650 тысяч рублей, в том числе:
 в 2011 году - 1 074 930 тысяч рублей;

 2012 году - 1 146 685 тысяч рублей;

 2013 году - 509 100 тысяч рублей;

 2014 году - 1 220 740 тысяч рублей;

 2015 году - 1 013 195 тысяч рублей.
 По источникам финансирования Программы денежные средства распределяются следующим образом:
 федеральный бюджет - 3 820 тысяч рублей;

 областной бюджет - 5 400 тысяч рублей;

 местные бюджеты - 4 675 тысяч рублей;

 внебюджетные источники - 4 950 755 тысяч рублей.
 По направлениям затрат финансирование Программы распределяется следующим образом:
 капитальные вложения - 4 943 700 тысяч рублей;

 прочие нужды - 20 950 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической
 эффективности

Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;

 привлечение дополнительных инвестиций в экономику области;

 рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам;

 улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона;

 улучшение материально-технической базы туризма.
 Программа характеризуется высокой степенью бюджетной эффективности, определяемой как сальдо между расходами бюджетных безвозвратных средств, выделяемых на программные мероприятия, и налогами, поступающими в областной бюджет. Большой объем инвестиций из внебюджетных источников подтверждает инвестиционный характер Программы. Ее реализация позволит на 1 рубль средств областного бюджета привлечь  916 рублей внебюджетных инвестиций.  При условии ежегодного и полного финансирования програ ммных мероприятий бюджетная эффективность Программы за весь срок ее реализации может составить порядка  276 миллионов рублей

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

1.1. Характеристика российской индустрии туризма

Туризм сегодня стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики, потенциал которого в России не используется в полном объеме.

В России в туристской и сопутствующих отраслях занято 5,6 % от общей занятости населения (в мире в среднем - 8 %). По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 % ВВП (в среднем в мире – 9,7 %), инвестиции в туристскую индустрию России составляют 12,1 % от общих инвестиций. По данным Росстата, в 2008 году в Россию въехали с туристскими целями 2,3 миллиона граждан, туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона россиян, а внутренний туристский поток достиг 30,3 миллиона человек.

В опубликованном в 2009 году рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума из 113 стран мира Россия заняла 59-е место, поднявшись на 5 строк по сравнению с 2008 годом. При этом динамика ежегодного роста вклада туризма в ВВП в России значительно превышает среднемировую и составляет 28,8 % за период с 2002 по 2007 годы (мировой рост за тот же период - 9,4 % в год). По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. При этом основным конкурентным преимуществом России в сфере туризма считается богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности.

По прогнозу Всемирной туристской организации, Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.

Туризм стимулирует создание новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли и сопутствующих отраслях. Туристская отрасль характеризуется высоким мультипликативным эффектом - 2,8, опережая такие сферы, как нефтепереработка и машиностроение.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, относится 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действует 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.

Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) пляжный туризм - 38 %;

2) культурно-познавательный туризм - 20 %;

3) деловой туризм - 18 %;

4) спортивный туризм - 8 %;

5) оздоровительный туризм - 7 %;

6) круизный туризм - 3 %;

7) сельский туризм - 2 %;

8) событийный туризм - 1 %;

9) паломнический туризм - 1 %;

10) экологический туризм - 1 %;

11) прочие виды туризма - 1 %.

В настоящее время туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.

Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо сильное государственное участие в решении проблем туристской отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма.

Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.

1.2. Характеристика туристской отрасли Орловской области

Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туризма. В отрасли работает 7 туроператорских компаний, 88 туристских агентств, 17 гостиничных хозяйств, 4 санатория, пансионат, 15 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2011 года составил порядка 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 2500 человек.

Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.

В древности Орловщина оказалась отдалена от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав Российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности на территории Орловской области сохранились уникальные народные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций, которые вскормили целую плеяду писателей, поэтов, философов, художников, прославивших не только Орловщину, но и Россию.

В Орловской области рейтинг популярности различных видов и направлений въездного и внутриобластного туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) культурно-познавательный туризм - 43 %;

2) природно-экологический туризм - 35 %;

3) лечебно-оздоровительный туризм - 7 %;

4) деловой туризм - 5 %;

5) паломнический туризм - 4 %;

6) событийный туризм - 3 %;

7) спортивный туризм - 2 %;

8) сельский туризм - менее 1 %.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить в рамках Программы, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Орловской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной, коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также недостаточная привлекательность и известность туристского продукта нашего региона.

Развитие основных параметров туристской отрасли области начиная с 2010 года, а также прогноз на срок реализации Программы представлены на диаграммах 1-3.

Диаграмма 1*

________________

* Диаграмма 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.          

Количество туристских фирм на региональном рынке

Диаграмма 2*

________________

* Диаграмма 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     

Количество обслуженных туристов и экскурсантов (чел.)

1.3. Основные направления, проблемы и перспективы развития отрасли

по видам регионального туризма

Главной задачей развития различных видов туризма в Орловской области является определение стратегического плана мероприятий по формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма).

Ориентируясь на изученные в ходе маркетинговых исследований сегменты, планируется разработать четкую концепцию формирования туристского продукта (развития туристской инфраструктуры и объектов туриндустрии) в каждом перспективном для туризма районе области.

В среднесрочной перспективе должны быть заложены основы политики обустройства территорий, нацеленной на эффективное использование ресурсов района и исключающей спонтанное строительство и антропогенную перегрузку территорий. Для этого определяются конкретные туристские зоны, разрабатывается генеральный план развития туристской инфраструктуры, проектируются маршруты и спектр услуг, хозяйствующими субъектами разрабатываются инвестиционные проекты (бизнес-планы).

1.3.1. Культурно-познавательный туризм

Потенциал данного вида туризма представлен богатым историко-культурным наследием Орловской области. На ее территории расположено 1798 объектов культурно-исторического наследия, из которых 49 объектов федерального значения, 1590 объектов регионального и 159 местного значения. Из общего числа объектов культурного наследия памятников археологии - 307, памятников архитектуры и градостроительства – 515, памятников истории и монументального искусства – 976.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»