Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2012 года N 385

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА N 4 "О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 08.05.2014 N 113; НГР: ru57000201400252}


В целях корректировки объемов финансирования долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 12 января 2010 года N 4 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" изменение, изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

     Председатель Правительства
     Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 10 ноября 2012 г. N 385


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 12 января 2010 г. N 4


Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"

Орловская область 2010 год



Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"

Наименование
 программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее – также Программа).
 Программа входит в состав государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)"

Основания для
 разработки
 Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

 Закон Орловской области от 7 октября 1999 года  N 123-ОЗ "О туристской деятельности на территории Орловской области";

 распоряжение Правительства Орловской области  от 7 октября 2009 года N 160-р

Заказчик
 Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Управление культуры и архивного дела Орловской области

Руководитель
 Программы

начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области

Ответственный
 исполнитель
 Программы

заместитель начальника Управления - начальник отдела культурного наследия и туризма Управления культуры и архивного дела Орловской области

Цели и задачи
 Программы

Основная цель Программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного
 туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы региона за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
 Подцели Программы:
 развитие въездного туризма;

 развитие внутриобластного туризма.
 Задачи Программы:
 1) создание благоприятных условий для развития
 регионального туризма;

 2) развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;

 3) развитие материально-технической базы туризма;

 4) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;

 5) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Целевой индикатор 1 - объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
 Целевой индикатор 2 - количество обслуженных туристов и экскурсантов.
 Целевой индикатор 3 - количество туристских фирм, работающих на областном рынке.
 Целевой индикатор 4 - количество средств размещения туристов, работающих на областном рынке

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

Срок реализации Программы - 2011–2015 годы.
 Исполнение программных мероприятий предусмотрено в два этапа:
 подготовительный этап - 2011–2012 годы;

 основной этап - 2013–2015 годы

Объемы и источники финансирования

Общая сумма расходов на финансирование Программы составит 4 964 650 тысяч рублей, в том числе:
 в 2011 году - 1 074 930 тысяч рублей;

 2012 году - 1 146 685 тысяч рублей;

 2013 году - 509 100 тысяч рублей;

 2014 году - 1 220 740 тысяч рублей;

 2015 году - 1 013 195 тысяч рублей.
 По источникам финансирования Программы денежные средства распределяются следующим образом:
 федеральный бюджет - 3 820 тысяч рублей;

 областной бюджет - 5 400 тысяч рублей;

 местные бюджеты - 4 675 тысяч рублей;

 внебюджетные источники - 4 950 755 тысяч рублей.
 По направлениям затрат финансирование Программы распределяется следующим образом:
 капитальные вложения - 4 943 700 тысяч рублей;

 прочие нужды - 20 950 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической
 эффективности

Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;

 привлечение дополнительных инвестиций в экономику области;

 рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам;

 улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона;

 улучшение материально-технической базы туризма.
 Программа характеризуется высокой степенью бюджетной эффективности, определяемой как сальдо между расходами бюджетных безвозвратных средств, выделяемых на программные мероприятия, и налогами, поступающими в областной бюджет. Большой объем инвестиций из внебюджетных источников подтверждает инвестиционный характер Программы. Ее реализация позволит на 1 рубль средств областного бюджета привлечь  916 рублей внебюджетных инвестиций.  При условии ежегодного и полного финансирования программных мероприятий бюджетная эффективность Программы за весь срок ее реализации может составить порядка  276 миллионов рублей

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

1.1. Характеристика российской индустрии туризма

Туризм сегодня стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики, потенциал которого в России не используется в полном объеме.

В России в туристской и сопутствующих отраслях занято 5,6 % от общей занятости населения (в мире в среднем - 8 %). По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 % ВВП (в среднем в мире – 9,7 %), инвестиции в туристскую индустрию России составляют 12,1 % от общих инвестиций. По данным Росстата, в 2008 году в Россию въехали с туристскими целями 2,3 миллиона граждан, туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона россиян, а внутренний туристский поток достиг 30,3 миллиона человек.

В опубликованном в 2009 году рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума из 113 стран мира Россия заняла 59-е место, поднявшись на 5 строк по сравнению с 2008 годом. При этом динамика ежегодного роста вклада туризма в ВВП в России значительно превышает среднемировую и составляет 28,8 % за период с 2002 по 2007 годы (мировой рост за тот же период - 9,4 % в год). По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. При этом основным конкурентным преимуществом России в сфере туризма считается богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности.

По прогнозу Всемирной туристской организации, Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.

Туризм стимулирует создание новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли и сопутствующих отраслях. Туристская отрасль характеризуется высоким мультипликативным эффектом - 2,8, опережая такие сферы, как нефтепереработка и машиностроение.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, относится 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действует 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.

Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) пляжный туризм - 38 %;

2) культурно-познавательный туризм - 20 %;

3) деловой туризм - 18 %;

4) спортивный туризм - 8 %;

5) оздоровительный туризм - 7 %;

6) круизный туризм - 3 %;

7) сельский туризм - 2 %;

8) событийный туризм - 1 %;

9) паломнический туризм - 1 %;

10) экологический туризм - 1 %;

11) прочие виды туризма - 1 %.

В настоящее время туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.

Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо сильное государственное участие в решении проблем туристской отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма.

Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.

1.2. Характеристика туристской отрасли Орловской области

Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туризма. В отрасли работает 7 туроператорских компаний, 88 туристских агентств, 17 гостиничных хозяйств, 4 санатория, пансионат, 15 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2011 года составил порядка 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 2500 человек.

Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.

В древности Орловщина оказалась отдалена от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав Российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности на территории Орловской области сохранились уникальные народные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций, которые вскормили целую плеяду писателей, поэтов, философов, художников, прославивших не только Орловщину, но и Россию.

В Орловской области рейтинг популярности различных видов и направлений въездного и внутриобластного туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) культурно-познавательный туризм - 43 %;

2) природно-экологический туризм - 35 %;

3) лечебно-оздоровительный туризм - 7 %;

4) деловой туризм - 5 %;

5) паломнический туризм - 4 %;

6) событийный туризм - 3 %;

7) спортивный туризм - 2 %;

8) сельский туризм - менее 1 %.

Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить в рамках Программы, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Орловской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной, коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также недостаточная привлекательность и известность туристского продукта нашего региона.

Развитие основных параметров туристской отрасли области начиная с 2010 года, а также прогноз на срок реализации Программы представлены на диаграммах 1-3.

Диаграмма 1*

________________

* Диаграмма 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     

Количество туристских фирм на региональном рынке

Диаграмма 2*

________________

* Диаграмма 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     

Количество обслуженных туристов и экскурсантов (чел.)

1.3. Основные направления, проблемы и перспективы развития отрасли

по видам регионального туризма

Главной задачей развития различных видов туризма в Орловской области является определение стратегического плана мероприятий по формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма).

Ориентируясь на изученные в ходе маркетинговых исследований сегменты, планируется разработать четкую концепцию формирования туристского продукта (развития туристской инфраструктуры и объектов туриндустрии) в каждом перспективном для туризма районе области.

В среднесрочной перспективе должны быть заложены основы политики обустройства территорий, нацеленной на эффективное использование ресурсов района и исключающей спонтанное строительство и антропогенную перегрузку территорий. Для этого определяются конкретные туристские зоны, разрабатывается генеральный план развития туристской инфраструктуры, проектируются маршруты и спектр услуг, хозяйствующими субъектами разрабатываются инвестиционные проекты (бизнес-планы).

1.3.1. Культурно-познавательный туризм

Потенциал данного вида туризма представлен богатым историко-культурным наследием Орловской области. На ее территории расположено 1798 объектов культурно-исторического наследия, из которых 49 объектов федерального значения, 1590 объектов регионального и 159 местного значения. Из общего числа объектов культурного наследия памятников археологии - 307, памятников архитектуры и градостроительства – 515, памятников истории и монументального искусства – 976.

В список исторических населенных пунктов России по Орловской области включено семь городов: Орёл (1566 год), Мценск (1146 год), Новосиль (1155 год), Ливны (1177 год), Болхов (1556 год), Дмитровск (1711 год), Малоархангельск (1778 год). В регионе работает целый ряд областных, муниципальных и частных музеев, один федеральный музей-заповедник, четыре театра, один национальный парк.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»