ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 года N 385
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА N 4 "О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"
{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 08.05.2014 N 113; НГР: ru57000201400252}
В целях корректировки объемов финансирования долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 12 января 2010 года N 4 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" изменение, изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 10 ноября 2012 г. N 385
Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 12 января 2010 г. N 4
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"
Орловская область 2010 год
Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы"
Наименование | Долгосрочная областная целевая программа "Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее – также Программа). | |
Основания для | Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; | |
Заказчик | Правительство Орловской области | |
Разработчик | Управление культуры и архивного дела Орловской области | |
Руководитель | начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области | |
Ответственный | заместитель начальника Управления - начальник отдела культурного наследия и туризма Управления культуры и архивного дела Орловской области | |
Цели и задачи | Основная цель Программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Целевой индикатор 1 - объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. | |
Сроки и этапы | Срок реализации Программы - 2011–2015 годы. | |
Объемы и источники финансирования | Общая сумма расходов на финансирование Программы составит 4 964 650 тысяч рублей, в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической | Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом; |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
1.1. Характеристика российской индустрии туризма
Туризм сегодня стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики, потенциал которого в России не используется в полном объеме.
В России в туристской и сопутствующих отраслях занято 5,6 % от общей занятости населения (в мире в среднем - 8 %). По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 % ВВП (в среднем в мире – 9,7 %), инвестиции в туристскую индустрию России составляют 12,1 % от общих инвестиций. По данным Росстата, в 2008 году в Россию въехали с туристскими целями 2,3 миллиона граждан, туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона россиян, а внутренний туристский поток достиг 30,3 миллиона человек.
В опубликованном в 2009 году рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума из 113 стран мира Россия заняла 59-е место, поднявшись на 5 строк по сравнению с 2008 годом. При этом динамика ежегодного роста вклада туризма в ВВП в России значительно превышает среднемировую и составляет 28,8 % за период с 2002 по 2007 годы (мировой рост за тот же период - 9,4 % в год). По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. При этом основным конкурентным преимуществом России в сфере туризма считается богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности.
По прогнозу Всемирной туристской организации, Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
Туризм стимулирует создание новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли и сопутствующих отраслях. Туристская отрасль характеризуется высоким мультипликативным эффектом - 2,8, опережая такие сферы, как нефтепереработка и машиностроение.
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, относится 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действует 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.
Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:
1) пляжный туризм - 38 %;
2) культурно-познавательный туризм - 20 %;
3) деловой туризм - 18 %;
4) спортивный туризм - 8 %;
5) оздоровительный туризм - 7 %;
6) круизный туризм - 3 %;
7) сельский туризм - 2 %;
8) событийный туризм - 1 %;
9) паломнический туризм - 1 %;
10) экологический туризм - 1 %;
11) прочие виды туризма - 1 %.
В настоящее время туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.
Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо сильное государственное участие в решении проблем туристской отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.
1.2. Характеристика туристской отрасли Орловской области
Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туризма. В отрасли работает 7 туроператорских компаний, 88 туристских агентств, 17 гостиничных хозяйств, 4 санатория, пансионат, 15 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2011 года составил порядка 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 2500 человек.
Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.
В древности Орловщина оказалась отдалена от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав Российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности на территории Орловской области сохранились уникальные народные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций, которые вскормили целую плеяду писателей, поэтов, философов, художников, прославивших не только Орловщину, но и Россию.
В Орловской области рейтинг популярности различных видов и направлений въездного и внутриобластного туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:
1) культурно-познавательный туризм - 43 %;
2) природно-экологический туризм - 35 %;
3) лечебно-оздоровительный туризм - 7 %;
4) деловой туризм - 5 %;
5) паломнический туризм - 4 %;
6) событийный туризм - 3 %;
7) спортивный туризм - 2 %;
8) сельский туризм - менее 1 %.
Основной проблемой, решение которой необходимо осуществить в рамках Программы, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Орловской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной, коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры, а также недостаточная привлекательность и известность туристского продукта нашего региона.
Развитие основных параметров туристской отрасли области начиная с 2010 года, а также прогноз на срок реализации Программы представлены на диаграммах 1-3.
Диаграмма 1*
________________
* Диаграмма 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Количество туристских фирм на региональном рынке
Диаграмма 2*
________________
* Диаграмма 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Количество обслуженных туристов и экскурсантов (чел.)
1.3. Основные направления, проблемы и перспективы развития отрасли
по видам регионального туризма
Главной задачей развития различных видов туризма в Орловской области является определение стратегического плана мероприятий по формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма).
Ориентируясь на изученные в ходе маркетинговых исследований сегменты, планируется разработать четкую концепцию формирования туристского продукта (развития туристской инфраструктуры и объектов туриндустрии) в каждом перспективном для туризма районе области.
В среднесрочной перспективе должны быть заложены основы политики обустройства территорий, нацеленной на эффективное использование ресурсов района и исключающей спонтанное строительство и антропогенную перегрузку территорий. Для этого определяются конкретные туристские зоны, разрабатывается генеральный план развития туристской инфраструктуры, проектируются маршруты и спектр услуг, хозяйствующими субъектами разрабатываются инвестиционные проекты (бизнес-планы).
1.3.1. Культурно-познавательный туризм
Потенциал данного вида туризма представлен богатым историко-культурным наследием Орловской области. На ее территории расположено 1798 объектов культурно-исторического наследия, из которых 49 объектов федерального значения, 1590 объектов регионального и 159 местного значения. Из общего числа объектов культурного наследия памятников археологии - 307, памятников архитектуры и градостроительства – 515, памятников истории и монументального искусства – 976.
В список исторических населенных пунктов России по Орловской области включено семь городов: Орёл (1566 год), Мценск (1146 год), Новосиль (1155 год), Ливны (1177 год), Болхов (1556 год), Дмитровск (1711 год), Малоархангельск (1778 год). В регионе работает целый ряд областных, муниципальных и частных музеев, один федеральный музей-заповедник, четыре театра, один национальный парк.