Долгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области "Жилище" до 2015 года" разработана на основании положений, содержащихся в федеральной целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами" и методическими рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства.
Одна из первоочередных задач социально-экономического развития Орловской области - формирование рынка доступного жилья посредством стимулирования спроса на рынке недвижимости и увеличения объемов жилищного строительства.
Благоустроенное жилье необходимо для отдыха, работы, создания семьи, но в настоящее время в Орловской области новое жилье могут приобрести только семьи с высокими доходами (таблица 1).
Таблица 1. Соотношение доходов населения и стоимость 1 м на рынке недвижимости Орловской области.
Наименование | 2009 год | |
первичный рынок жилья | вторичный рынок жилья | |
Стоимость 1 м жилья, рублей | 31 121,97 | 30 905,41 |
Среднедушевой ежемесячный денежн ый доход, рублей | 10 333,7 | |
Доля среднедушевого денежного дохода в стоимости 1 м2 жилья | 33,2 % | 33,4 % |
Минимальный период аккумулирования денежных средств на приобретение 1 м2 жилья, месяцев | 3 | 3 |
Жилищная проблема в регионе, как и в Российской Федерации в целом, остается одной из наиболее острых социальных проблем. По результатам социологических опросов 49,3 % семей хотели бы улучшить жилищные условия, при этом только около 20 % жителей могут улучшить жилищные условия за счет собственных и заемных средств. При оценке тенденций развития рынка недвижимости Орловской области были получены следующие результаты (рисунок 1).
Рисунок 1. Ввод в действие общей площади жилья на территории Орловской области, тыс. м. (не приводится)
Как видно из рисунка 1, в настоящее время в Орловской области увеличивается ввод жилья, расположенного в сельской местности, тогда как для ввода в эксплуатацию строящегося жилья в городах и поселках городского типа характерна общероссийская тенденция уменьшения удельного веса в общем объеме вводимого жилья.
Причинами этому служат:
дефицит земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности, в городах и ограниченная возможность муниципалитетов по обеспечению земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой;
возможность строительства индивидуального жилья любой площади и планировки;
возможность строительства индивидуального дома поэтапно, по мере накопления средств в условиях ограниченности доходов населения;
экологическая ситуация в городах.
Согласно выполненному анализу, строящееся малоэтажное индивидуальное жилье можно разделить на два типа:
1. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с высоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства 1-2 года;
2) реализуются проекты жилья повышенной комфортности.
2. Проекты малоэтажного индивидуального жилья, возводимые населением с невысоким уровнем доходов, имеют следующие особенности:
1) средний срок строительства - свыше 3,5 лет;
2) реализуются максимально функциональные, компактные в размерах проекты жилья.
Следует отметить, что большая доля населения со средними доходами при улучшении жилищных условий ориентируется на покупку недорогого жилья в сегменте экономического класса, расположенного рядом с городской чертой из-за наличия развивающейся транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры. Жители региона, относящиеся к данной группе населения и имеющие стабильные доходы, активно используют механизмы ипотечного кредитования.
Таким образом, приоритетным направлением региональной жилищной политики до 2015 года является увеличение объемов ввода жилья (таблица 2) путем стимулирования жилищного строительства и повышения доступности жилья для категорий населения с различным уровнем доходов, в том числе:
в черте городских округов и поселков городского типа - путем стимулирования строительства жилья в сегменте экономического класса;
в сельских районах и пригородах - путем стимулирования индивидуального жилищного строительства в рамках реализации проектов комплексной малоэтажной застройки.
Таблица 2. Планируемый ввод жилья в Орловской области.