Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, предусмотрена необходимость обеспечения согласованного и эффективного развития институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках нескольких направлений. Одним из этих направлений является повышение эффективности политико-правовых институтов. В этой связи необходимо решение ряда проблем, в том числе:
кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;
преодоление отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора (для этого необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных служащих и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента).
Одним из ключевых институтов власти является местное самоуправление. Создание эффективно действующей структуры органов местного самоуправления позволит приблизить власть к населению, повысит уровень доверия населения к деятельности органов местного самоуправления, даст возможность самостоятельно определять пути развития муниципального образования, что в конечном итоге положительно скажется на социально-экономической обстановке в муниципалитете в частности и регионе в целом.
Достижение данных целей безотрывно связано с качеством предоставляемых органами местного самоуправления услуг населению муниципального образования. В свою очередь качество предоставляемых услуг напрямую зависит от профессионализма, компетентности и уровня ответственности конкретного исполнителя - муниципального служащего.
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных и муниципальных органах власти Орловской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного и муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти.
По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным оценке кадрового состава органов государственной власти и управления, в 2008 году почти треть (30%) опрошенных отмечали нынешний кадровый состав как несоответствующий общественным и государственным задачам. Более половины россиян считают, что существуем
необходимость обновления кадрового состава органов государственной власти (55%).
С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также Федеральный закон о государственной гражданской службе), от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также — Федеральный закон о муниципальной службе) были созданы основы единой системы государственной гражданской службы Орловской области (далее также - гражданской службы) и муниципальной службы Орловской области (далее также муниципальной службы), заложены правовые, организационные и экономические принципы её функционирования. В развитие названных федеральных законов в области приняты основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской службы. Среди них следует выделить Закон Орловской области от 8 февраля 2005 года N 487-ОЗ "О государственной гражданской службе Орловской области". Закон Орловской области от 9 января 2008 года N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", а также ряд иных нормативных правовых актов области, определяющих порядок поступления на государственную гражданскую службу для замещения должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области. порядок формирования, ведения и подготовки резерва управленческих кадров Орловской области, порядок работы комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области, порядок работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Орловской области (далее также - гражданские служащие), конкретизирующих квалификационные требования к уровню профессионального образования гражданских служащих и стажу работы, обеспечивающих участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе Орловской области и ряд иных вопросов гражданской службы.
Между Губернатором Орловской области и главами городских округов и муниципальных районов Орловской области было подписано Соглашение о проведении единой кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы Орловской области от 23 декабря 2008 года N 83, в котором предусмотрено сотрудничество сторон, в том числе и в сфере взаимодействия но вопросам дополнительного профессиональной) образования государственных гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии с Законом Орловской области от 17 марта 2009 года N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" функции органа по управлению государственной гражданской службой области возложены на Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области.
В конкурсные, аттестационные комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликтов интересов в государственных органах области включены представители Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области как органа по управлению гражданской службой области.
Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе.
В частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы области, подлежащие в соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году по результатам конкурсов назначено 107 гражданских служащих, в 2009 году -64 человека. За первое полугодие 2010 года назначено 34 человека. С момента реорганизации исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области доля назначенных на должность государственной гражданской службы по результатам конкурса от общего количества должностей, подлежащих замещению по конкурсу, составило 64 процента.
Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти области конкурсов на включение в кадровый резерв в 2009 году в кадровые резервы органов власти были включены 2 человека, 1 из них был назначен на должность гражданской службы из резерва. В первом полугодии 2010 года в соответствующие кадровые резервы были включены 44 человека, 8 человек уже назначены на должности гражданской службы из резерва.
Несмотря на перечисленное, как на гражданской, так и на муниципальной службе недостаточно используется назначение на вакантные должности из кадрового резерва.
Отсутствует взаимосвязь между программами подготовки гражданских и муниципальных служащих.
Имеющиеся в распоряжении органов государственной власти сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы.
Кроме перечисленных, требуют решения следующие проблемы:
1. В муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Лишь в 7 из 27 городских округов и муниципальных районов приняты муниципальные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
217 муниципальных служащих или 9,6% прошли курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку по итогам 2009 года.
2. За 2009 год сократился приток молодых специалистов. Так количество муниципальных служащих в возрасте до 25 лет составило 55 человек или 2,4% (71 муниципальный служащий или 2,8% в 2008 году), а в возрасте от 25 до 30 лет 206 человек (9,1%) по состоянию на 1 января 2010 года против 248 (9,7%) человек за аналогичный период предыдущего года.
3. Несоответствие образовательного уровня профилю служебной деятельности, в чем и заключается компетентность специалистов органов местного самоуправления.
По состоянию на 1 января 2010 года 76,3% муниципальных служащих имеют образование по специальности, и лишь 6,5% муниципальных служащих имеют высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", 10,1% глав муниципальных образований имеют высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление".
В сложившейся ситуации необходима поддержка органов государственной власти Орловской области, направленная на укрепление института местного самоуправления, создание условий для повышения качества муниципального управления.
Принятие программы должно способствовать решению как указанных, так и иных проблем, возникающих в сфере гражданской и муниципальной службы.