Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года N 420

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012-2015 ГОДАХ"

{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 14.01.2014 г. N 5; НГР: ru57000201400002}

{Изменения и дополнения: постановление Правительства Орловской области от 26.06.2012 г. N 207; НГР: ru57000201200496;
постановление Правительства Орловской области от 24.10.2012 г. N 372; НГР: ru57000201200914;
постановление Правительства Орловской области от 08.04.2013 г. N 121; НГР: ru57000201300236}

В целях обеспечения безопасности граждан на территории Орловской области, создания обстановки спокойствия на улицах и в других общественных местах, жилом секторе, предупреждения возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни, здоровья, собственности граждан, повышения эффективности профилактической деятельности Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012-2015 годах".

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области И. Ю. Гармаш.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 6 декабря 2011 г. N 420

(В редакции постановление Правительства
Орловской области от 24.10.2012 г. N 372)

Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012-2015 годах"

Орловская область 2012 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012-2015 годах"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012-2015 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 7 октября 2010 года N 420-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области, Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области, Управление труда и занятости Орловской области

Руководитель Программы

Заместитель Губернатора и Председателя Правительства области - руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник отдела обеспечения законности, правопорядка и деятельности координационных органов Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области

Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение безопасности граждан на территории Орловской области. Задачи:
 1) профилактика правонарушений и борьба с преступностью;

 2) противодействие терроризму и экстремизму;

 3) профилактика правонарушений и преступлений в сфере миграции.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Важнейшие целевые индикаторы Программы:
 1) снижение удельного веса преступлений, совершенных в общественных местах,
 от их общего количества;

 2)  снижение удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений от общего количества совершенных преступлений;

 3)  увеличение удельного веса преступлений, раскрытых по горячим следам, от общего количества;

 4)  увеличение числа правонарушений, пресеченных с участием представителей общественных формирований;

 5)  снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения;

 6)  снижение удельного веса рецидивных преступлений;

 7)  снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними;

 8)  увеличение удельного веса населения, положительно оценивающего работу правоохранительных органов;

 9)  увеличение количества разработанных паспортов антитеррористической защищенности на объекты вероятных террористических устремлений;

 10)  увеличение доли молодых граждан, вовлекаемых в реализацию мероприятий по профилактике экстремизма;

 11)  снижение удельного веса преступлений, совершенных иностранными гражданами, от общего количества преступлений;

 12)  снижение удельного веса лиц, относящихся к мигрантам отрицательно;

 13)  увеличение удельного веса населения, положительно оценивающего работу миграционной службы.
 Важнейшие целевые показатели Программы:
 1)  снижение количества преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений;

 увеличение количества публикаций антитеррористической и антиэкстремистской

направленности в средствах массовой информации;

 3) увеличение выпуска методических рекомендаций, брошюр, памяток, листовок, плакатов в сфере профилактики терроризма и экстремизма;

 4) увеличение количества комиссионных обследований объектов вероятных террористических устремлений;

 5) снижение количества правонарушений в сфере миграции;

 6) снижение числа правонарушений в сфере обеспечения паспортного и регистрационного законодательства;

 7) снижение количества иностранных граждан, использующих заведомо поддельные документы;

 8) снижение количества лиц
 с неурегулированным правовым статусом;

 10) увеличение количества мероприятий по торжественному вручению паспортов гражданина Российской Федерации.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации: 2012-2015 годы.
 Этапом реализации Программы является
 календарный год.

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 16 735,8 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета, в том числе по годам:
 2012  - 1 540,0 тыс. рублей;

 2013  - 2 040,0 тыс. рублей;

 2014  - 6 470,4 тыс. рублей;

 2015  - 6 685,4 тыс. рублей.

в том числе по направлениям затрат:

Капитальные вложения - 0;

 НИОКР - 0;

 прочие нужды - 16 735,8 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит:
 1)  снизить удельный вес преступлений,
 совершенных в общественных местах,
 от их общего количества с 15,7 % до 12,9 %;

 2)  снизить удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений от общего количества совершенных преступлений с 21,5 % до 19,4%;

 3)  увеличить удельный вес преступлений, раскрытых по горячим следам, от общего количества с 67,3 % до 73,4 %;

 4)  увеличить число п равонарушений, пресеченных с участием представителей общественных формирований, с 2750 до 3350;

 5)  снизить удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 9,3 % до 8,2 %;

 6)  снизить удельный вес рецидивных преступлений с 24,8 % до 22,1 %;

 7)  снизить удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними,
 с 4,9 % до 4,0 %;

 8)  снизить количество преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений, с 1001 до 894;

 9)  увеличить удельный вес населения, положительно оценивающего работу правоохранительных органов, с 45,7 % до 55,7 %;

   10)  увеличить долю молодых граждан, вовлекаемых в реализацию мероприятий по профилактике экстремизма, с 40 % до 60 %;

 11)  увеличить количество опубликованных материалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности в средствах массовой информации с 170 до 300 единиц;

 12)  увеличить выпуск методических рекомендаций, брошюр, памяток (листовок, плакатов) в сфере профилактики терроризма и экстремизма с 0 до 2000 единиц;

 13)  увеличить количество комиссионных обследований объектов вероятных террористических устремлений с 10 до 70;

 14)  увеличить количество разработанных паспортов антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических устремлений с 45,0 % до 95,0 %;

 снизить количество правонарушений в

сфере миграции с 3200 до 2800;

 16) снизить число правонарушений в сфере
 обеспечения паспортного и регистрационного
 режима с 4500 до 3500;

 17) снизить количество иностранных граждан,
 использующих заведомо поддельные
 документы, с 54 до 20;

 18) снизить удельный вес преступлений,
 совершенных иностранными гражданами,
 от общего количества преступлений
 с 1,5% до 1 %;

 19) снизить количество лиц
 с неурегулированным правовым статусом
 с 213 до 90;

 20) снизить удельный вес лиц, относящихся
 к мигрантам отрицательно, с 20 % до 10 %;

 21) увеличить удельный вес населения,
 положительно оценивающего работу
 миграционной службы, с 70 % до 75 %;

 22) увеличение количества мероприятий
 по торжественному вручению паспортов
 гражданина Российской Федерации с 40 до 60

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В 2011 году завершился срок реализации областной целевой программы "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы", утвержденной Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ.

Несмотря на определенный положительный эффект от реализации программных мероприятий, позитивные тенденции, наметившиеся в Орловской области в период с 2008 по 2011 годы, криминогенная ситуация являлась сложной, чему способствовал целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические корни.

Общее количество совершенных преступлений в период 2008-2011 годов сократилось на 25,3 % (с 16891 до 12614). На фоне снижения уровня преступности на 25,3 % сократилось число нераскрытых преступлений (с 7606 до 4582). Общая раскрываемость преступлений возросла с 56,5 % до 62,7 %.

С 2008 года сохраняется устойчивая тенденция сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений (11,6 %), за 6 месяцев 2012 года -(2,3 %). Однако в результате недостаточной профилактической работы по пресечению данных преступлений на стадии приготовления и покушения их удельный вес остается значительным: 2010 год - 21,5 %, 2011 год -20,3 %, за 6 месяцев 2012 года- 22,1 %.

В указанный период произошло снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 11,0 % до 7,2 %, за 6 месяцев 2012 года доля таких преступлений составила 11,9 % (аналогичный период прошлого года - 6,4 %), а также подростковой преступности с 2,7 % до 4,3 %.

В период 2008-2011 годов удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, увеличился с 13,1 % до 16,3 %. В 2012 году доля данных преступлений значительно выше среднеобластного показателя (12,1 %) на территории Заводского (19,8 %), Северного (18,7 %), Советского (21,1 %) районов города Орла и Кромского района (18,3 %) Орловской области. Негативным образом на динамику уличной преступности влияет малоэффективное привлечение к охране правопорядка общественных формирований правоохранительной направленности и недостаточное развитие в регионе единой системы видеоконтроля за состоянием оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах.

Несмотря на снижение удельного веса преступлений в период 2008-2011 годов с 45,3 % до 44,6 %, по прежнему в структуре преступности доминируют кражи чужого имущества.

Недостаточно решаются вопросы индивидуально-профилактического воздействия на лиц подучетных категорий и лиц, ведущих асоциальный образ жизни. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоят более 20 тысяч лиц данной категории.

Остро стоит вопрос предупреждения рецидивных преступлений. Несмотря на снижение уровня рецидивной преступности по области в период 2008-2011 годов с 34,3 % до 23,9 %, удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, остается высоким, а в отдельных районах области (Северный район города Орла, Волховский, Верховский, Залегощенский и Шаблыкинский района Орловской области) уже по итогам 6 месяцев 2012 года достиг 40 % и более. По данным статистики, более 80 % лиц указанной категории на момент совершения преступлений не имели постоянного источника дохода.

Вопросы повышения антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических устремлений, в первую очередь мест с массовым пребыванием людей находятся на постоянном контроле Правительства Орловской области. В настоящее время все школьные, дошкольные учреждения и учреждения с круглосуточным пребыванием детей имеют физическую охрану.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений невозможно без использования современных технических средств и информационных технологий. Новым шагом в данном направлении стало недрение в ряде регионов аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"). Его основу составляют система видеонаблюдения, система мониторинга подвижных объектов, ведомственная сеть передачи данных, центр оперативного управления, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" и информационно-аналитическая система.

В Орловской области и в первую очередь в областном центре работа по созданию АПК "Безопасный город" находится пока в начальной стадии. Осуществлены попытки создания отдельных структурных составляющих этой системы. В настоящее время установлена 31 видеокамера, 10 устройств экстренной связи "Гражданин-полиция". Реальная необходимость в таких устройствах на порядок выше. Подразделениям Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области требуются патрульные автомобили, оснащенные спутниковыми навигационными системами. Для организации центра оперативного управления нарядами, который предусмотрен штатным расписанием УМВД по городу Орлу, требуется приобретение соответствующего технического оборудования.

Работа по привлечению общественности к охране общественного порядка, созданию материально-технической базы добровольных народных дружин и других общественных формирований правоохранительной направленности требует качественного пересмотра и активизации. Необходимы выработка мер стимулирования членов общественных формирований к активному участию в охране общественного порядка, проведение семинаров по обмену передовым опытом и т.д.

Серьезную озабоченность вызывает состояние участковых пунктов полиции города Орла и помещений для приема граждан в сельской местности. Практически все они требуют ремонта (от косметического до капитального), оснащения мебелью, юридической литературой, наглядной агитацией, охранно-пожарной сигнализацией и т.д. Требуются новые помещения для участковых пунктов полиции в районах массовой застройки.

Необходимо повышать роль районных и городских комиссий по профилактике правонарушений в создании на территории региона эффективно работающей системы профилактики правонарушений.

В 2010 году территориальными подразделениями УФМС России по Орловской области на миграционный учет поставлен 20 731 иностранный гражданин (в 2009 году - 26 956, в 2008 году - 24 282). За 2 месяца 2011 года в Орловскую область въехало 2207 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 8,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ). Традиционно наибольшее количество иностранных граждан въезжает на территорию Орловской области в летний период.

В 2010 году УФМС России по Орловской области оформлено 824 разрешения на временное проживание (в 2009 году - 1451, в 2008 году -1301), 913 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (2009 году - 793, в 2008 году - 935), 449 виз (в 2009 году - 361, в 2008 году - 285), 324 вида на жительство (в 2009 году - 99, в 2008 году - 113). Гражданство Российской Федерации приобрели 744 иностранных гражданина (2009 год - 2522, в 2008 году - 1980). За 2 месяца 2011 года оформлено 122 разрешения на временное проживание (+25,8 % к АППГ), 84 приглашения (+18,3 % к АППГ), 57 виз (+83,9 % к АППГ), 98 видов на жительство (+366,7 % к АППГ). За 2 месяца 2011 года 122 человека приобрели гражданство Российской Федерации (-4,7 % к АППГ).

В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области иностранным гражданам оформлено 1579 разрешений на работу (в 2009 году - 2258, в 2008 году - 2091) и 755 патентов на право осуществлять трудовую деятельность у физических лиц (система патентов введена с 1 июля 2010 года). За 2 месяца 2011 года оформлено 133 разрешения на работу (-28,5 % к АППГ) и 215 патентов.

На протяжении ближайших 5 лет сохранится тенденция, когда на территорию Орловской области будет въезжать 20-25 тысяч иностранных граждан. Подъем реального сектора экономики, развитие агропромышленного комплекса, промышленного производства потребуют создания новых рабочих мест. Это повлечет привлечение в Орловскую область трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи органам государственной власти области, правоохранительным органам необходимо уделять пристальное внимание миграционным потокам и оформлению разрешительных документов.

В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области в ходе проведения мероприятий по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства составлен 9031 протокол об административных правонарушениях в сфере миграции, наложено штрафов на сумму 21 969,3 тыс. рублей.

Проведенные проверочные и профилактические мероприятия позволили сделать миграционную ситуацию в Орловской области относительно подконтрольной.

Несмотря на достигнутые результаты, УФМС России по Орловской области по-прежнему выявляются работодатели, незаконно привлекающие иностранную рабочую силу, что может вызвать негативные последствия на региональном рынке труда.

Требуется активизация работы в средствах массовой информации по разъяснению миграционного законодательства и формированию толерантного отношения к мигрантам. Необходима совместная работа органов государственной власти области, правоохранительных органов с лицами, въезжающими в Орловскую область из стран ближнего и дальнего зарубежья, по формированию атмосферы, в которой мигранту выгодно соблюдать российское законодательство. Это позволит снизить риски возникновения социальной напряженности, совершения преступлений на этнической почве.

Решение вышеуказанных проблемных вопросов возможно только посредством реализации комплекса сложных взаимоувязанных мероприятий, реализуемых органами власти и управлениями всех уровней.

Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что преступность в Орловской области, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.

Органам исполнительной государственной власти области, правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Орловской области, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. Одним из факторов, способствующих стабилизации криминогенной обстановки, явилась реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы".

Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.

В настоящее время в Орловской области и в первую очередь в областном центре отсутствует единый центр обработки данных, наделенный полномочиями по принятию управленческих решений по оперативному реагированию на любую информацию, поступающую с оживленных улиц, мест массового пребывания людей, объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (диспетчерская служба, дежурная часть). Уровень развития технических средств, установленных на указанных объектах, диктует необходимость внедрения современного серверного оборудования как ядра АПК "Безопасный город", которое будет позволять обрабатывать все сигналы, поступающие от технических средств извещения, будь то охранно-пожарная сигнализация, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" или средства видеонаблюдения.

В дальнейшем путем наращивания периферийного оборудования средствами технического контроля будет охвачена вся область. По такому пути идут все развитые страны.

Следует учесть, что АПК "Безопасный город" будет действовать одинаково эффективно не только в отношении оперативного поступления информации обо всех правонарушениях и преступлениях на пульт оперативного дежурного, но и в части повышения мобильности управления нарядами органов внутренних дел, несущими службу в системе единой дислокации на улицах и в других общественных местах.

Задача привлечения общественности к охране общественного порядка на современном этапе требует также применения программно-целевого метода. На областном уровне необходимо выработать методы и меры стимулирующего характера для членов общественных формирований, которые были бы универсально применимы на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.

Кардинально изменить ситуацию с размещением участковых уполномоченных полиции и созданием для них надлежащих рабочих условий можно только на поступательной, плановой основе, которая бы включала в себя выделение соответствующих помещений для этих целей, проведение в них ремонта, приобретение оргтехники и мебели, закупку в необходимом количестве юридической литературы, наглядной агитации, монтаж средств охранно-пожарной сигнализации. Как известно, именно участковый уполномоченный полиции находится в той "шаговой доступности", которая позволяет самым широким слоям населения в силу тех или иных обстоятельств отстаивать свои права и интересы в сфере общественной безопасности.

Включение в Программу мероприятий в области противодействия терроризму и экстремизму, которые находятся в компетенции антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, обусловлено следующими причинами.

Экстремизм многолик и крайне опасен, его проявления - от хулиганских действий до актов вандализма и насилия - опираются, как правило, на системные идеологические воззрения, в их основе лежат ксенофобия, национальная и религиозная нетерпимость.

Противодействие экстремизму и его крайней, наиболее опасной для общества форме проявления - терроризму - это задача не только государства, необходимы консолидированные усилия всех институтов гражданского общества, образовательных учреждений, средств массовой информации, деятелей науки и культуры.

Террористические акты, являясь по сути одним из видов особо тяжких преступлений, направленных против личности, государственного устройства и безопасности населения, носят широкомасштабный характер и имеют наиболее трагичные последствия. Данная проблема, относительно новая для нашей страны, к сожалению, имеет тенденцию к своему негативному развитию. Борьба с этим злом должна носить комплексный характер с задействованием всего механизма общественно-государственных отношений. И если деятельность силовых федеральных ведомств с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пресечению террористических актов и ликвидации их последствий более полно урегулирована на уровне федерального законодательства и довольно успешно решается на практике, то система профилактики террористических и экстремистских проявлений реализуется пока не на должном уровне.

В первую очередь это касается информационного противодействия идеологии терроризма и экстремизма, а также информирования населения о правилах личной безопасности и бдительности.

Темпы развития информационных технологий, и, прежде всего, сети Интернет, наличие большого количества сайтов экстремистской и откровенно террористической направленности позволяют в настоящее время говорить о том, что одними превентивными, запретительными мерами данную проблему решить не удастся. И здесь на передний план выступает противопоставление идеологии экстремизма и терроризма иной позитивной, созидательной идеологии. Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. Например, оценка, произведенная в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета, выявила следующее: из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам, около 80 % составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.

Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»