Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года N 419

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 03.06.2014 N 137.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения: постановление Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 407; НГР: ru57000201200998}

В целях реализации федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 523, Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы преду-смотреть финансирование мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".

3. Департаменту экономики Орловской области (Ю. А. Есипов) внести соответствующие изменения в межведомственную инвестиционную программу "Развитие и укрепление инженерной и социальной инфраструктуры Орловской области на 2011 год", утвержденную постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2010 года N 438.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Д. А. Орлова.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 6 декабря 2011 г. N 419

Долгосрочная областная целевая программа

"Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"

Орловская область, 2011 год

Паспорт

долгосрочной областной целевой программы

Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 523 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления строительства и дорожной инфраструктуры Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, начальник КУ ОО "Орёлгосзаказчик " (В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 407 )

Цель Программы

Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, а также объектами медицинской сферы

Задачи Программы

1. Строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения в Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в ходе аварии на Чернобыльской АЭС
 2. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

1. Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях).
 2. Обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчив ыми источниками водоснабжения и канализацией (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях).
 3. Обеспеченность граждан медицинскими услугами (доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре и отнесенных к группам радиационного риска)

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы.
 Этапы не выделяются.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 535 776,7 тыс. рублей, в том числе: 193 142,6 тыс. рублей - средства бюджета Орловской области, из них:
 2011 год - 23 247,6 тыс. рублей;

 2012 год - 27 832,8 тыс. рублей;

 2013 год - 38 262,2 тыс. рублей;

 2014 год - 48 000,0 тыс. рублей;

 2015 год - 55 800,0 тыс. рублей.
 Планируемый объем привлеченных средств федерального бюджета составит 342 634,1 тыс. рублей.
 В разрезе направлений затрат средства Программы направляются на капитальные вложения строительства объектов инженерной инфраструктуры в загрязненных населенных пунктах Орловской области, пострадавших
 в результате аварии на Чернобыльской АЭС
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 407 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспеченность граждан, проживающих на
 загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и объектами водоотведения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях) составит 65 процентов:
 сети водоснабжения - 116,5 км;

 сети канализации - 7,3 км.
 Обеспеченность граждан, проживающих на
 загрязненных территориях, объектами газо-
 и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях) составит 75 процентов:
 сети газоснабжения - 78,9 км;

 котельные - 1,37 Гкал/ч.
 Доля подвергшихся радиационному воздействию
 граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре
 и отнесенных к группам радиационного риска, составит не менее 80 процентов (на территории города Болхова и Болховского района -
 100 процентов): реконструкция центральной районной больницы в городе Болхове
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 407 )

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала одной из крупнейших катастроф XX века. На больших территориях наблюдалось повышенное содержание радионуклидов в молоке, овощах, мясе и других видах сельхозпродукции.

Работы по радиационному мониторингу территории Российской Федерации развернуты начиная с первых дней после аварии. Всего обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части Российской Федерации. В 1998 году осуществлено зонирование территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (таблица 1).

Таблица 1. Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (по состоянию на 1 января 1999 г.).

Субъект Российской Федерации

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом

Зона проживания с правом на отселение

Зона отселения

населенные пункты, единиц

чис ло жителей, тыс. чел.

населенные пункты, единиц

число жителей, тыс. чел.

населенные пункты, единиц

число жителей, тыс. чел.

1

2

3

4

5

6

7

Брянская область

539

172,0

237

133,0

194

78,6

Калужская область

284

88,0

68

4,4

Орловская область

885

142,0

15

0,5

Тульская область

1184

719,0

121

31,9

Белгородская область

79

74,0

Воронежская область

79

33,0

1

2

3

4

5

6

7

Курская область

168

119,0

Ленинградская область

29

8,4

Липецкая область

75

36,0

Республика Мордовия

16

11,0

Пензенская область

33

10,0

Рязанская область

320

123,0

Тамбовская область

7

2,0

Ульяновская область

5

2,8

Итого

3703

1540,2

441

169,8

194

78,6

Согласно данным таблицы 1 Орловская область - третья в Российской Федерации по числу населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная часть населения продолжает проживать в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что обуславливает лишения, связанные с психологическими, экономическими и социальными проблемами: чернобыльская катастрофа способствовала формированию негативного образа территории Орловской области, что отрицательно сказалось на экономических возможностях и благосостоянии населения региона. В общем виде схема подобного негативного влияния представлена в отчете для Организации Объединенных Наций (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема снижения уровня жизни населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС

Из данной схемы следует, что нельзя рассматривать экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС отдельно от социально-экономических и медицинских последствий, ведь наименее защищенные группы населения, проживающие на пострадавших территориях, находятся в своеобразном замкнутом круге, в котором каждая последующая проблема, с которой сталкивается человек, приводит к дополнительному снижению его жизненного уровня.

Для преодоления данной ситуации необходимо обеспечить доступ граждан к основным социальным услугам, включая услуги в сфере здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

До настоящего времени задачи преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС решались в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" и соответствующей областной целевой программы.

В соответствии с указанными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем результаты, достигнутые при выполнении программных мероприятий, свидетельствуют, что решение проблемы носит долговременный характер и требует продолжения работ по данному направлению. Принятие в июне 2011 года федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" послужило основой для разработки настоящего программного документа.

Основными принципами Программы являются:

1. Реализация комплексного подхода, нацеленного на определение наиболее серьезных медицинских и демографических проблем, а также путей их решения с помощью специальных мероприятий при одновременном проведении общей политики содействия возвращению к нормальной жизни как в отношении пострадавших территорий, так и в отношении пострадавших лиц и групп населения. Стимулируя процесс реабилитации, данные меры обеспечат защиту наиболее уязвимой части населения в условиях сокращения расходов на мероприятия по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также помогут справиться с широко распространенными психологическими последствиями аварии.

2. Хотя стимулирование внутренних инвестиций является эффективным способом борьбы с безработицей и повышения уровня жизни населения, тем не менее этого недостаточно для решения наиболее серьезных социальных проблем, обусловленных аварией на Чернобыльской АЭС. Помимо этого необходимо развивать социальную и инженерную инфраструктуру. Причем акцент необходимо сделать на улучшении условий проживания населения на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Реализация подобных проектов не может быть осуществлена только в рамках текущей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельности хозяйствующих субъектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения долгосрочных организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Цель и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, ожидаемый эффект, срок реализации Программы


Целью Программы является обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, а также объектами медицинской сферы.

Основными задачами Программы являются:

1. Строительство и реконструкция объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения в Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

2. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения.

Целевыми показателями оценки хода реализации мероприятий Программы являются:

(Падпункт "а" в редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 г. N 407)

а) обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, объектами газо- и теплоснабжения (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях):

сети газоснабжения - 78,9 км;

котельные - 1,37 Гкал/ч;

б) обеспеченность граждан, проживающих на загрязненных территориях, устойчивыми источниками водоснабжения и канализацией (доля в общей численности граждан, проживающих на загрязненных территориях):

сети водоснабжения - 116,5 км;

сети канализации - 7,3 км;

в) доля подвергшихся радиационному воздействию граждан, получивших амбулаторную специализированную и стационарную медицинскую помощь, в общей численности граждан, зарегистрированных в Национальном радиационно-эпидемиологическом регистре и отнесенных к группам радиационного риска: строительство и реконструкция объектов здравоохранения (центральная районная больница в г. Болхове (третья очередь).

Оценка хода реализации мероприятий Программы будет осуществляться по этим показателям ежегодно с возможностью ежегодной корректировки объёма привлекаемых ресурсов.

Ожидаемый эффект от реализации Программы:

создание инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения Орловской области, проживающего на загрязненных территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

увеличение доступности специализированной медицинской помощи и реализация мер социальной защиты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, в том числе путем строительства центральной районной больницы в г. Болхове (третья очередь);

повышение инвестиционной привлекательности территорий, подвергшихся радиационному воздействию, и обеспечение их устойчивого экономического роста;

улучшение демографической ситуации и социально-психологического климата в зонах радиоактивного загрязнения.

Объекты, возводимые в рамках Программы, будут использоваться в последующие годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»