Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ ОРЛОВЩИНЫ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Паспорт долгосрочной областной целевой программы


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы" (далее также – Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Орловской области от 12 июля 2010 года N 253-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области;
Департамент сельского хозяйства Орловской области

Руководитель Программы

руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

начальник управления по делам молодежи Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель Программы - совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области. Задачами Программы являются:
 1) обеспечение массовой консолидации молодежи и широкого информирования молодых граждан о потенциальных возможностях их развития и применения потенциала;

 2) создание условий для пропаганды семейных ценностей и социальной значимости института молодой семьи, поддержка молодых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

 3) создание условий для привлечения молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, формирования правового сознания и гражданской культуры;

 4) развитие волонтерского движения на территории Орловской области;

 5) создание условий для вовлечения представителей сельской молодежи в мероприятия по реализации молодежной политики на территории Орловской области;

 6) совершенствование системы интеграции талантливой молодежи в творческую деятельность, создание условий для увеличения представительства делегаций Орловской области на межрегиональном и международном уровне;

 7) поддержка мероприятий, проектов и инициатив, реализуемых совместно с молодежными организациями Орловской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1) доля молодых граждан, имеющих информацию о возможностях включения в общественную жизнь и применении потенциала;

 2) доля молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории области;

 3) количество молодых семей - участников мероприятий, направленных на поддержку молодых семей;

 4) доля воспитанников детских домов, школ- интернатов, молодых людей, находящихся в местах лишения свободы для несовершеннолетних, охваченных программными мероприятиями;

 5) количество молодых граждан, участвующих в различных формах общественного самоуправления;

 6) количество молодежных органов самоуправления, проектов и программ, направленных на интеграцию молодежи в органы студенческого самоуправления;

 7) доля молодых граждан принимающих, участие в выборах всех уровней;

 8) доля молодых граждан - участников волонтерского движения;

 9) доля молодых граждан из числа сельской молодежи, принимающих участие в мероприятиях по реализации молодежной политики на территории Орловской области;

 10) доля молодых граждан, принимающих участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой творческой молодежи;

 11) количество молодых граждан из числа талантливой творческой и научной молодежи, занявших призовые места на межрегиональном и международном уровне;

 12) количество мероприятий, проектов и инициатив, реализованных совместно с молодежными организациями Орловской области

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы, этапы не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы

10 млн 223 тыс. руб. - общий объем финансирования Программы,
 из них:
 9,982 млн руб. - областной бюджет;

 0,025 млн руб. - местные бюджеты;

 0,216 млн руб. - внебюджетные источники,
 в том числе из областного бюджета по годам:
 2011 - 2,186 млн руб.;

 2012 - 0,588 млн руб.;

 2013 - 2,391 млн руб.;

 2014 - 2,391 млн руб.;

 2015 - 2,426 млн руб.

В том числе по направлениям затрат

капитальные вложения - 0;

 НИОКР - 0;

  прочие нужды - 10 млн 223 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1) увеличение доли молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории области, на 10%;

 2) увеличение количества молодых семей - участников мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, на 40%;

 3) увеличение охвата программными мероприятиями воспитанников детских домов, школ- интернатов, молодых людей, находящихся в местах лишения свободы для несовершеннолетних, на 20%;

 4) увеличение доли молодых граждан, принимающих участие в выборах всех уровней, с 44,5% до 55%;

 5) увеличение количества молодых граждан, участвующих в различных формах общественного самоуправления, с 270 до 350 человек;

 6) увеличение доли молодых граждан - участников волонтерского движения с 0,25% до 3% от общего количества молодежи области;

 7) увеличение доли молодых граждан из числа сельской молодежи, принимающих участие в мероприятиях по реализации молодежной политики на территории Орловской области, с 20% до 30% от общего количества сельской молодежи области;

 8) увеличение количества молодых граждан, принимающих участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой творческой молодежи, с 6000 человек до 8000 человек

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

ее решения программно-целевым методом

Современные приоритеты экономического и политического развития регионов, в том числе Орловской области (далее также - область), не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая – молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем.

Молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:

восприимчивость к новому, рост инновационной активности;

рост самостоятельности у молодежи, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;

повышение престижности образования и профессиональной подготовки;

рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;

стремление к интеграции в международное молодежное сообщество.

К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:

недостаточный уровень институализации молодой семьи;

низкий уровень гражданской культуры, общественно-политической активности молодежи;

недостаточный уровень интеграции талантливой молодежи в инновационную, творческую и научную среду;

низкий уровень представительства делегатов области из числа талантливой научной и творческой молодежи на межрегиональном и международном уровне;

недостаточно эффективно проработанный механизм взаимодействия органов исполнительной власти, молодежных объединений и представителей молодежи.

Приоритетные задачи социально-экономического развития области требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие области.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, статистических исследований органов по работе с молодежью, отчетов о ходе реализации программных мероприятий в рамках действия областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)", утвержденной Законом Орловской области от 26 декабря 2005 года N 566-ОЗ, в Орловской области проживают около 180 тыс. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 22% от общей численности населения области. Количественный состав по возрастным категориям следующий (на начало 2009 года): 15–19 лет – 51 397 человек; 20–24 года – 67 963 человек; 25–29 лет – 60 618 человек. Из них: городское население – 120 067 человек и 59 911 человек проживают в сельской местности. В целом по области динамика численности населения отрицательная, за четыре года количество граждан в возрасте от 14 до 30 лет сократилось на 8305 человек, в среднем за год регион теряет около 2076 человек. Подобная тенденция вызвана тем, что смертность в Орловской области превышает рождаемость в 1,7 раза, но важно отметить, что на начало 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, количество родившихся увеличилось на 1121 человека, или на 16%. Смертность упала на 1478 человек, или на 9,5%. В условиях сложной демографической ситуации социальная политика по поддержке семьи, детей и молодежи нуждается в активизации.

По состоянию на начало 2010 года в программных мероприятиях было задействовано около 40% молодежи области, только около 60% молодежи имеют информацию о возможности применения своего творческого, научного, лидерского потенциала. В результате 60% молодежи не задействуется в реализации молодежной политики, около 40% из них либо не имеет информации о возможностях включения в общественную жизнь, либо им это не интересно. Современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого населения. Программные мероприятия, исходя из возможностей их финансирования из областного бюджета, направлены на привлечение менее половины молодежи области. Но эта малая доля формирует молодежный актив области. Именно через актив в учреждениях высшего и среднего профессионального образования налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной государственной власти области, молодежный актив формирует кадровый резерв органов власти, промышленных предприятий и сферы обслуживания. Молодежь - наиболее важный социально-экономический и политический ресурс области. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы – жизненная необходимость развития области.

Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде, усиливается тенденция размывания духовно-нравственных ценностей, ориентиров. В то же время молодежи области свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.

По данным социологического опроса, для 53% респондентов остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (82%), удобный график работы (31%), наличие перспектив карьерного роста (27%). Среди факторов, мешающих найти

работу по специальности, - низкая заработная плата (24%), отсутствие вакансий (25%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (34%). Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.

Необходимо оказывать поддержку развивающемуся детскому и молодежному движению. В настоящее время на территории области действует крупнейшая в стране детская общественная организация "Областная пионерская организация "Орлята", насчитывающая свыше 60 тысяч членов. Активно участвует в общественной жизни региона Орловское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России". Развивается военно-историческое направление в деятельности молодежных общественных объединений.

Для результативной работы с молодежью области необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие.

В результате анализа реализации областной целевой комплексной программы "Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)" были определены основные направления, требующие более пристального внимания.

Предыдущая программа не учитывала в своей реализации работу с сельской молодежью, которой к настоящему моменту насчитывается 59 911 человек (33% от общего количества молодых граждан Орловской области). Около 20% молодых селян были задействованы в реализации молодежной политики области только ввиду того, что являлись студентами учебных заведений г. Орла. Кроме того, молодые представители села сталкиваются с проблемой социализации среди молодежи, проживающей в городах. Для молодых людей из деревни всегда сложно влиться в молодежную среду города и, ввиду этого, обучаясь в учебных заведениях г. Орла, тяжело реализовать свой потенциал. В долгосрочной областной целевой программе "Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы" одним из основных направлений является работа с сельской молодежью как основным социально-экономическим ресурсом Орловской области на селе.