Введение. Историческая справка. Исходное положение экономического и социального комплекса г. Алатыря, содержание проблемы и обоснование необходимости ее реализации программным методом
Алатырь является одним из старейших городов Чувашии, в 2002 году он будет отмечать свое 450-летие. О его основании и патриархальной старине имеются многочисленные предания. В августе 1552 г. на возвышенности у слияния трех рек: Суры, Алатыря и Бездны по велению царя Ивана IV Грозного была заложена крепость для охраны юго-восточных границ российского государства. Алатырский край надежно обеспечивал защиту отечества от внешних нападений, о чем свидетельствуют Высочайше пожалованный в 1780 году герб с изображением на красном поле трех золотых колчанов, наполненных стрелами, в знак того, что жители этих мест и после "сие оружие с похвалою употреблять желали".
На протяжении более чем четырех столетий город обустраивался и формировался как административный, духовно-культовый и торговый, а с начала XIX века - как промышленный центр Алатырской провинции, В Алатыре насчитывалось 17 церквей, включая культовые сооружения двух монастырей. До настоящего времени сохранились памятники истории и архитектуры, патриархальной старины, а также жилые дома, хозяйственные, культовые постройки православной церкви и другие памятники, имеющие большую историко-культурную ценность.
В 1925 году г. Алатырь вошел в состав Чувашской АССР и является в архитектурном, историческом и культурном плане достоянием Чувашской Республики.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России" Алатырь включен в перечень городов для финансирования из федерального, республиканского и местного бюджетов первоочередных мероприятий по возрождению исторической части города, сохранению его культурного облика, а также по восстановлению и развитию традиционных производств и ремесел.
При этом сохранение и восстановление ценного историко-культурного наследия города должно происходить на основе финансово-экономического оздоровления предприятий и организаций, развития промышленного потенциала и поднятия пришедшей за последние годы в упадок его экономики в целом.
В ходе проведения экономических реформ во всех отраслях материального производства г. Алатыря на протяжении ряда лет происходят существенные структурные сдвиги. Складываются и организационно укрепляются новые формы хозяйствования, ориентированные на рыночные модели экономического поведения, инфраструктура рыночной экономики, получают развитие предпринимательство и малый бизнес.
Вместе с тем социально-экономическая ситуация в городе характеризуется как крайне критическая, что свидетельствует о сложности и неоднозначности происходящих изменений.
Предприятия и организации не успевали одновременно адаптироваться к столь быстрым радикальным изменениям экономической среды, теряли способность планировать свою деятельность, лишились традиционных поставщиков и рынков сбыта, а также возможности самостоятельно поддерживать научно-технический потенциал и производственный цикл изготовления продукции из-за нехватки оборотных средств. Их естественной реакцией было свертывание производственной деятельности, отказ от своевременных платежей поставщикам и государству, перераспределение доходов в пользу текущего потребления, прекращение инвестирования. Выявилось также несоответствие номенклатуры выпускавшейся продукции структуре потребностей, поскольку в условиях рыночной экономики большая ее часть стала не нужной.
Все это наравне со взрывным ростом цен, обесцениванием оборотных средств предприятий, отсутствием государственной поддержки, резким сокращением конечного спроса на традиционно выпускаемую продукцию и ее неконкурентоспособностью не могло не вызвать глубокого экономического спада.
Особенно в тяжелом положении оказались акционерные общества "Электроавтомат" и "Завод "Электроприбор" ввиду значительного сокращения заказов на продукцию спецназначения и недостаточности времени на структурную перестройку. Здесь было занято около 9 тысяч человек или 35 процентов от всех работающих в городе, а с учетом членов семей с этими предприятиями связывали свое материальное благополучие примерно 25 тысяч человек.
Однако в настоящее время основную массу безработных составляют бывшие работники этих заводов, так как сложившиеся в городе производственная среда и инфраструктура не позволяют трудоустроить попадающих под сокращение людей.
Масштабы производственного спада в силу указанных причин начиная с 1995 года стали носить обвальный характер, реальный выпуск промышленной продукции за последние три года сократился на 36 процентов. В результате уменьшается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, блокируется инвестиционная активность предприятий.
Высокие темпы падения производства имеют все отрасли экономики города. Особенно сильно это сказалось на предприятиях, выпускающих потребительские товары, из-за сильной конкуренции и низкого покупательского спроса в связи с высокой себестоимостью товаров, что привело к утрате большей части рынков сбыта продукции. За последнее время уровень производства в легкой промышленности снизился по отношению к дореформенному периоду в 80 раз. При этом только в 1997 году выпуск комнатной обуви упал по сравнению с 1996 годом на 47 процентов, швейных и трикотажных изделий - на 78 процентов, мебели - на 40 процентов. В целом за прошедшие три года производство товаров народного потребления сократилось на 53 процента.
Низким остается спрос на продукцию приборо- и машиностроения, целлюлознобумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, на музыкальные инструменты и запасные части для железнодорожного транспорта.
Приватизируемый сектор экономики пока не реализует свои возможности, слабо влияет на характер производства и повышение его эффективности.
На фоне общего спада хозяйственной деятельности в городе продолжается инвестиционный застой, сдерживавший процесс структурных сдвигов.
В то же время продолжение производства технически сложных изделий требует, как правило, комплексной модернизации и глубокой финансово-экономической перестройки предприятий. Однако они не в состоянии накопить собственный капитал для технического обновления, модернизации или расширения производства. Поэтому в эксплуатации находится большое количество физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Увеличивается изношенность и других основных фондов, особенно на объектах жизнеобеспечения города.
Так, находятся в ветхом состоянии и требуют немедленной замены и дальнейшего развития разводящие водопроводные сети. В то же время из-за отсутствия финансовых средств в течение 15 лет не завершается сооружение водопровода и не сдаются в эксплуатацию объекты городского водоснабжения. Маломощны и неэффективны очистные сооружения канализации города, поэтому не обеспечивается экологическая безопасность окружающей среды.
Требуется ускорить темпы газификации города, провести техническую реконструкцию ряда котельных с целью перевода их на работу на природном газе, что позволит обеспечить устойчивое теплоснабжение жилых микрорайонов и улучшить бытовые условия городского населения.
Необходимо также содержать и развивать дорожную и пешеходную сеть, вести работы по благоустройству улиц.
Таким образом, содержание общегородской инженерной инфраструктуры в рабочем и технически надежном состоянии с дальнейшим ее развитием является одним из приоритетных направлений деятельности администрации города на ближайшую перспективу и требует значительных финансовых затрат.
Происшедшие неблагоприятные изменения в работе и структуре промышленности сопровождались ускоренным спадом объемов инвестиций и капитального строительства в городе. Непосредственной причиной свертывания инвестиционной активности стали отсутствие оборотных средств и высокие кредитные ставки банков, перекрывшие источники финансирования производственных программ, а также недостаточная государственная поддержка жилищного и социально-культурного строительства. Поэтому со всей остротой встает вопрос о создании условий для перехода к новому инвестиционному механизму при сохранении финансовой стабильности.
Невостребованными остаются услуги транспортных организаций. Особенно тяжелое положение складывается в организациях железнодорожного транспорта из-за резкого сокращения объемов перевозок.
Много нерешенных вопросов имеется на потребительском рынке. В ходе преобразования государственной собственности многие предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения вступили в рыночные отношения с проблемами товарообеспечения, формирования хозяйственных связей, пополнения оборотных средств и т.д. Они свидетельствуют о необходимости последовательного проведения системы мер, нацеленных на содействие и формирование жизнеспособного предпринимательства во всей сфере услуг - в торговле, коммунально-бытовом обслуживании населения и других. Крайне слабо развивается в городе малый бизнес. Важную роль здесь будет играть государственная поддержка создаваемых малых и средних предприятий, помощь в выходе их на рынок, смягчение налоговой нагрузки.
Негативные явления в экономике города, сокращение объемов промышленного и строительного производства, грузовых перевозок усиливают социальную напряженность и обостряют обстановку на рынке труда. На 1 декабря 1998 г. число официально зарегистрированных безработных составило 775 человек, или 2,8 процента трудоспособного населения. Уровень безработицы является самым высоким среди городов Чувашской Республики.
Город имеет и низкий показатель душевой бюджетной обеспеченности и экономического потенциала. По величине средней заработной платы в 1998 году (550 рублей, что ниже среднереспубликанского уровня на 4,9%) он занимает четвертое место среди пяти городов Чувашской Республики.
Сложившееся неудовлетворительное экономическое положение во всех отраслях материального производства, являющихся основными источниками формирования доходной части бюджета города, отрицательно повлияло на проведение бюджетной политики из-за непоступления большого количества финансовых средств. Из года в год увеличивается бюджетный дефицит и долг городской администрации. В 1998 году дефицит местного бюджета в неденоминированных рублях составил 28 млрд. рублей.