Основанием для разработки Республиканской целевой программы возрождения и социально-экономического развития г. Алатыря на 1999 - 2002 годы (далее - Программа) является постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 1998 г. N 38 "Об основных направлениях экономического и социального развития г. Алатыря и Алатырского района на 1998 год и на период до 2002 года", принятое на выездном заседании Правительства Чувашской Республики в г. Алатыре.
Указом Президента Чувашской Республики от 16 марта 1998 г. N 28 "О праздновании 450-летия г. Алатыря" мероприятиям, содержащимся в постановлении Кабинета Министров, придан статус Президентской программы.
Настоящая Программа предусматривает в течение ближайшей перспективы (включая 2002 год) реализацию системы мероприятий, направленных на преодоление глубоких экономических и социальных деформаций, возрождение научно-технического, производственного, трудового и духовного потенциала, на укрепление и развитие материально-технической базы городского хозяйства, повышение экологической безопасности. Потребуются серьезные усилия по экономическому и финансовому оздоровлению всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, посредством углубления рыночных реформ, развития конкурентных отношений, создания адекватных норм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры.
Программой также предполагается и выполнение мероприятий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 августа 1996 г. N 222 "О проекте программы возрождения и развития г. Алатыря", принятого во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 662 "О государственной программе "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".
Приоритетными направлениями в этом плане наравне с восстановлением утраченного промышленного потенциала являются сохранение и возрождение культурно-исторического наследия города, его архитектурных памятников, а также реконструкция и восстановление исторической застройки.
Особенности предстоящего периода работы предопределяют специфику стратегических целей. В области экономической политики - это создание социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное функционирование городской экономики, ее социальную направленность, восприимчивость к научно-техническим и прогрессивным нововведениям, органическую встроенность не только в республиканское, но и федеральное хозяйство. На этой основе определяются цели и приоритеты как устойчивые ориентиры экономической политики. Суть их в обобщенном виде формулируется следующим образом:
1) активное включение регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики. Практика показала, что только при таком условии можно связать воедино использование финансово-банковских расчетов с проведением целенаправленной структурной (промышленной), инвестиционной и научно-технической политики, добиться реальной стабилизации экономики с последующим переходом к устойчивому росту;
2) перенесение центра тяжести на стимулирование деловой, в том числе инвестиционной активности в реальном секторе экономики независимо от форм собственности и типов хозяйствования. Это общее направление включает в себя уменьшение налогового бремени, создание эффективной конкурентной среды, совершенствование системы государственных закупок, поддержку высокотехнологической продукции и другое;
3) усиление внимания к социальным аспектам проводимых в городе экономических мероприятий и реформы, смягчение негативных последствий от их проведения с принятием дополнительных, нередко чрезвычайных мер (снижение уровня бедности и масштабов безработицы, увеличение минимальной зарплаты и прожиточного минимума, оптимизация задолженности по зарплате и т.д.).
Программа также предусматривает создание эффективного организационно-хозяйственного механизма, определяющего правильное экономическое поведение всех хозяйствующих субъектов, и базы для стабильного экономического роста на основе:
проведения целенаправленной промышленной политики, предусматривающей повышение эффективности городской промышленности на внутреннем рынке, опережающее развитие приоритетных отраслей и конкурентоспособных производств;
ориентации на рациональное использование имеющегося промышленного потенциала, ввода в действие неиспользованных производственных мощностей;
поддержки малого и среднего предпринимательства, его дальнейшего развития и создания благоприятной среды для этого вида деятельности;
интенсивного развития инженерной и социальной инфраструктуры;
активного развития финансово-экономических взаимоотношений администрации города с местными предприятиями, координации их деятельности в вопросах маркетинга (изучение рынка и организация сбыта продукции), в том числе и внутригородских производственно-товарных связей, а также создания энерго- и ресурсосберегающих производств на базе применения новых, экологически чистых технологий с ориентацией на более глубокую комплексную переработку сырья и материалов.
Таковы в основном стратегические цели, задачи и приоритеты Программы. Следует ожидать, что вхождение во внутренний рынок окажется достаточно трудным. Открытая конкуренция российских и иностранных производителей может привести также к частичному свертыванию отдельных производств и увеличению структурной безработицы. Поэтому потребуется создание фронта оплачиваемых общественных работ в целях недопущения длительной безработицы среди трудоспособных граждан, нуждающихся в работе на условиях найма.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, рассчитано на 5 лет и будет реализовываться в два этапа.
На I этапе (1999 г.) восстановление потенциала экономики реально будет происходить на базе традиционных производств. То есть спад производства в промышленности и строительстве, в других отраслях городского хозяйства настолько глубок, что можно в течение 2 - 3 лет удовлетворить увеличивающийся инвестиционный спрос только за счет повышения использования производственных мощностей и ввода в действие неиспользуемых.
Одновременно должна быть заложена основа для внедрения базисных нововведений ресурсосберегающего технологического уклада, восстановления оборотного капитала.
II этап (ориентировочно 2000 - 2002 г.г.) - этап активного развития производства завершения восстановления разрушенной кризисом экономики на основе ее финансово-экономического оздоровления, реконструкция и восстановление застройки исторической части города. В ходе его ускоряется процесс структурной перестройки производства на новой технической основе, проводится политика ресурсосбережения, устойчиво повышаются доходы населения, последовательно снижается уровень безработицы, происходит стабилизация отраслей социальной сферы. Решающее значение приобретают обновление основных фондов и расширение числа рабочих мест.