Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 года N 365

О Республиканской программе развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2010 г. N 165

В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

3. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13.11.2009 N 365

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010- 2012 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р ;

 Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года);

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1  "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!"

Государственный заказчик Программы

-

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации

Цель и задачи Программы

-

цель Программы - повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Чувашской Республики на основе решения следующих задач:
 повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований;

 рост качества государственных, муниципальных и бюджетных услуг;

 обеспечение инновационного развития всех видов экономической деятельности в реальном секторе экономики;

 снижение инфраструктурных и административных барьеров;

 совершенствование налогово-бюджетной и тарифной политики;

 обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

рост к 2012 году:
 доли продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте до 27 процентов;

 удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств до  11,6 процента;

 уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг до  93 процентов;

 доли государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу "одного окна", в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, ежегодно на 10 процентов;

 доли государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг, ежегодно на 10 процентов.
 Снижение к 2012 году:
 издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на преодоление административных барьеров (не более 3 процентов от доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

 количества установленных фактов нарушений антимонопольного законодательства, совершенных органами государственной власти Чувашской Республики

Срок реализации Программы

-

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

последовательная реализация программных мероприятий обеспечит:
 уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения муниципальных образований Чувашской Республики и формирование новых центров динамичного экономического роста на территории муниципальных образований;

 повышение качества и доступности государственных, муниципальных и бюджетных услуг;

 повышение экономической активности малого и среднего предпринимательства и инвестиционной привлекательности Чувашской Республики;

 сокращение административных барьеров при оформлении регистрационных документов и документов, связанных с разрешительными процедурами;

 формирование и совершенствование информационной и технологической инфраструктуры

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики:
 ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

 ежегодно до 15 февраля до 2013 года.
 Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно до  1 апреля до 2013 года представляет информацию о ходе выполненных работ по Программе в Кабинет Министров Чувашской Республики в составе доклада о реализации республиканских и ведомственных целевых программ за отчетный год.
 По окончании срока реализации Программы Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики до 1 марта 2013 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!". Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью создания привлекательных и прозрачных условий для развития свободной конкуренции.

Основанием для разработки Программы стала Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р.

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, цель и задачи по развитию конкуренции в республике и отдельных секторах ее экономики, целевые индикаторы развития конкуренции, а также систему мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка конкурентной среды

1.1. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом


В настоящее время конкуренция на рынках развивается в большинстве видов экономической деятельности не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики. Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов вошли в число приоритетных направлений развития Чувашской Республики.

Конкурентную среду формирует совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов осуществлять успешную хозяйственную деятельность.

Состояние конкурентной среды в республике в настоящее время характеризуют:

наличие дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, различий в уровне и качестве жизни населения территорий республики;

незавершенность реформ, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления;

низкая инновационная активность организаций Чувашской Республики при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств;

неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг в отдельных секторах экономики;

недостаточность принимаемых мер по созданию максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса;

наличие инфраструктурных и административных барьеров.

1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа, и пути их решения


1.2.1. Наличие дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, различий в уровне и качестве жизни населения территорий Чувашской Республики

Неоднородность уровня социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, сдерживающая привлечение инвестиций в развитие территорий, ведет к миграции населения из сельской местности в города, его старению, оттоку квалифицированных кадров. В целях минимизации рисков негативного развития обеспечиваются строительство и модернизация объектов инженерной и общественной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях.

Повысить конкурентоспособность территорий позволят выявление и раскрытие преимуществ каждого муниципального образования и создание территорий опережающего развития. Анализ инвестиционной активности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где имеются развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

1.2.2. Незавершенность реформ, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления

В Чувашской Республике проводится масштабная административная реформа, однако в связи с ее незавершенностью в среднесрочной перспективе необходимо направить усилия на:

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и гражданского общества, прозрачности их деятельности;

создание информационно-справочной поддержки системы предоставления государственных и муниципальных услуг;

совершенствование системы информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления с целью использования методов администрирования и организации делопроизводства на основе новых информационных технологий.

Реализация этих направлений будет осуществлена путем обеспечения информационной открытости исполнительных органов государственной и муниципальной власти, а также бюджетных учреждений, предоставляющих услуги населению, в том числе через принятие нормативных актов, закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти. Необходимо максимальное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления (электронных административных регламентов).

1.2.3. Низкая инновационная активность организаций Чувашской Республики при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств

На первом этапе реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в основном сформирована республиканская инновационная система, позволяющая развивать технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики, создана современная общественная инфраструктура (газоснабжение, дороги, водоснабжение), проведена модернизация здравоохранения, образования, культуры и т.д. В связи с этим в ближайшее время необходима реализация проектов в реальном секторе экономики, направленных на конечного потребителя, обеспечение занятости населения, создание дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест, организацию индустриальных парков, технопарков, "креатив-сити" для внедрения опытных образцов и новых технологий и т.д.

В условиях преодоления последствий экономического кризиса в целях содействия реализации коммерческих инвестиционных программ и проектов органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления необходимо провести инвентаризацию инвестиционных и инновационных проектов и сосредоточить усилия на оказании поддержки коммерческим проектам с высокой степенью готовности, реализация которых позволит достичь мультипликативного эффекта. Необходимо продолжить работу по созданию инновационной инфраструктуры, совершенствованию инвестиционного законодательства Чувашской Республики в части сочетания импортозамещения и инновационных подходов.

1.2.4. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг в отдельных секторах экономики

Уровень развития и состояния конкурентной среды в разных видах экономической деятельности значительно отличается, что связано с различными условиями функционирования, ценовой ситуацией и множеством других значимых факторов.

1.2.4.1. Агропромышленный комплекс

Особое место в экономике Чувашии занимает аграрный комплекс, который имеет невысокую конкурентоспособность. Основными причинами этого являются недостаточные темпы технологической модернизации и обновления основных фондов из-за низкой доходности отрасли, связанной с нестабильностью цен на сельхозпродукцию, рынков сельскохозяйственной продукции, общей финансовой неустойчивостью, дефицитом квалифицированных кадров на селе.

Проведенный Чувашским УФАС России анализ рынка зерна, муки и хлеба выявил недостаточное развитие конкуренции на рынке переработки и хранения зерна. Необходимо осуществление комплекса мероприятий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, в том числе для создания благоприятных условий деятельности входящим на данный рынок хозяйствующим субъектам.

В 2008 году по итогам проверок 16 локальных рынков закупки молочного сырья 15 молочными заводами при установлении закупочных цен на сырое молоко, приобретаемое у сельскохозяйственных товаропроизводителей, Чувашским УФАС России сделаны выводы о разной степени развитости конкурентной среды. Больше половины молокозаводов осуществляют закупку основной доли молока на территориях своей деятельности, где их доля на товарном рынке превышает 35 процентов. Локальные товарные рынки по закупке молока в республике являются высококонцентрированными. В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья, в связи с этим необходимо принятие дополнительных мер по развитию конкурентной среды.

В ходе проверки ситуации на розничном рынке молока выявлены факты заключения соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок, наценок, что является нарушением антимонопольного законодательства. С учетом этих обстоятельств предусматривается дальнейшее проведение анализа и оценки конкурентной среды на социально значимых продовольственных рынках.

Для сглаживания сезонного колебания цен закупки сырого молока необходимо проведение мероприятий по переходу на долгосрочное сотрудничество сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий.

Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Чувашской Республики на основе выявленных относительных и абсолютных конкурентных преимуществ по основным видам продукции растениеводства и животноводства, а также продовольствия будет определяться аграрной политикой, ориентированной на признание приоритетности отрасли, сохранение мер государственной поддержки из бюджетов всех уровней. Повышение конкурентоспособности аграрного сектора Чувашской Республики будет достигаться за счет реализации мероприятий принятых среднесрочных программ развития агропромышленного комплекса и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создания и продвижения национальных брэндов пищевой промышленности на российский и мировой рынки.

1.2.4.2. Розничная торговля

Развитие потребительского рынка находится в непосредственной зависимости от развития других секторов экономики, уровня денежных доходов и платежеспособности населения. Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота и платных услуг в последние годы, их объемы на душу населения в Чувашии по-прежнему отстают от общероссийского показателя в 2 раза (52,4 процента).

Факторами, сдерживающими развитие потребительского рынка, являются:

отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли и общественного питания в муниципальных образованиях Чувашской Республики;

диспропорции в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;

недостаточность правового и нормативно-методического обеспечения структурной политики в развитии предпринимательства в сфере торговли.

Развитию конкуренции в сфере потребительского рынка будут способствовать:

разработка и принятие муниципальных среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли и общественного питания;

ужесточение контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

создание условий для расширения возможностей товаропроизводителей Чувашской Республики по реализации продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в крупных торговых сетях;

обеспечение информационной открытости действий органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по развитию конкуренции на продовольственных рынках;

проведение регулярного анализа качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке Чувашской Республики.

1.2.4.3. Строительство

В условиях экономического кризиса достаточно развитый строительный комплекс Чувашской Республики испытывает наибольшие трудности, связанные с ограниченностью кредитных ресурсов, оптимизацией бюджетных инвестиций и ужесточением конкуренции за доступ к государственным и муниципальным заказам. Ситуация усугубляется сворачиванием инвестиционных программ естественных монополий и коммерческих проектов других организаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»