Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2010 года N 165

О Республиканской программе развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы

{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2012 г. N 530}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 26
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2012 г. N 530}

В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (далее – Программа).

{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2012 г. N 530}

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 26}

3. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2009 г. N 365 "О Республиканской программе развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2012 годы".

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н.Суслонова

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 31.05.2010 N 165

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы


{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2012 г. N 530}

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{Паспорт программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 26, от 28 ноября 2012 г. N 530}

Наименование Программы

-

Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-
 2020 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р ;

 Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года);

 Указ Президента Чувашской Республики от 7 октября 2011 г. N 89 "О дополнительных мерах по обеспечению и защите прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 650 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год "Все для человека и во имя человека ";

Государственный заказчик Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-ком мунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Цель и задачи Программы

-

цель Программы - развитие предпринимательской активности в Чувашской Республике путем формирования и реализации конкурентной политики на рынках социально значимых товаров (работ, услуг) на основе решения следующих задач:
 общее улучшение конкурентной среды  за счет сокращения необоснованных внутренних барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

 упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

 сокращение административных барьеров при оформлении регистрационных и разрешительных документов;

 устранение ограничений для перемещения товаров;

 формирование и усовершенствование  информационной и технологической инфраструктуры;

 повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов посредством подготовки предложений по совершенствованию антимонопольного регулирования;

 обеспечение равного доступа организаций к рынку социально значимых товаров (работ, услуг);

 ограничение недобросовестной ценовой конкуренции и пресечение монополистической деятельности;

 организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

 повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

 сокращение прямого участия органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

 развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных услуг на основе конкурсных процедур

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

достижение к 2021 году следующих показателей:
 прирост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями производства пищевых продуктов, включая напитки, в год 1,85 млрд. рублей;

 удельный вес хозяйствующих субъектов, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, в общем числе опрошенных:
 в розничной торговле - 87,0 процента;

 в здравоохранении - 98,7 процента;

 в строительном комплексе - 50,5 процента;

 доля продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте - 17,0 процента;

 количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 62500 единиц;

   количество проверок по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями - 24 единицы

Срок реализации Программы

-

2010-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

последовательная реализация программных мероприятий обеспечит:
 поступательное развитие малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной активности на территории Чувашской Республики;

   общее улучшение конкурентной среды на рынках социально значимых товаров (работ, услуг), недопущение необоснованного роста цен;

 создание стимулов для освоения новых видов  продукции, товаров и услуг

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики до
 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством финансов Чувашской Республики Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская программа развития конкуренции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Указом Президента Чувашской Республики от 7 октября 2011 г. N 89 "О дополнительных мерах по обеспечению и защите прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 650 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2012 год "Все для человека и во имя человека". Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью создания привлекательных и прозрачных условий для развития свободной конкуренции, формирования комфортной среды проживания и приближения качества жизни населения к уровню жизни развитых стран. Основные мероприятия Программы взаимоувязаны с республиканскими целевыми программами.

{Абзац первый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2012 г. N 530}

Основанием для разработки Программы стала Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р.

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, цель и задачи по развитию конкуренции в Чувашской Республике и отдельных секторах ее экономики, целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы, а также систему мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка конкурентной среды

1.1. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом


В настоящее время конкуренция на рынках развивается в большинстве видов экономической деятельности не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике. Эффективное проведение конкурентной политики предполагает разработку специального законодательства в этой области, совершенствование институциональных структур и правоприменительной практики. Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов вошли в число приоритетных направлений развития Чувашской Республики.

1.1.1. Агропромышленный комплекс

Производителями продукции сельского хозяйства в Чувашской Республике в 2009 году являлись сельскохозяйственные организации (доля в общем объеме сельскохозяйственного производства республики - 34,0 процента), крестьянские (фермерские) хозяйства (5,3 процента), личные подсобные хозяйства населения (60,7 процента). Данный сектор экономики формирует около 8 процентов валового регионального продукта республики.

По состоянию на 1 января 2010 г. в Чувашской Республике осуществляет сельскохозяйственную деятельность 441 сельскохозяйственное предприятие различных организационно-правовых форм, 1496 крестьянских (фермерских) хозяйств и 212,6 тыс. личных подсобных хозяйств.

Животноводством в республике занимается 371 сельскохозяйственная организация (40,4 процента всего произведенного в 2009 году в республике скота и птицы), на личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства республики приходится 59,6 процента.

Лидером по переработке мяса является ООО "Вурнарский мясокомбинат". Согласно данным Чувашского УФАС России, на долю этого предприятия приходится до 65 процентов рынка мяса и субпродуктов, а также мясных консервов в Чувашской Республике. Переработкой мяса в республике также занимаются ООО "Чебоксарский мясокомбинат", ООО "Ядринский мясокомбинат" и 12 малых цехов по забою скота и переработке мяса.

В 2009 году в Чувашской Республике использовалось 83,4 процента земель сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственными организациями произведено 82,8 процента зерна, 21,6 процента картофеля и 13,3 процента овощей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами соответственно - 16,6; 5,2 и 6,2 процента, остальное приходится на долю личных подсобных хозяйств населения. Мощности единовременного хранения зерна составляют 646,9 тыс. тонн (112,9 процента от произведенного в 2009 году в республике зерна), из них 20,5 процента принадлежат ГУП Чувашской Республики "Чувашхлебопродукт", 79,5 процента распределены между 318 хозяйствами республики.

Молочным животноводством в республике занимаются 263 сельскохозяйственные организации, на их долю приходится 23,4 процента произведенного в республике сырого молока, 76,6 процента молока производятся личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами республики.

На конкуренцию среди производителей сырого молока оказывают сильное влияние фактор сезонности (коэффициент сезонности в среднем по республике составляет 1,6) и тот факт, что молоко относится к скоропортящимся товарам и требует специальных условий хранения и срочной реализации, что в период поступления молока (с мая по сентябрь) приводит к резкому обострению конкуренции среди производителей и снижению цены на сырое молоко ниже уровня себестоимости.

Этому также способствует сложившаяся на рынке сырого молока олигопсония (наличие на рынке ограниченного числа покупателей и значительного числа продавцов (производителей) молока). Так, в 2009 году из 12 действующих на территории Чувашской Республики молокоперерабатывающих предприятий 5 молокозаводами, а именно филиалом "Молочный комбинат "ЧЕБОКСАРСКИЙ" ОАО "Компания ЮНИМИЛК", ООО "Молочное дело - Алатырь", ОАО "Моргаушский молочный завод", ООО "Молочное дело – Шумерля", ОАО "Ядринмолоко", было закуплено 88 процентов всего поступившего на переработку сырого молока.

Пищевую и перерабатывающую промышленность республики представляют 36 крупных и средних организаций, более 400 малых цехов индивидуальных предпринимателей, производящих продукты питания (мясную, молочную, масложировую продукцию, хлеб, хлебобулочные, кондитерские изделия, пиво, минеральную воду, безалкогольные напитки, ликеро-водочную продукцию и др.).

Отмечается высокий уровень конкуренции на продовольственном рынке Чувашской Республики. До 30 процентов продукции внутреннего продовольственного рынка формируется за счет ввоза товаров из других регионов Российской Федерации (в первую очередь регионов Приволжского федерального округа), стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основное потенциальное конкурентное преимущество местных товаропроизводителей - относительно невысокая себестоимость реализуемой продукции за счет более низкой доли транспортных издержек в общей себестоимости.

К недостаткам необходимо отнести нехватку складских мощностей, неразвитость рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, общую финансовую неустойчивость и дефицит квалифицированных кадров.

1.1.2. Розничная торговля

Конкуренция в сфере торговли в Чувашской Республике на современном этапе является одной из самых высоких. Сегодня потребительский рынок республики представляет собой цивилизованную и современную торговую инфраструктуру. Общее количество объектов розничной торговли в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 5168 единиц, торговая площадь - более 484,5 тыс. кв. метров, общая – 798,9 тыс. кв. метров. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 363 кв. метра, что превышает нормативный показатель в 1,2 раза.

В течение последних лет продолжалось качественное улучшение торговой сети. Велась работа по модернизации существующих предприятий, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников. Рост масштабов бизнеса привел к обострению борьбы за новые объекты и потребителя. В результате организации розничной торговли вынуждены были коренным образом перестраивать логистические схемы, стандарты и технологии обслуживания потребителей.

За два года открыто и реконструировано более 380 объектов розничной торговли торговой площадью более 50,0 тыс. кв. метров, более 70 объектов общественного питания на 2,8 тыс. посадочных мест, более 400 объектов бытового обслуживания с предоставлением более 40 видов услуг. Открыты крупные торговые комплексы "МТВ-центр", "Перекресток", "Галактика", "Карусель", "7 холмов", проведена реконструкция зданий универмагов "Центральный", "Шупашкар" и т.д. В городах и районных центрах республики успешно внедрялся сетевой принцип организации розничной торговли. Закрепили свои позиции и успешно развиваются торговые сети "Домо", "Эльдорадо", "Строймаркет", "Евроинтерьер", "Сахарок", "Смак", "Магнит", "Зенит", "ТАВ", а также сеть местных товаропроизводителей - ОАО "Акконд", ОАО "Хлеб", ОАО "Чебоксарский хлебокомбинат" и др. В настоящее время количество торговых сетей в Чувашской Республике составляет более 120 единиц. Сети объединяют более 75,0 процента объектов розничной торговли республики, из них на долю сельских районов приходится 54,5 процента. Наиболее крупными являются торговые сети магазинов "Магнит" (ЗАО "Тандер"), "Сахарок" (ООО "Сахарок"), "Севен" (ООО "Амико"), Чувашского республиканского союза потребительских обществ (далее – Чувашпотребсоюз).

За 2008-2009 годы обеспеченность населения торговой площадью увеличилась в 1,3 раза, посадочными местами на объектах общественного питания – в 1,7 раза, рабочими местами на предприятиях бытового обслуживания – в 1,5 раза.

Проведена активная работа по организации розничных рынков на территории Чувашской Республики. За два года введены в строй 4 новых розничных рынка, в том числе 2 сельскохозяйственных кооперативных рынка, 1 - сельскохозяйственный, 1 – универсальный. Обеспечено использование исключительно капитальных зданий и сооружений на 6 универсальных и 2 сельскохозяйственных кооперативных рынках. Начато строительство капитальных зданий и сооружений на 12 действующих рынках. Крестьянам, фермерам, садоводам и огородникам на универсальных рынках республики предоставлено по упрощенной схеме около 1000 торговых мест, всего для сельхозтоваропроизводителей создано 3162 торговых места.

Для доступа сельхозтоваропроизводителей республики без посредников к рынкам сбыта сельхозпродукции, а также для обеспечения жителей городов качественной сельскохозяйственной продукцией по доступным ценам в 2008-2009 годах совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов организована работа 52 ярмарок "выходного дня" и торговых площадок, на которых торговые места предоставлялись бесплатно.

По итогам 2009 года 31,9 процента объема розничного товарооборота по Чувашской Республике сформировали организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. При этом единственной торговой сетью, на долю которой приходится около 25 процентов от общего объема оборота розничной торговли и общественного питания средних и крупных организаций Чувашской Республики, является Чувашпотребсоюз. В состав Чувашпотребсоюза входят 20 районных потребительских обществ, 1 городское потребительское общество, 24 общества с ограниченной ответственностью (далее - общества). Общества Чувашпотребсоюза имеют 1234 магазина, 237 объектов общественного питания, 29 аптек, аптечных пунктов, 31 ветеринарную аптеку и пункт, 195 стационарных объектов по оказанию бытовых услуг, 750 объектов по закупке и заготовке сельскохозяйственной продукции, 140 объектов складской сети, которые в основном расположены в сельской местности.

Совокупная доля остальных крупных торговых сетей ("Севен", "Магнит", "Сахарок", "Продсервис", "Смак-Гурмэ", "Перекресток", "Копейка-Поволжье") в обороте розничной торговли средних и крупных организаций Чувашской Республики составляет 17 процентов. Торговые сети местных товаропроизводителей включают более 100 объектов и занимают в обороте розничной торговли средних и крупных организаций Чувашской Республики 1,5 процента. Это свидетельствует об отсутствии доминирования отдельных организаций торговли.

В 2009 году оборот розничной торговли на 86,3 процента был сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), на 13,7 процента - на рынках и ярмарках. В декабре 2009 года показатели соответственно составили 88,1 и 11,9 процента (диаграмма). Реализация товаров на рынках и ярмарках в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 5,2 пункта. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о том, что потребители предпочитают покупать товары в предприятиях торговли с более высоким уровнем культуры обслуживания. Покупатели становятся требовательнее не только к качеству и ассортименту продукции, но и к уровню торгового сервиса.

Формирование оборота розничной торговли в декабре 2009 года

1 - организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

2 - малые предприятия (включая микропредприятия)

3 - индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка и ярмарки

4 - продажа товаров на рынках и ярмарках

Сеть объектов оптовой торговли составляет 322 единицы, из них в сельской местности - 105 единиц. Около 70 процентов оптово-посреднических объектов сосредоточены в городах. Субъектами малого предпринимательства занято более половины оптового рынка продовольственных товаров.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IV квартале 2009 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с III кварталом 2009 г. улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, на 8,7 процента (табл. 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»