КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2002 года N 336
О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 г. N 261
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 28.03.2008 N 86, вступающего в силу через десять дней после дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 октября 2003 г. N 240}
В целях проведения активной государственной политики охраны и укрепления здоровья семьи, повышения доступности, эффективности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Дополнить Республиканскую программу развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002 - 2006 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 г. N 261, подпрограммой "Семейная медицина" (прилагается).
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Партасова
ПОДПРОГРАММА "СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ
{В редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2003 г. N 240}
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ | |
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Семейная медицина" Республиканской программы развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002 - 2006 годы |
Основание для разработки | Указ Президента Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ200200323.doc "О Годе семьи"; |
Государственный заказчик | Министерство здравоохранения Чувашской Республики подпрограммы |
Основной разработчик подпрограммы | Министерство здравоохранения Чувашской Республики |
Цель подпрограммы | укрепление здоровья семьи; |
Задачи подпрограммы | совершенствование правовых, нормативно-методических и финансово-экономических основ реформирования системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, последовательное внедрение и развитие общей (семейной) врачебной практики; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2002 - 2005 годы: |
Перечень основных направлений реализации подпрограммы | нормативное правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики; |
Основные исполнители подпрограммы | Министерство здравоохранения Чувашской Республики; |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | общий объем финансирования подпрограммы составит 82434,0 тыс. рублей (в ценах 2002 года), в том числе за счет средств: |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | в результате проведенных мероприятий подпрограммы и организации адекватной первичной медико-санитарной помощи прогнозируется: |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | экспертный и финансовый контроль за ходом выполнения подпрограммы осуществляется Министерством здравоохранения Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2007 года |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья, так как она осуществляет главную функцию системы здравоохранения и является ее центральным звеном. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.
В результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (20-30 и 80-70% всех расходов на здравоохранение соответственно) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к удорожанию медицинской помощи. Не создается экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрачиваются комплексный подход к здоровью пациента и преемственность между врачами в обследовании и лечении, что отрицательно влияет на сохранность здоровья и решение медико-социальных проблем пациента и членов его семьи.
При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач не стал координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственность за объем и качество оказываемой помощи. Частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50%. Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентноспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Необходимость реформирования системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. Базовым звеном в системе первичной медико-санитарной помощи населению, основанной на семейном принципе, является врач общей практики.
Указом Президента Чувашской Республики от 27 ноября 2002 г. N 131 "О Годе семьи" утверждена государственная политика по отношению к семье. В целях сохранения и укрепления здоровья семьи, воспитания здорового молодого поколения решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи, предусматривается путем внедрения в практику здравоохранения семейных врачей.
Высокая профессиональная подготовка врача общей (семейной) практики позволит обеспечить постоянный контроль за состоянием пациентов и членов его семьи, быть координатором лечебно - профилактической работы на своем участке и нести ответственность за объем и качество оказываемой медицинской помощи независимо от пола и возраста.
Основным направлением в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является усиление ее первичного звена при ведущей роли в ее развитии общей врачебной (семейной) практики с одновременным проведением реорганизации стационарной помощи и перераспределением части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развертыванием в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров, стационаров на дому, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи.
Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей (семейной) практики и повышением уровня его компетентности и ответственности за здоровье прикрепленного населения предполагается уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой по сравнению с другими видами помощи. Скорая медицинская помощь используется часто нерационально и выполняет функции, которые мог бы взять на себя врач общей (семейной) практики.
В настоящее время в амбулаторно-поликлинических учреждениях республики работают около 80 врачей общей (семейной) практики, подготовлены 96 врачей общей практики.
Создана нормативная правовая база по основам организации общей (семейной) практики. Министерством здравоохранения Чувашской Республики доведен до всех лечебно-профилактических учреждений приказ от 1 марта 2000 г. N 86 "О программе реформирования системы оказания медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2000 - 2005 годы", утвердивший Положение и квалификационную характеристику врача общей (семейной) практики и медицинской сестры общей практики, примерный перечень помещений и табель оснащения кабинета врача общей (семейной) практики, перечень учетно-отчетной документации.
Реальная реформа первичного звена здравоохранения в республике предусматривает автоматическое вовлечение в реформирование практически всех служб здравоохранения. Без развития и усиления службы первичного звена здравоохранения на первом этапе дальнейшая реструктуризация системы оказания медицинской помощи не представляется возможным.
Для ускорения реформы первичного звена здравоохранения на основе внедрения общей врачебной (семейной) практики требуется решение, прежде всего, следующих проблем:
создание организационно-методической, нормативной правовой, материально-технической базы для внедрения общей врачебной (семейной) практики;
создание комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
информационное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики;
разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики, ее апробация на базовых территориях для научного сопровождения реформы первичного звена здравоохранения;
рассмотрение семьи как объекта общей врачебной (семейной) практики, единицы здоровья с введением использования характеристик семьи (социально-демографических, медико-биологических, психологических, правовых и др.) и на этой основе - отработка принципов, форм и методов профессиональной деятельности врачей общей (семейной) практики и медицинских сестер общей практики;
разработка и апробация системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально - экономической эффективности перехода первичного звена здравоохранения на систему общей врачебной (семейной) практики.
Основной целью настоящей подпрограммы является укрепление здоровья семьи, снижение заболеваемости, болезненности, инвалидизации и смертности населения вследствие повышения доступности, эффективности и качества первичной медико-санитарной помощи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
совершенствование правовых, нормативных методических и финансово-экономических основ реформирования системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению, последовательное внедрение и развитие общей врачебной (семейной) практики;
увеличение объемов медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах;
развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики;
создание и апробация системы информационного обеспечения функционирования общей врачебной (семейной) практики;
внедрение современных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, скорой и неотложной помощью.
Реформа первичного звена здравоохранения предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.
Мероприятия подпрограммы представлены по следующим направлениям:
Нормативное правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики.
В ходе реализации подпрограммы предусматривается совершенствование правовых основ организации первичной медико-санитарной помощи. Предусматривается разработка документов, определяющих организационную структуру общей врачебной (семейной) практики, ее форм (одиночной и групповой, обособленной и действующей в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в сельской местности и в городах разного типа), а также объемы и характер предоставляемой населению помощи, включая проведение профилактических работ, осуществление диспансеризации и т.п.
Требуется разработать стандарты качества оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики; методы обеспечения и контроля качества и условий оказания медико-санитарной помощи; разработка системы финансирования и экономического стимулирования врача общей (семейной) практики и др.
Развитие организационных основ реформирования первичной медико-санитарной помощи.
Предусматривается комплекс мероприятий по оптимизации всей системы организационно - технологического обеспечения общей врачебной (семейной) практики и также комплекс мероприятий, выполняемых с использованием накопленного в других регионах опыта внедрения общей врачебной (семейной) практики; обеспечение амбулаторно-поликлинической помощи населению в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; развитие стационарозамещающих технологий на амбулаторно-поликлиническом этапе.
Развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики.
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области общей (семейной) практики (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации.
Предполагается разработка психолого-педагогических основ изучения семьи как объекта общей врачебной практики; формирование системы профессиональной подготовки врачебного, сестринского персонала, работников социальной службы применительно к общей врачебной (семейной) практике.
Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений нового типа.
Предполагается оснащение офисов (кабинетов) врача общей (семейной) практики современным медицинским оборудованием и техникой, что позволит обеспечить население медицинской помощью единого стандарта и качества, обеспечить своевременное предоставление экстренной неотложной помощи и приблизить реабилитационную помощь к месту жительства больного.
Введение общей врачебной (семейной) практики, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих амбулаторно-поликлинических учреждений потребует развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, амбулаторий) врача общей (семейной) практики. В связи с этим необходима разработка нормативной технической базы, проектно - конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов, амбулаторий врача общей (семейной) практики в соответствии с современными требованиями.
Информационное обеспечение и управление подпрограммой.
Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам общей врачебной (семейной) практики (с использованием электронных и иных средств массовой информации), создание на одной из базовых территорий опытно - экспериментального полигона по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий.
Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения общей врачебной (семейной) практики и обеспечение офисов врача общей (семейной) практики типовым автоматизированным рабочим местом врача общей практики.
{В редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2003 г. N 240}
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 82434,0 тыс. рублей (в ценах 2002 года), в том числе за счет:
республиканского бюджета Чувашской Республики 4057,0 тыс. рублей
ФОМС Чувашской Республики 35597,0 тыс. рублей
средств местных бюджетов 42780,0 тыс. рублей.
В 2002 году - 13346,2 тыс. рублей,
из них:
из республиканского бюджета 2566,2 тыс. рублей
из средств ФОМС Чувашской Республики 2560,0 тыс. рублей
из средств местных бюджетов 8220,0 тыс. рублей.
В 2003 году - 27493,0 тыс. рублей,