Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2001 года N 261

О Республиканской программе развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 86

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 336;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 мая 2003 г. N 118;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 января 2004 г. N 16;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2004 г. N 57;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 февраля 2005 г. N 19;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 марта 2005 г. N 66;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. N 296}

В целях улучшения здоровья и качества жизни сельского населения Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. N 296}

3. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики осуществлять финансовое обеспечение мероприятий Программы в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие здравоохранения.

{Пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. N 296}

4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании мероприятий Программы.

5. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

{Пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. N 296}

7. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 1998 г. N 17 "О Программе развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 1998-2000 годы".

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н.Федоров

ПАСПОРТ Программы развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы


{В редакции:

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2004 г. N 57

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 февраля 2005 г. N 19;

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2005 г. N 296}

Наименование Программы

Программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко от 3 июля 2001 г. N ВМ-П12-11671;

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ200100078.doc

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Основной разработчик

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Программы

Цель Программы

обеспечение сельского населения Чувашской Республики квалифицированной медицинской помощью, улучшение на этой основе состояния здоровья и качества жизни жителей сел

Задачи Программы

укрепление материал ьно-технической и лечебно-диагностической базы сельских учреждений здравоохранения;

 реализация стратегических направлений реформы системы охраны здоровья населения с учетом специфики сельского здравоохранения;

 внедрение в практику работы сельских лечебно-профилактических учреждений современных методов диагностики и лечения;

 проведение рациональной кадровой политики в сельском здравоохранении;

Сроки реализации Программы

2002-2004 годы:
 I этап (2002-2004 гг.) - подготовка и реализация первоочередных неотложных
 мероприятий II этап (2004-2006 гг.) - реализация основных мероприятий Программы

Перечень основных направлений реализации

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений в сельских районах Программы республики;
реорганизация системы медицинского обслуживания сельского населения;
обеспечение сельского населения специализированными видами медицинской помощи;

 проведение рациональной кадровой политики в сельском здравоохранении.

Основные исполнители Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики органы исполнительной власти районов и городов Чувашской Республики
 Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - ФОМС Чувашской Республики)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составит 191486,5 тыс. рублей (в ценах 2005 года), в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 20156,8 тыс. рублей, за счет средств ФОМС Чувашской Республики - 79922,2 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 91407,5 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение потребности сельского населения в диагностической, лечебной и реабилитационной помощи гарантированного объема и качества;

 увеличение к 2006 году выявляемое заболеваний среди сельского населения на 15%;

 снижение показателя первичного выхода на инвалидность среди сельского населения на 15%, в том числе среди лиц трудоспособного возраста на 20 %;

 повышение эффективности использования ресурсов с сокращением средней длительности пребывания больного на койке к 2006 году до 13,0 дней и увеличением к 2006 году числа посещений на 1 жителя в год до 7,0.

Система орган изации контроля за исполнением Программы

экспертный и финансовый контроль хода выполнения - Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2007 года

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2002-2006 ГОДЫ

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Актуальность проблемы развития сельского здравоохранения определяется рядом объективных причин. В сельской местности Чувашской Республики проживает 525,5 тыс. человек, что составляет 38,8 процента от всего населения (по Российской Федерации - 27 процентов). Продукция сельского хозяйства в общем объеме валового регионального продукта занимает от 29 до 35 процентов. Важная роль села как социально-экономической составляющей устойчивого развития республики определяет необходимость создания адекватной инфраструктуры его жизнедеятельности, в том числе системы медицинского обслуживания.

Развитие сельского здравоохранения, укрепление материально-технической и лечебно-диагностической базы сельских лечебно-профилактических учреждений, укомплектование их квалифицированными кадрами являются одним из приоритетных направлений в работе отрасли. В 1998-2000 годах в республике осуществлялась реализация целевой Программы развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики.

За последние годы в сельских районах республики сдан в эксплуатацию 21 объект здравоохранения. Переведено на газовое отопление около 80 процентов медицинских учреждений села, в том числе 74 процента фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. 92 процента учреждений первичного звена (фельдшерские пункты, сельские врачебные амбулатории, участковые больницы) телефонизировано, в большинстве из них организована работа аптечных пунктов.

На оснащение сельских лечебно-профилактических учреждений за указанный период поступило более 1000 единиц медицинской техники. Все центральные районные больницы укомплектованы аппаратами для ультразвуковой диагностики, имеют на оснащении 90 единиц эндоскопического оборудования. На 50 процентов обновлена база клинико-диагностических лабораторий.

Начата реорганизация системы медицинского обслуживания с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. За последние 3 года 7 участковых больниц реорганизованы в сельские врачебные амбулатории с койками дневного пребывания. Реструктуризация коечного фонда привела к повышению интенсивности работы койки в году на 11 процентов. Получили развитие стационар замещающие технологии: в разряд дневного пребывания переведено 820 коек, организовано 180 коек дневного стационара при амбулаторно-поликлинических учреждениях. Общий экономический эффект от проводимых мероприятий по снижению затратности медицинской помощи возрос с 4,7 млн. рублей в 1998 году до 16,4 млн. рублей в 2000 году.

В соответствии с общей Концепцией развития здравоохранения в Чувашской Республике в первичном звене сельского здравоохранения формируется институт врача общей практики. С учетом специфики построения сети сельских лечебных учреждений на первом этапе усилия направлены на организацию самостоятельных офисов врача общей практики на базе сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц с поэтапным переводом на принцип общеврачебной практики участковых терапевтов центральных районных больниц.

За 1998-2000 годы на базе ведущих федеральных учреждений последипломного образования и государственного образовательного учреждения "Институт усовершенствования врачей" Министерства здравоохранения Чувашской Республики прошли курсы повышения квалификации 1169 врачей из сельской местности, на базе Чебоксарского и Канашского медицинских училищ - 2156 средних медицинских работников.

Комплексный программно-целевой подход к решению поставленных задач позволил получить определенные результаты. Улучшение диагностической базы, повышение квалификации кадров, усиление активности первичного звена привели к росту выявляемое больных на 14,5%. Около 30% активно выявленных больных имели ранние стадии заболеваний, что значительно улучшает перспективу их здоровья на ближайший и отдаленный период. Показатель первичного выхода на инвалидность среди сельского населения за последние три года уменьшился на 26,8%; в структуре - за счет снижения тяжести болезней органов кровообращения, дыхания, костно-мышечной системы.

Программа развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской Республики на 2002-2006 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации дальнейших мер по обеспечению сельского населения Чувашской Республики квалифицированной медицинской помощью, улучшения на этой основе состояния здоровья и качества жизни жителей села.

Программой предусмотрены строительство и реконструкция лечебных корпусов ряда центральных районных больниц, что позволит значительно повысить качество оказания медицинской помощи и создать современные условия пребывания больных. Необходимо улучшение материально-технической базы крупных участковых больниц, имеющих достаточный кадровый и лечебно-диагностический потенциал для оказания квалифицированной медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к месту жительства больного.

Особенности организации сельского здравоохранения определяют важнейшую роль фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, на которые возложены оказание всех видов доврачебной медицинской помощи, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа среди сельского населения различных возрастных групп непосредственно в местах проживания. Доля населения, обращающегося за амбулаторно-поликлинической помощью к средним медицинским работникам фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, составляет около 40% всех посещений в медицинские учреждения. Каждый сельский житель в течение года 3-4 раза попадает на прием к фельдшеру, через них осуществляется до 60 процентов вызовов "скорой помощи". От уровня организации работы на этом уровне в значительной мере зависит оперативность и качество оказания медицинской помощи сельскому населению.

В рамках Программы предусмотрено обеспечение качественно нового уровня работы фельдшерского звена сельского здравоохранения. Для этого предусмотрено решение комплекса вопросов по ремонту и телефонизации фельдшерских пунктов, оснащению их современным оборудованием, организации непрерывной системы последипломного образования и повышения квалификации кадров.

Основным направлением работы по улучшению врачебного обслуживания является формирование врача новой формации - врача общей практики. В период до 2005 года предстоит перевести на новую форму работы большинство участковых терапевтов первичного врачебного звена сельского здравоохранения.

Зарегистрированные официальной статистикой уровень и структура заболеваемости и болезненности сельского населения отличаются от таковых как в среднем по республике, так и по сравнению с городскими поселениями. Вместе с тем, регистрируемые "благополучные" цифры малой распространенности основных групп хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистой патологии, болезней органов пищеварения, эндокринной системы и т.д.), не отражают истинной картины здоровья жителей села.

В рамках Программы будет продолжена работа по целевой диспансеризации каждого сельского жителя, активному выявлению среди них заболеваний и факторов риска их развития. Повышение оснащенности центральных районных больниц до уровня городских муниципальных учреждений здравоохранения, внедрение новейших медицинских технологий позволят обеспечить сельское население медицинской помощью единого стандарта и качества.

Предполагается организация межрайонных диагностических центров и специализированных отделений, где будут сконцентрированы новейшее медицинское оборудование и технологии. Организация подобных центров наиболее целесообразна в крупных многопрофильных больницах, где имеются соответствующая материально-техническая база и квалифицированные кадры. Имеет большое значение сохранение и создание межрайонных диспансеров фтизиатрического, дерматовенерологического, психиатрического профилей.

Создание межрайонных центров позволит не только приблизить специализированную помощь к сельскому населению, но и получить экономический эффект за счет рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования, улучшения клинических результатов лечения.

Возрастная структура жителей сельской местности характеризуется большей долей лиц старше трудоспособного возраста: по данным 2000 года в городах она составила 15,1%, в сельской местности - 26,4%. Среди лиц пожилого и старческого возраста 6,8% - одиноко живущие. Это определяет повышенную потребность в организации не только медицинской, но и медико-социальной помощи.

Сохранение диспропорций в обеспеченности сельского населения квалифицированными медицинскими кадрами требует дальнейшего проведения рациональной кадровой политики, основные направления которой сформированы в Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основной целью настоящей Программы является обеспечение сельского населения Чувашской Республики квалифицированной медицинской помощью, улучшение на этой основе состояния здоровья и качества жизни жителей села.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

укрепление материально-технической и лечебно-диагностической базы сельских учреждений здравоохранения;

реализация стратегических направлений реформы системы охраны здоровья населения с учетом специфики сельского здравоохранения;

внедрение в практику работы сельских лечебно-профилактических учреждений современных методов диагностики и лечения;

проведение рациональной кадровой политики в сельском здравоохранении.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в течение 5 лет в два этапа:

На первом этапе (2002-2003 годы) осуществляются:

повышение эффективности работы первичного звена медико-санитарной помощи; формирование в сельском здравоохранении института врача общей практики;

реструктуризация системы оказания медицинской помощи с обеспечением приоритетности профилактического направления в работе лечебно-профилактических учреждений, переносом акцентов в оказании медицинской помощи из стационарного в амбулаторно-поликлиническое звено; приближением лечебной и реабилитационной помощи к месту жительства;

организация различных форм медико-социальной помощи.

На втором этапе (2004-2006 годы) осуществляются:

организация межрайонных диагностических центров, специализированных отделений и диспансеров

развитие специализированных видов медицинской помощи, внедрение в работу сельских лечебно-профилактических учреждений современных медицинских технологий;

дальнейшая поэтапная реорганизация сети лечебно-профилактических учреждений.

На всех этапах (2002-2006 годы) предусмотрено:

укрепление материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений;

поэтапное оснащение лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием;

повышение качества медицинской помощи сельскому населению;

проведение рациональной кадровой политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»