Наименование Программы | Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года |
Основание для разработки Программы | Закон Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ199700012.doc "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями от 23 октября 2000 г.) |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство образования Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности. Органы государственной власти, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: предоставление гражданам общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; |
Сроки и этапы реализации Программы | выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2005 годы) |
Перечень основных мероприятий Программы | сохранение и развитие системы дошкольного образования; |
Исполнители Программы | Министерство образования Чувашской Республики; |
Объемы и источники финансирования Программы | На реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2001-2003 годах 894838 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики - 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 447884 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства; |
Система организации контроля за выполнением Программы | Государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики ежегодно к 1 марта докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа) в соответствии со статьей 1 пункта 2 Закона Чувашской Республики от 14 февраля 1997 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями от 23 октября 2000 г.) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике и определяет стратегические направления развития системы образования на 2001-2003 годы и на период до 2005 года.
Настоящая Программа является продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 206. В соответствии с мероприятиями указанной Программы получили развитие все уровни образования.
За последние годы сделан значительный шаг в совершенствовании нормативной правовой базы развития образования: приняты Закон от 15 июня 1999 г. N 10, "О социальных гарантиях приемной семье", Указы Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа", от 25 августа 1997 г. N 70 "О подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к жизнедеятельности в современных условиях", от 18 апреля 1996 г. N 45 "О военно-спортивных играх "Зарница", "Орленок" в Чувашской Республике", от 30 апреля 1998 г. N 55 "О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях Чувашской Республики", распоряжение Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59 "Об учреждении именных стипендий Президента Чувашской Республики", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире", от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы в современной системе обучения и воспитания", целевые программы о развитии сельской школы, профессионального образования, улучшении положения с учебной, литературой, питанием учащихся, укреплении их здоровья, работе с одаренными детьми, детьми сиротами, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др.
Система дошкольного образования в республике представлена 503 различными типами и видами дошкольных образовательных учреждений с охватом 43289 воспитанников или 58,4 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет. В 185 детских садах воспитательно-образовательная работа осуществляется на чувашском, в 8 - на татарском языках, в 300 - детей обучаются чувашскому языку, начиная с 4 лет.
Современное дошкольное образование в республике остается доступным для населения (родители оплачивают менее 20% затрат на содержание ребенка в детском саду) и строится на принципах вариативности программ, реализации потребностей родителей и личности ребенка, создания новых видов дошкольных образовательных учреждений с использованием общеразвивающих и специализированных программ и технологий. В ходе реализации Программы вдвое увеличилось число инновационных учреждений, их сегодня 38. В 36 детских садах получают специализированные образовательные услуги почти 4 тыс. детей с различными заболеваниями или отклонениями в развитии. 3700 малообеспеченных семей (8,5%) получают адресную помощь по оплате содержания детей в детских садах. 80 процентов государственных дошкольных образовательных учреждений имеют лицензии.
Возникшая в начале 90-х годов тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений оставалась острой до начала 2000 года. В целях сохранения сети дошкольных учреждений проводилась передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Доля муниципальных детских садов сегодня составляет 96 процентов (в 1994 году - 85,4%).
В 2000/2001 учебном году функционирует 691 общеобразовательное учреждение, в которых обучаются 212742 учащихся, из них 41,7 процента - в сельской местности. 35,5 процента школ - малокомплектные, 70 процентов школ являются чувашскими, татарскими и мордовскими национальными общеобразовательными учреждениями.
По сравнению с 1994 годом число школ уменьшилось на 26, в сельской местности - на 34. Общее число обучающихся сократилось на 2,4 процента (на селе - на 2,1%).
В целях улучшения качества знаний учащихся начального звена осуществляется переход на четырехлетний срок обучения. В текущем учебном году 59,4 процента первоклассников занимаются по четырехлетней программе, это на 22,5 процента больше, чем в 1994 г. В целях сохранения единого образовательного пространства разработан Базисный учебный план общеобразовательных учреждений республики, проекты национально-регионального компонента содержания образования по всем предметам, государственного образовательного стандарта по чувашскому языку и литературе, культуре родного края.
Почти 74 процента выпускников 9 классов 2000 года продолжили обучение в десятом классе (в 1994 году - 66,4%).
Проделана значительная работа по созданию системы вариативного образования, различных видов общеобразовательных учреждений, обновлению и совершенствованию содержания образования и методик обучения. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам повышенного уровня охвачено 18,3 процента школьников (в 1994 году - 12,7%); в 60 школах 4,3 процента учащихся получают платные дополнительные образовательные услуги. Впервые получили статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования России 4 общеобразовательные школы. Включение в образовательный процесс граждановедения, права, экономики, иностранных языков и других дисциплин позволило сформировать личностно-ориентированное содержание образования. В 4 школах республики совместно с международным Комитетом Красного Креста осуществляется эксперимент по апробации международного гуманитарного права.
Произошедшие перемены привели к росту числа выпускников школ, поступающих в учреждения высшего профессионального образования. В 2000 году более 45 процентов (по селу - 33,8%) поступили в различные вузы Российской Федерации (в 1994 году - 36%, по селу - 29,3%), в средние специальные учебные заведения - 24,6 процента (по селу - 13,9%), учреждения начального профессионального образования - 17,5 процента (по селу 11%). Увеличилось и число учащихся, участвующих в различных интеллектуальных состязаниях. Ежегодно более 600 юных исследователей выступают на Всероссийской и республиканской научных конференциях "Шаг в будущее", около 1,5 тыс. школьников соревнуются на предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих играх. Из 31 участника Всероссийских олимпиад в 2000 году 12 стали призерами (в 1996 году - 6 из 19). За последние три года завоеваны 41 диплом Всероссийских зональных и финальных предметных олимпиад, 27 дипломов Международной олимпиады школ развивающего обучения, 20 дипломов соросовских олимпиад, командное первенство в соросовской интеллектуальной игре "Дебаты". Для развития одаренных детей созданы 4 республиканских инновационных общеобразовательных учреждения, в них обучаются 1042 учащихся в основном из сельских школ.
В целях поддержки одаренной молодежи распоряжением Президента Чувашской Республики от 3 августа 2000 г. N 34-рп "О назначении именных стипендий Президента Чувашской Республики одаренным учащимся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования" учреждены 25 именных стипендий, уже ряд лет получают ее 114 наиболее талантливых студентов вузов и техникумов.
Новые условия функционирования образовательных учреждений повлекли структурные изменения в деятельности Чувашского республиканского института образования: созданы лаборатории мониторинга качества образования, диагностики и аттестации образовательных учреждений, национальных школ. Центр информационных технологий.
Успешно развивалось сотрудничество с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения. На основании принятых соглашений школам диаспоры оказывается содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по родному языку, обеспечении программами, учебниками и другой литературой.
За последние годы заметно активизировалась работа с зарубежными и международными организациями и фондами по переподготовке учителей по новым методикам, обучению молодежи современной компьютерной грамотности, иностранным языкам. Установлены контакты на уровне образовательных учреждений. С 2000 года начато осуществление 6 проектов, обеспечивающих развитие образования, его модернизацию, в том числе: "Поддержка и реструктурирование системы образования Чувашской Республики", "Информационная система книгоиздания", "Информационно-коммуникационные технологии и сельская школа", "Развитие образования в Чувашской Республике" и др.
Принимались меры по укреплению материальной базы учреждений образования. С 1994 по 2000 год введены в эксплуатацию 64 общеобразовательные школы на 17488 ученических мест (в результате удалось вывести из аварийного состояния более 1/3 школ), построено 5 дошкольных учреждений на 705 мест и 2 жилых дома на 84 квартиры, 2 учебных корпуса профессионального училища N 5 г. Цивильска.
В результате многоканального финансирования улучшилось положение с книгообеспечением. За 1994-2000 годы изданы 123 наименования учебников и учебных пособий республиканского компонента в количестве более 1 млн. экземпляров. В 2000 году приобретено учебников на 11,8 млн. рублей, из них внебюджетные средства составляют 7,1 млн. рублей. В настоящее время принимаются меры по переводу системы учета и распространения учебников на компьютерную основу. В ходе реализации Программы информатизации образования Чувашской Республики за 1995-2000 годы для школ республики приобретены 211 компьютеров на средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
Активизация деятельности учреждений дополнительного образования Министерства образования Чувашской Республики свидетельствует о востребованности этой формы образования, включающей в себя 62 учреждения, в том числе: 39 центров, дворцов, домов творчества, станций юных техников, натуралистов, 5 республиканских учреждений, 18 детско-юношеских спортивных школ (более 56 тыс. чел.). Активно работают по формированию личности, ранней профессиональной ориентации, самореализации детей и подростков 63 школы искусств, художественные, музыкальные школы Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики (более 13 тыс. чел.), 43 детско-юношеские спортивные школы Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, управления спорта администрации г. Чебоксары (более 26 тыс. чел.).
Система дополнительного образования выполняет сегодня не только важные функции воспитания и обучения, допрофессиональной подготовки, но и функции социальные. Исходя из этого, разработаны концептуальные основы воспитания подрастающего поколения в Чувашской Республике, примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками, республиканская программа туристско-краеведческого движения учащихся "Эткер". Для реализации различных направлений, методик в работе по формированию личности созданы лаборатория развития личности в Чувашском республиканском институте образования, экспериментальные площадки по организации работы с детьми в едином воспитательном пространстве с вовлечением в него всех институтов воспитания в гг. Канаше, Новочебоксарске, Алатыре.
В сфере воспитания все больший упор делается на формирование свободной и активной личности, развитие разнообразных ее возможностей, способствующих деятельному самоуправлению. В школах широко реализуются программы воспитания толерантности, "Лидер", "Подросток", "Отечество", разнообразные программы, приобщающие детей к культуре и истории республики, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивным традициям, сохранилось самое ресурсоемкое направление дополнительного образования - техническое творчество.
Активизировались и другие направления воспитательной деятельности: трудовое, эстетическое, экологическое, героико-патриотическое. Так, движение "Зарница" и "Орленок" стало по-настоящему массовым общественным объединением, ежегодно в различных соревнованиях, конкурсах, смотрах, входящих в программу движения, участвуют более 54 тысяч детей и подростков (в 1994 году - 35 тыс.).
Развивалось школьное музееведение. Если в 1994 году было 97 школьных музеев, то в 2001 году - 204.