Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 1998 года N 267

О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа" и в целях обеспечения развития системы образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире".

2. Министерствам и иным республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при разработке и реализации соответствующих социообразовательных программ.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров обобщенной информации ежегодно к 15 июля.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Федоров

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14.09.98 N 267

КОНЦЕПЦИЯ государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире"


Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современной мире" (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению стратегических задач образования.

Проблемы образования требуют нового осмысления концептуальных направлений, новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы. Школа - часть общества, и она не может быть иной, чем само общество. Вместе с тем образование должно способствовать формированию будущих общественных отношений, так как только в образовании рождается будущее.

Опыт, накопленный в процессе реализации Президентской программы "Новая школа", позволяет прогнозировать и моделировать на перспективу ключевые механизмы управления всем образовательным пространством республики. И настоящая Концепция является закономерным этапом развития Президентской программы "Новая школа".

Цель образовательной политики: создание системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям Чувашии и России, развивающей свободную, образованную, культурную Личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества.

Стратегическими задачами Концепции определяются:

социализация образовательных учреждений всех уровней;

построение личностно-ориентированного содержания образования;

оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений;

создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции;

создание нового финансово-экономического механизма деятельности системы;

всемирное развитие национальной школы;

обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда.

Фундаментальные ценности, необходимые системе образования:

права и достоинство личности;

общечеловеческие ценности;

исторические и культурные ценности России и Чувашии;

национальное самосознание;

физическое и нравственное здоровье.

Принципы функционирования системы образования:

демократизация;

гуманизация и гуманитаризация;

вариативность и дифференцированность;

научность и преемственность;

непрерывность и системность;

учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики;

развивающий инновационный характер.

ВВЕДЕНИЕ


Новые ценностные ориентации, распространяющиеся в обществе, являются критериями оценки результатов деятельности системы образования. Очевидно, что кардинальные изменения общества за последние годы отразились и на образовании.

В процессе прошедших в предыдущее десятилетие реформ в образовании создана основа для перехода от унифицированного образования к вариативному, учитывающему личностные запросы учащегося в быстро меняющемся социально-экономическом положении государства и общества.

Этот путь все региональные структуры проходят по-своему, хотя и в русле федеральной образовательной политики. Особенности исторического прошлого, национально-культурного наследия, соотношения сельского и городского населения, менталитет народа - все это отражается на региональной системе образования и требует особой, отличающейся от общероссийской, программы действий в устранении системного дефекта в существующей государственной образовательной политике.

Поскольку мироощущение человека меняется медленнее всего, это рождает сложные проблемы и коллизии. И единственный путь их решения - через молодое поколение, не отягощенное прежними устоями и догмами. Именно через образовательные учреждения, создавая в них дух свободы, правового и экономического сознания, через сотрудничество "ученик - учитель - родители - окружающие люди" возможно изменение менталитета, мироощущения нашего народа.

Это требует создания новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы образования. Ключевой фигурой необходимых преобразований является учитель в новой функции партнера родителей, друга и духовного наставника ребенка с самого раннего возраста.

Активная работа ученых и педагогов - практиков республики и, в первую очередь, Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, расширяет и укрепляет образовательные связи республики с перспективно развивающимися регионами России. На принципиально новый этап развития вышли республиканское образовательное пространство и его международные контакты с подключением университета к Интернету.

Образовательными учреждениями Чувашии наработан целый набор инновационных проектов и программ, сейчас для их внедрения необходима поддержка как на государственной, так и на общественном уровне.

Основной путь управления образовательным пространством республики - целевые государственные программы.

В настоящее время завершена работа над программами "Сельская школа" и "Образование и здоровье детей".

В стадии разработки находится программа "Профессиональное образование". В 1998 году принята республиканская программа "Дети Чувашии".

Все они имеют комплексный социально-образовательный характер:

а) работают на решение стратегических задач;

б) направлены на решение крупных социальных проблем;

в) их разработка и реализация должны иметь межведомственный, межотраслевой характер.

Кроме того, в республике действует еще ряд целевых программ, направленных на решение конкретных задач.

Анализ существующих и разрабатываемых программ позволяет выделить стратегические и тактические организационно -управленческие решения по следующим приоритетным направлениям:

I. Сельская школа. Профессиональное образование

II. Образование и здоровье детей. Дети группы риска

III. Инновационное образование

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


I. А. Социализация образования (приближение образования к потребностям общества). Всемерное развитие национальной школы. Обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда.

I. Б. Построение личностно-ориентированного содержания образования

Сегодня образование все еще оторвано от реалий жизни как по качеству подготовки своих выпускников к изменениям в обществе, так и по сути своего функционирования. Оно не соответствует современной социально-экономической ситуации.

Школьное образование с классическим набором знаний, умений и навыков, с поспешно вводимыми образовательными стандартами неспособно выполнять новые социальные функции. Школа должна научить учащихся жить в динамичной среде, анализировать ситуации, делать выбор, принимать нестандартные решения, т.е. достичь такого социально приемлемого уровня образованности граждан, который обеспечит максимальную безопасность нации в конкретный исторический период.

Слабая общественная поддержка школы (всех образовательных учреждений) объясняется в определенной степени оторванностью школьных знаний от жизни. Общество сегодня требует качественно иной продукции во всех сферах, а, значит, и в образовании.

Но кардинальные изменения личности возможны лишь в том случае, если с ранних лет в дошкольных образовательных учреждениях и школе человек будет формироваться в ином образовательном пространстве. Не администрирование, навязывание воли и знания учителя, а педагогика сотрудничества, формирование чувства достоинства, свободы даст возможность изменить качество образования, достичь поставленных целей.

Современная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта родного народа, его нравственных устоев. Она должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у учащихся этнического самосознания, человеческого и национального достоинства.

2. Направления решения задач:

2.1. Обновление учебно-воспитательного процесса и содержания образования:

внедрение развивающего обучения и инновационных технологий (через деятельность вузов, Чувашского республиканского института образования (РИО), общественных советов и ассоциаций);

создание гибкого базисного учебного плана;

всемерное повышение качества преподавания иностранных языков как средства делового общения на международном уровне;

подготовка и издание учебников нового поколения по национально -региональному компоненту;

внедрение новой схемы снабжения учебниками федерального компонента;

поддержка и поднятие престижа творчески работающих школ и педагогов (конкурсы, аттестация, авторские публикации и т.д.);

создание системы мониторинга и прогнозирования подготовки и переподготовки педагогов всех уровней;

создание лаборатории и коллектива педагогов для поиска и апробации современных решений проблем сельской школы.

2.2. Изменение характера деятельности образовательных учреждений и управления ими:

превращение каждого образовательного учреждения (дошкольное, школьное, профессиональное) в социально ориентированное и общественно зависимое по управлению, в многоканально финансируемое и экономически стабильное по функционированию. Это приведет к тому, что образовательное учреждение должно будет работать исходя из позиции опережающего развития образования, в соответствии с перспективами развития экономики и социальной среды, запросами и ожиданиями обучающихся, родителей, общества и государства в целом;

развитие профильных классов, трудовых, фермерских школы и т.д. Поддержка общественностью такого типа школ даст им новый импульс, как направленным на потребности родителей и общества. Одновременно школа, как центр сообщества, окажет благотворное социокультурное воздействие на местное население;

создание в школе атмосферы защищенности, формирования чувства национальной полноценности и морального комфорта в многонациональной среде;

создание условий, гарантирующих равные права национальных языков и традиций, соблюдение паритетности языков, повышение статуса и социальных функций родного языка;

целенаправленное формирование в республике единого образовательного сообщества через развитие попечительства, создание ассоциаций, советов по образованию и т.п., включая в эту проблему представителей всех групп общества;

создание и реализация программы "Профессиональное образование", с максимальным учетом потребностей общества, его социально-экономических запросов.

2.3. Усиление роли образования в обществе возможно и при объединении им различных структур для решения еще двух актуальнейших проблем: здоровье детей и неблагополучные дети (дети группы риска).

Основные подходы и меры разрабатываются в проектах соответствующих программ.

3. Некоторые конкретные меры по реализации указанных направлений:

разработка новых муниципальных программ стабилизации и развития образования в Чувашской Республике;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»