КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 1998 года N 317
О Концепции развития туризма в Чувашской Республике на 1998 - 2003 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58
В целях создания в Чувашской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, привлечения инвестиций для реализации проектов по развитию индустрии туризма Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития туризма в Чувашской Республике на 1998 - 2003 годы (далее - Концепция).
2. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики в пределах своей компетенции обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией.
3. Координацию и контроль за выполнением мероприятий Концепции возложить на Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля до 2004 года.
И.о. Председателя
Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
Наименование Концепции | Концепция развития туризма в Чувашской Республике на 1998 - 2003 годы |
Основания для разработки Концепции | Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. N 177 "О федеральной программе "Развитие туризма в Российской Федерации", Закон Чувашской Республики "О туризме" |
Разработчики Концепции | Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, |
Основные цели Концепции | Удовлетворение потребностей граждан республики, России и зарубежных стран в туристских услугах путем создания в Чувашской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего значительный вклад в развитие народного хозяйства республики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия |
Основные задачи Концепции | Формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности |
Сроки и этапы реализации Концепции развития туризма в Чувашской Республике | I этап: 1998 - 1999 годы |
II этап: 2000 - 2003 годы | |
Перечень и система основных программных мероприятий | Нормативно-правовая база |
Кадровое обеспечение | |
Исполнители основных мероприятий | Министерства, иные органы исполнительной власти, администрации городов и районов, Чувашский госуниверситет, Институт туризма и сервиса, Торгово-промышленная палата, туристские фирмы, санаторно-курортные учреждения |
Объемы и источники финансирования | 1998 - 1999 годы: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции | Формирование туристского рынка в Чувашской Республике, обеспечивающего удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, воспитании подрастающего поколения в духе бережного отношения к природе, полезного проведения турдосуга |
I. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ
Концепция направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования туристской индустрии в Чувашской Республике, содействия развитию материальной базы туризма.
При разработке данной Концепции учтены положения федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. N 177, и Республиканской целевой программы развития физической культуры и спорта, туризма, санаторно-курортного дела и формирования здорового образа жизни населения Чувашской Республики на период до 2001 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 1996 г. N 168.
Концепция носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Концепция подготовлена с участием республиканских органов исполнительной власти, Института туризма и сервиса, туристских организаций, санаторно-курортных учреждений, Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики.
Современная индустрия туризма является одной их крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов, причем, если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма в последние 10 лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристских товаров и услуг - соответственно 7 и 10 процентов. По прогнозам Всемирной туристской организации высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2010 году. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
В 1997 году в республике международной туристской деятельностью занимались 22 туристские фирмы, функционировали 103 туристские секции и 5 туристских клубов, где спортивно-оздоровительным туризмом занимались около двух тысяч детей и молодых людей.
По данным Государственного комитета Чувашской Республики по статистике общий объем оказанных туристских услуг в 1997 году составил 36,3 млн. деноминированных рублей, что составляет 112,3 процента к уровню 1996 года. Чебоксарским бюро путешествий и экскурсий в 1997 году принято и оказано туристических услуг 16902 туристам, в том числе 764 иностранным.
Находясь в самом центре России, на перекрестке крупных автомагистралей, на берегах крупных рек Волги и Суры, имея железнодорожные и автомобильные узлы - г. Чебоксары и г. Канаш, международный сектор аэропорта, Чувашия располагает благоприятными условиями для развития туризма. Этому способствует наличие и таких уникальных факторов, как сероводородные источники, по своим качествам не уступающие мацестинским, лечебно-столовые минеральные воды в ряде районов Чувашии, лечебные грязи. В последнее время в республике активно ведутся геологическая разведка и другие исследования недр с тем, чтобы максимально использовать богатства земли во благо народа. Благоприятное географическое положение нашего края создает условия для лечения многих заболеваний. Уникальными медицинскими технологиями располагают Чебоксарский региональный центр межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" и Республиканский центр акупунктуры и традиционной медицины. Высокий целительный эффект имеет лечение в санатории "Чувашия" в комплексе с минеральной сероводородной водой. Здесь освоен и используется уникальный метод эндоэкологической реабилитации. В санаторно-курортном комплексе "Чувашиякурорт" основными лечебными факторами служат местная минеральная хлоридно-натриевая вода и сапропелевая грязь, богатая органическими веществами и микроэлементами. Лечебно-диагностическая фирма "Волжские зори" с двумя источниками минеральных вод - это соединение древнекитайской теоретической базы с современными европейскими концепциями, позволяющими производить раннюю диагностику и лечение разных заболеваний. К тому же важнейшим фактором развития отрасли в республике является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал. Основными направлениями этой политики являются защита прав путешествующих и интересов производителей отечественного туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируют от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального (местного) туристского продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Туристская отрасль в Чувашской Республике, несмотря на свой значительный природный, культурно-исторический потенциал, занимает весьма скромное место в экономике республики.
Наблюдается тенденция к ежегодному росту выездного и, особенно, зарубежного туризма, идет отток за пределы республики значительных финансовых средств, в том числе и валютных, размеры которого без отлаженного учета и контроля установить невозможно. Отсутствуют условия, стимулирующие приток в отрасли туризма инвестиций. Данная ситуация объясняется следующими факторами в целом по России:
разрушение механизма регулирования социального туризма и отсутствие отлаженного механизма регулирования коммерческого туризма в Чувашской Республике;
таможенные и визовые ограничения;
наличие отлаженного спроса на поездки за рубеж;
завышенная стоимость путевок на отечественные курорты;
наличие отлаженного спроса на поездки за рубеж;
завышенная стоимость путевок на отечественные курорты;
недостаточный ассортимент и низкое качество услуг, предоставляемых на отечественных курортах;
высокая доходность выездного туризма для его организаторов;
резкое снижение уровня жизни значительной части населения республики;
жесткая ценовая политика;
недостаточно высокий профессионализм обслуживающего персонала.
Финансирование разделов Концепции, обеспечивающих ее организационную часть на I и II этапах, осуществляется в пределах текущего финансирования программ социального развития за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, в том числе выделяемых на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации II этапа Концепции (2000 - 2003 годы), будет определен после реализации мероприятий I этапа, подготовки прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на соответствующий период с учетом схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Чувашской Республики, разработку которой предполагается осуществить при реализации первого этапа Концепции.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.
Планируется работа по совершенствованию статистической отчетности, систем сертификации и лицензирования в сфере туризма, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих граждан. Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристских объектов преимущественно за счет внебюджетных источников.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются подготовка и издание путеводителя по Чувашии, формирование базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка республики, организация, проведение и участие в международных и отечественных туристских выставках, использование представительств Чувашской Республики в регионах России и за рубежом с целью расширения связей с международными туристскими организациями, создания информационных банков данных фирм, туров, маршрутов. Указанные мероприятия направлены на создание имиджа Чувашской Республики как благоприятного региона для развития туризма.
Система мероприятий по развитию туризма, предусматриваемая на 2000 - 2003 годы, будет разработана в ходе реализации мероприятий первого этапа Концепции в виде генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Чувашской Республики и представлена в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Мероприятия призваны способствовать созданию реальных предпосылок для решения задач, поставленных в области развития туризма.
Подготовка системы мероприятий и начало их реализации будут осуществляться на конкурсной основе, посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Министерство экономики Чувашской Республики совместно с Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и Министерством по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию. Государственную поддержку реализации Концепции предполагается осуществлять с учетом активного привлечения кредитов банков на льготных условиях, государственных гарантий инвестиционных проектов и целевых дотаций, совместной деятельности государственного и частного капитала. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Концепции могут быть средства, получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристской деятельности и оплаты труда по сертификации туристских услуг, а также внедрения проекта республиканской туристской лотереи.
Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов, в основном за счет привлечения внебюджетных средств. В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации мероприятий Концепции в соответствии с Положением о Министерстве физической культуры и спорта Чувашской Республики предполагается создать подведомственные организации. Государственную поддержку реализации инвестиционных проектов Концепции предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения инвестиций. Будут активно привлекаться средства фондов и общественных организаций. Государственный заказчик Концепции при необходимости может обращаться в установленном порядке в республиканские органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Концепции, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий. К выполнению Концепции привлекаются туристские фирмы и ассоциации туристских агентств на основе исследований туристских возможностей Чувашской Республики для создания наиболее благоприятных условий привлечения туристских потоков из других регионов.
С целью организации работ по реализации Концепции создается Координационный совет по реализации Концепции, который осуществляет оперативное управление, координацию и контроль выполнения работ. Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики ежегодно заслушивает на заседаниях коллегии и направляет информацию в Кабинет Министров Чувашской Республики, в Министерство экономики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики.
Главный социальный эффект Концепции состоит в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, культовым потребностям. Реализация мероприятий Концепции является одним из факторов решения проблемы занятости населения.
Выполнение намеченных мероприятий приведет к значительному укреплению материальной базы туризма, расширению географии и многообразия туристских маршрутов, формированию республиканского туристского комплекса, окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку экономики республики. В результате осуществления Концепции будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия республики, прежде всего в традиционных местах развития туризма, а также в иных населенных пунктах (местностях), имеющих богатые культурно - исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти места станут популярными центрами отдыха и туризма.
Развитие туристской сферы позволит обеспечить значительные поступления денежных средств в республиканский бюджет Чувашской Республики прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
Намеченные в Концепции меры будут способствовать значительному расширению притока в республику иностранных туристов, увеличению валютных поступлений.
Развитие в республике высокоэффективного туристского комплекса повысит привлекательность Чувашской Республики как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в республиканскую экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать ряд проектов в области туризма в городах и районах республики.
N N пп | Наименование мероприятий | Ожидаемый результат | Исполнители | Сроки исполнения (годы) |
нормативно - правовая база | ||||
Подготовка предложений о внесении дополнений и изменений в законодательство Чувашской Республики, направленных на создание условий для развития туризма | Учет отраслевых особенностей в законодательстве Чувашской Республики | Минспорт Чувашской Республики | 1998 - 1999 | |
Подготовка проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики "О государственной поддержке внутреннего въездного и социального туризма в Чувашской Республике" | Формирование нормативной базы для стимулирования внутреннего, въездного и социального туризма | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, Чувашской Республики, Чувашский госуниверситет | второе полугодие 1999 | |
Подготовка проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики "О правилах аккредитации туристских фирм в качестве официальных турагентов Чувашской Республики" | Пропаганда и продвижение турпродукта в другие регионы | Минспорт Чувашской Республики | первое полугодие 1999 | |
Подготовка проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики "О мерах по развитию самодеятельного туристского движения Чувашской Республики" | Создание экономических и организационных предпосылок для развития спортивно-оздоровительного туризма | Минспорт Чувашской Республики | 1999 | |
Подготовка проекта правил оказания туристско- экскурсионных услуг Чувашской Республики | Упорядочение взаимоотношений между туристскими фирмами и потребителями туристского продукта | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, федерация самодеятельного туризма | второе полугодие 1998 | |
Подготовка проектов межправительственных и межведомственных соглашений с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами о сотрудничестве в области туризма | Создание договорно-правовых отношений для развития внутрироссийского и международного сотрудничества в области туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минэкономики Чувашской Республики, Минпредпринимательства Чувашской Республики | 1998 - 1999 | |
Заключение соглашений о сотрудничестве в области туризма с Госкомитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму | Упорядочение взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти в области туризма | Минспорт Чувашской Республики | 1999 | |
Подготовка предложений об изменении формы отчетности в сфере туризма с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии ООН | Улучшение системы учета и отчетности в сфере туризма | Минспорт Чувашской Республики, Госкомстат Чувашской Республики | первое полугодие 1999 | |
Создание и обеспечение деятельности Координационного совета по реализации Концепции | Межотраслевая и внутриреспуб-ликанская - координация работ по реализации Концепции | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, Чувашский госуниверситет, Торгово-промышленная палата | второе полугодие1998 | |
Разработка системы мер, обеспечивающих безопасность в области туризма | Основание разработки комплексной системы мер по безопасности туризма в Чувашской Республике | Минспорт Чувашской Республики, Минздрав Чувашской Республики, ГКЧС Чувашской Республики | 1998 | |
Осуществление комплекса мероприятий по стандартизации и сертификации туристских услуг | Повышение качества туристских услуг | Чувашский центр стандартизации | 1998 - 1999 | |
Лицензирование международной туристской деятельности, контроль за выполнением лицензионных условий и ведение реестра фирм, получивших лицензию на ее осуществление | Предоставление прав юридическим и физическим лицам на осуществление международной туристской деятельности | Минспорт Чувашской Республики | постоянно | |
Разработка и реализация мер в области защиты прав потребителей в сфере туризма в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" | Обеспечение прав потребителей туристских услуг | Минспорт Чувашской Республики | 1998 | |
Формирование годовых календарных планов республиканских туристских мероприятий, участие в их подготовке и проведении | Развитие и популяризация туристского движения | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, Федерация самодеятельного туризма | 1998 - 1999 | |
Развитие сети туристских кружков, секций в клубах по месту жительства | Приобщение детей и подростков к занятиям самодеятельным туризмом | Минспорт Чувашской Респу блики, Минобразования Чувашской Республики, администрации городов и районов, центр "Эткер" | 1998 - 1999 | |
Разработка системы мероприятий второго этапа Концепции(2000 - 2003 г.г.) | Утверждение программы мероприятий | Минспорт Чувашской Республики | 1999 | |
содействие развитию материальной базы | ||||
Разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие материальной базы туризма, в том числе ее градостроительного и архитектурно-технического обеспечения | Создание оптимальных условий для выбора наиболее эффективных инвестиционных программ в сфере туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минэкономики Чувашской Республики, Минпредпринима-тельства Чувашской Республики, Минстрой Чувашской Республики, администрация г. Чебоксары, Институт туризма и сервиса Чувашский госуниверситет, Торгово-промышленная палата | 1998 - 1999 | |
Разработка деловых предложений для зарубежных туристских, | Координация деятельности по реализации инвестиционных проектов, привлечение зарубежных инвестиций в туристскую отрасль | Минспорт Чувашской Республики, Минэкономики Чувашской Республики, Минпредпринима-тельства Чувашской Республики | 1998 - 1999 | |
Эколого-гигиеническая оценка территорий, предполагаемых для освоения с целью строительства и развития туристских объектов | Ранжирование территорий с точки зрения охраны окружающей среды и создание условий для проведения эколого-гигиенической оценки строительства туристских объектов | Минспорт Чувашской Республики, Госкомэкологии Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, ЦГСН в Чувашской Республике | постоянно | |
рекламно-информационное обеспечение развития туризма | ||||
Пропаганда самодеятельного туризма как наиболее доступного и эффективного средства оздоровления, нравственного и экологического воспитания населения республики | Популяризация туризма как средства приобщения к здоровому образу жизни | Минспорт Чувашской Республики, Госкомпечать Чувашской Республики | 1998 - 1999 | |
Осуществление деятельности по рекламно-информационному обеспечению продвижения республиканского туристского продукта, в том числе подготовка базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка Чувашской Республики, проведение рекламных кампаний в республиканской и зарубежной прессе, на радио и телевидении с целью формирования образа Чувашской Республики как региона, благоприятного для туризма | Создание условия для увеличения туристского потока на республиканский рынок | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, турфирмы, Госкомпечать Чувашской Республики, ГТРК "Чувашия" | 1998 | |
Создание информационных банков данных: республиканских фирм, республиканских туров и маршрутов, транспортного обеспечения сферы туризма, туристских объектов республиканского значения | Формирование основы информационного обеспечения производителей и пользователей туристских услуг | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса | 1998 - 1999 | |
Выпуск рекламных и информационно-методических изданий по вопросам туризма | Информационное обеспечение производителей и пользователей туристских услуг | Минспорт Чувашской Республики, Госкомпечать Чувашской Республики | 1998 - 1999 | |
Организация туристских выставок - ярмарок "Приглашение в Чувашию" | Реклама турпродукта | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, Торгово-промышленная палата | Ежегодно 1998 - 1999 | |
кадровое обеспечение | ||||
Разработка предложений по подготовке кадров в сфере туризма | Организация подготовки кадров для сферы туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минобразования Институт туризма и сервиса, Чувашский госуниверситет | 1999 | |
Организация подготовки судейских и инструкторских кадров для самодеятельного туризма | Обеспечение самодеятельного туристского движения квалифи цирован-ными кадрами судей и инструкторов | Институт туризма и сервиса | 1998 - 1999 | |
научное обеспечение | ||||
Разработка экономического и правового механизма приоритетной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма | Создание дополнительных условий для развития въездного внутреннего и социального туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минэкономики Чувашской Республики, Минпредпринима-тельства Чувашской Республики, Минсоцзащиты Чувашской Республики, | 1998 - 1999 | |
Содействие в разработке региональных программ развития туризма(согласно приложению) | Подготовка методических указаний и научно-проектной основы разработки региональных программ развития туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минэкономики Чувашской Республики, Минпредпринима-тельства Чувашской Республики, администрации городов и районов, Институт туризма и сервиса, Чувашский госуниверситет, Торгово-промышленная палата | 1998 - 1999 | |
Комплексный анализ состояния и прогноз развития республиканского туристского рынка с целью наиболее эффективного использования | Создание научной основы для разработки II этапа Концепции, перспективная оценка туристского рынка | Минспорт Чувашской Республики, Институт туризма и сервиса, администрации городов и районов | 1998 - 1999 | |
Проведение республиканских и участие во всероссийских научно-практических конференциях по ключевым проблемам развития туризма | Повышение уровня научных исследований в сфере туризма | Минспорт Чувашской Республики, Минпредпринима-тельства, Институт туризма и сервиса | 1998 - 1999 | |
Разработка подпрограмм развития отдельных видов туризма в Чувашской Республике (экологического, социального, детского и юношеского, оздоровительного, культурно-познавательного и других) | Создание предпосылок для развития отдельных видов туризма | Минспорт Чувашской Республики, заинтересован-ные министерства, иные органы исполнительной власти, Институт туризма и сервиса, Чувашский госуниверситет, центр "Эткер" | 1998 - 1999 |