Недействующий

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы

3.2. Тарифное регулирование естественных локальных монополий


Недостаточность нормативных и методических документов, регулирующих установление экономически обоснованных тарифов и цен на услуги локальных монополий, а также неурегулированность тарифной политики на муниципальном уровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжения населения. Существующая система тарифного регулирования не ориентирует ресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат и ресурсосбережение, что делает отрасль инвестиционно непривлекательной.

Основные недостатки существующей системы тарифного регулирования заключаются в следующем:

- разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменение стоимости газа или электричества не сопровождается адекватным изменением тарифов на тепловую энергию и воду, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;

- у предприятий отсутствуют целевые задачи, решение которых они должны обеспечить при данном значении тарифа, а как следствие, отсутствует и система контроля за работой предприятий;

- не определен срок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективе финансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.

Решение вопросов тарифного регулирования получило свое отражение в реализуемой на территории республики в 2001-2002 годах Программе реформирования системы управления общественными финансами, одной из задач которой является проведение сбалансированной государственной ценовой (тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью направления "Тарифная политика" реализации Программы явилось приведение в соответствие к 1 октября 2002 г. уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением федеральному стандарту, утвержденному в размере 90%, а также прекращение перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг.

Предприятия ЖКХ, обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенных пунктов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополиями. Их деятельность подлежит регулированию.

Одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования - привлечение инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек, перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной и инвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:

полное возмещение экономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;

принцип баланса интересов всех сторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги заключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;

последовательность и прогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономической определенности для потребителей коммунальных услуг;

принцип публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг, а также достижения баланса интересов в процессе регулирования тарифов:

снижение политизированности ценообразования, что можно решить за счет принятия соответствующих принципов и процедур тарифного регулирования.

Эффективное регулирование предприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех частей:

1. Определение целей деятельности предприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ, разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжения городов и населенных пунктов.

2. Решение вопросов формирования и утверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ.

3. Проведение мониторинга предприятий ЖКХ.

Эти три компонента в совокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализовать свои обязанности по качественному обеспечению населения коммунальными услугами.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации регулирование тарифов для муниципальных предприятий и ставок оплаты для населения входит в компетенцию местных органов власти. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит размер бюджетной потребности в финансировании ЖКХ; от конструкции системы тарифного регулирования - эффективность экономических стимулов к повышению эффективности ЖКХ. Тарифное регулирование должно быть устроено таким образом, чтобы предприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг, а потребители - в экономии ресурсов.

В республике законодательно определен порядок государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги) по представлению организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги по государственным регулируемым ценам. Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" определены основания пересмотра тарифов и перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен которых осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 187 "О порядке ценообразования на виды услуг локальных монополий" утверждено Положение о порядке ценообразования на виды услуг локальных монополий, в том числе на производство электрической и тепловой энергии, услуги систем водоснабжения и канализации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" определено, что принятию решения по пересмотру тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности затрат. Для осуществления функций по регулированию и экспертизе тарифов как в рамках структур исполнительной власти муниципальных образований, так и структур, осуществляющих государственное регулирование цен на услуги локальных монополий, необходимо создавать постоянно действующие межведомственные комиссии с участием представителей различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти. Комиссия принимает решение, которое затем представляется в Кабинет Министров Чувашской Республики или главе местного самоуправления для окончательного утверждения.

Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующих органов - межведомственных комиссий. Мониторинг коммунальных предприятий даст возможность отслеживать результаты принятого решения, чтобы суметь вовремя отреагировать на происходящие изменения условий хозяйствования и постепенно накапливать базу статистической информации для повышения качества тарифного регулирования в будущем.