Республиканская программа "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы" (далее – Программа) разработана в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике", от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - подпрограмма), Законом Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", а также на основе изучения жилищной проблемы молодежи и молодых семей и предлагает создание механизма решения жилищной проблемы молодежи.
{Абзац 1 в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 97, от 28 марта 2008 г. N 82, от 25 сентября 2008 г. N 288, от 15 июня 2011 г. N 233, от 17 февраля 2012 г. N 45}
По данным государственной статистики на 1 января 2002 г в Чувашской Республике проживало 326 тыс. человек в возрасте от 16 до 30 лет, что составляет 24 процента от общей численности населения, и том числе численность городской молодежи составляет 211 тыс. человек (65% от общего числа молодежи в Чувашской Республике), сельской молодежи - 115 тыс. человек (35%) Только за последние пять лет число молодых людей увеличилось почти на 30 тыс. человек. Из общего числа семей 12,7 тыс. молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе проживает в городской местности 9,5 тыс. семей, в сельской - 3,2 тыс. семей. Численность молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в разрезе районов и городов приведена в приложении N 1.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей
Кроме того, молодая семья связана с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату. Вместе с тем, молодая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью становления семейной жизни, приобретения жилья, организации быта, потребностью в дополнительных досуговых затратах.
Таким образом, специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения ее в качестве особого объекта при реализации государственной молодежной в семейной политики
Переход в экономике к рыночным отношениям влечет за собой создание новых механизмов в системе обеспечения жильем малоимущих слоев населения, в том числе молодых семей. Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере
у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникает отрицание молодежью их причастности к государственным делам,
угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни;
снижается потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
усиливается миграция молодежи, многие стремятся выехать за пределы республики и за рубеж на постоянное жительство,
остается сложной ситуация с детской и молодежной преступностью.
Как показали проводившиеся социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две
отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья; низкий уровень доходов.
Государственную поддержку молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предполагается осуществлять путем
предоставления социальных выплат молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
{Абзац в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 288}
выделения льготных долгосрочных ипотечных кредитов, выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности),
предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма.