Налоговые преобразования, проведенные в Чувашской Республике в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.
В республике введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов.
В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж.
Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2000 году в республике провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам в бюджет 222 предприятия на сумму 541 млн. рублей.
Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности.
В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей с 1999 года ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Чувашской Республики, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками.
Активно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятий. Так, в результате проведения процедур конкурсного производства и внешнего управления за 1998 - 2000 годы в бюджеты Чувашской Республики поступило около 100 млн. рублей.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Чувашская Республика в 1995 году приступила к реформе межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов, основными целями которой стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2000 году сложилась следующим образом.
Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2000 году составил 92,6 процента.
На формирование неналоговых доходов бюджетов Чувашской Республики определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196, Концепцией оценки стоимости государственного и муниципального имущества в Чувашской Республике, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2001 г. N 24, Законом Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики", Положением об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июля 2001 г. N 151.
Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (21,5 процента), налог на прибыль предприятий и организаций (20,1 процента), налог с продаж (14,4 процента), налог на имущество предприятий (14 процентов) и акцизы (10 процентов).
В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 62 процента, доля республиканских налогов составляет 30,6 процента, местных - 7,4 процента.
Оценка налоговых доходов в территориальном разрезе свидетельствует о том, что 76,1 процента всех поступлений дают города, среди городов 74 процента платежей приходится на г. Чебоксары. Среди районов по значению в формировании налоговых доходов выделяются Чебоксарский (2,7 процента), Ядринский (2,4 процента) и Марпосадский (2,3 процента). Доля остальных районов существенно ниже.
Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что более половины (52 процента) поступлений обеспечивает промышленность, 12,2 процента - торговля и общественное питание, 6,3 процента - строительство, 4,5 процента - транспорт, по 2,5 процента - сельское хозяйство и связь, 2,3 процента - жилищно-коммунальное хозяйство.
В объеме налоговых поступлений, которые дает промышленность, основная доля приходится на налоговые платежи предприятий машиностроения и металлообработки (31,1 процента), пищевой (28,9 процента), химической промышленности (12,9 процента) и электроэнергетики (11,2 процента).
Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики к концу 2000 года по сравнению с его началом составили 144,8 процента. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2000 года задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет Чувашской Республики составила 18,2 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов.
Качественный состав задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого трактования содержащихся в них норм и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.
Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы республики целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово - экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Чувашской Республики необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.