Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 октября 2011 года N 981

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2280.
____________________________________________________________________

(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 04.03.2013 N 1897, от 24.02.2014 N 2510, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771, от 26.03.2015 N 379, от 20.10.2015 N 729, от 09.06.2016 N 1197)

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 года N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771, от 20.10.2015 N 729)

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Николаева А.С.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     12 октября 2011 года
     N 981





Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 года N 981

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 04.03.2013 N 1897, от 24.02.2014 N 2510, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771, от 26.03.2015 N 379, от 20.10.2015 N 729, от 09.06.2016 N 1197)

ПАСПОРТ

N

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (далее - Программа)

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771, от 20.10.2015 N 729)

2

Статус Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия)

3

Основание для разработки Программы

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

4

Ответственный исполнитель Программы

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия)

5

Соисполнители Программы

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики

(п. 5 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.03.2015 N 379)

6

Цель и задачи Программы

Основная цель Программы - сохранение и восстановление природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения Республики Саха (Якутия).

Задачи Программы:

развитие государственной системы экологического мониторинга и контроля;

обеспечение радиационной безопасности на территории Республики Саха (Якутия);

совершенствование системы экологического образования и просвещения;

мониторинг экологической обстановки улусов "алмазной провинции";

создание условий для устойчивого развития государственного бюджетного учреждения "Республиканский зоопарк "Орто-Дойду";

совершенствование республиканской системы особо охраняемых природных территорий и обеспечение сохранности, и расширение биологического разнообразия;

искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов для восполнения естественных запасов рыб в водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Саха (Якутия)

7

Целевые индикаторы Программы

Количество случаев высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения на территории Республики Саха (Якутия) на водных объектах.

Уменьшение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился в общем количестве водохозяйственных участков

8

Сроки реализации (этапы) Программы

2012 - 2019 годы

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771, от 20.10.2015 N 729)

9

Наименование подпрограмм

(стратегические направления)

1. "Государственная система экологического мониторинга и надзора Республики Саха (Якутия)".

2. "Обеспечение радиационной безопасности на территории Республики Саха (Якутия)".

3. "Экологическое образование и просвещение населения на территории Республики Саха (Якутия)".

4. "Мониторинг экологической обстановки улусов "алмазной провинции".

5. "Развитие Республиканского зоопарка "Орто-Дойду".

6. "Особо охраняемые природные территории и биологические ресурсы Республики Саха (Якутия)".

7. "Воспроизводство водных биологических ресурсов Республики Саха (Якутия)".

8. Утратил силу. - Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2016 N 1197.

(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2510)

10

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

Предельный объем средств на реализацию Программы - 5 365 686,8 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета - 29 269,5 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 4 093,9 тыс. руб.;
2013 год - 4 100,3 тыс. руб.;
2014 год - 3 924,3 тыс. руб.;
2015 год - 3 959,1 тыс. руб.;
2016 год - 3 895,1 тыс. руб.;
2017 год - 4 648,4 тыс. руб.;
2018 год - 4 648,4 тыс. руб.;
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 5 045 609,5 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 573 073,1 тыс. руб.;
2013 год - 621 440,9 тыс. руб.;
2014 год - 645 695,0 тыс. руб.;
2015 год - 657 775,3 тыс. руб.;
2016 год - 690 820,6 тыс. руб.;
2017 год - 624 598,9 тыс. руб.;
2018 год - 616 102,9 тыс. руб.;
2019 год - 616 102,9 тыс. руб.;
средства внебюджетных источников - 290 807,7 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 11 691,2 тыс. руб.;
2013 год - 29 183,9 тыс. руб.;
2014 год - 36 802,6 тыс. руб.;
2015 год - 47 824,9 тыс. руб.;
2016 год - 39 012,3 тыс. руб.;
2017 год - 41 467,3 тыс. руб.;
2018 год - 42 020,3 тыс. руб.;
2019 год - 42 805,3 тыс. руб.

Предельный объем средств на реализацию Программы - 5 538 011,4 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета 35 032,9 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 4 093,9 тыс. руб.;
2013 год - 4 100,3 тыс. руб.;
2014 год - 3 924,3 тыс. руб.;
2015 год - 3 959,1 тыс. руб.;
2016 год - 3 895,1 тыс. руб.;
2017 год - 4 973,8 тыс. руб.;
2018 год - 5 019,9 тыс. руб.;
2019 год - 5 066,4 тыс. руб.;
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 5 181 963,7 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 573 073,1 тыс. руб.;
2013 год - 621 440,9 тыс. руб.;
2014 год - 645 695,0 тыс. руб.;
2015 год - 615 907,1 тыс. руб.;
2016 год - 708 684,6 тыс. руб.;
2017 год - 672 159,2 тыс. руб.;
2018 год - 670 427,1 тыс. руб.;
2019 год - 674 576,7 тыс. руб.;
средства внебюджетных источников - 321 014,8 тыс. руб., в том числе на:
2012 год - 11 691,2 тыс. руб.;
2013 год - 29 183,9 тыс. руб.;
2014 год - 36 802,5 тыс. руб.;
2015 год - 47 824,9 тыс. руб.;
2016 год - 39 012,3 тыс. руб.;
2017 год - 51 500,0 тыс. руб.;
2018 год - 52 000,0 тыс. руб.;
2019 год - 53 000,0 тыс. руб.

(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 09.06.2016 N 1197)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ


Качество окружающей среды, являясь важнейшим из показателей качества жизни и уровня социально-экономического развития территорий, определено критерием оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Республика Саха (Якутия), обладая обширной минерально-сырьевой базой и промышленным потенциалом, имеет значительные успехи в социально-экономическом развитии и является одним из экологически чистых уголков планеты. Но вместе с тем интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов может в дальнейшем повлечь за собой ухудшение состояния окружающей среды, усиление влияния негативных факторов и трансформацию природных комплексов.

Как показывает мировой опыт, при реализации крупных инвестиционных проектов возрастает как техногенная, так и антропогенная нагрузка на окружающую среду, поскольку вслед за сырьевым и инфраструктурным освоением территорий следует развитие агломерационной экономики. Только сбалансированное и экологически обоснованное развитие промышленности и населенных пунктов, соблюдение сберегающего режима природопользования, проведение комплекса мероприятий по превентивному экологическому мониторингу и экологическому контролю, по воспроизводству биологических ресурсов, по сберегающему отношению к не привлеченным в хозяйственный оборот территориям, повышение экологических знаний населения позволят в будущем обеспечить стабильность экологической обстановки на территории республики. Таким образом, интенсификация освоения природно-ресурсного потенциала республики, реализация крупных проектов в области развития промышленных сил, транспорта и энергетики выводят на первый план вопросы защиты окружающей среды, ставят задачу совершенствования государственной системы охраны окружающей среды и увеличения доли экологической составляющей в социально-экономическом развитии региона.

Анализ существующей экологической ситуации на территории республики показывает, что в республике, несмотря на реализуемый с 2003 года программно-целевой метод управления, имеется ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды. Исходя из аналитических данных, ранжированный список "экологических" проблем Республики Саха (Якутия) составляет:

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий и автотранспорта;

аккумулированное загрязнение почвы вследствие накопления от долговременного выброса загрязняющих веществ;

низкое качество питьевой воды;

рост антропогенного воздействия на окружающую среду в период реализации инвестиционных проектов;

имеющиеся проблемы улусов "алмазной провинции" (питьевая вода, мирные подземные ядерные взрывы (МПЯВ));

тенденция к сокращению биологического разнообразия (особенно диких копытных);

напряженное состояние популяции ценных видов рыб (сиговых и т.д.);

дефицит экологических знаний у населения;

слабая материально-техническая база структурных подразделений Министерства.

В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем в республике (особенно в крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха остается высоким в городах Нерюнгри, Якутск, Мирный. Неуклонно растут суммарные объемы выбросов от стационарных и передвижных источников в городах: Якутск, Мирный, Нерюнгри, Ленск.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за последние 5 лет

(в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2510)

Единица измерения

2008

2009

2010

2011

2012

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ

тыс. тонн

182,9

193,9

161,05

156,8

160,8

Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ

тыс. тонн

359,5

357,3

402,84

417,1

433,3

Уловлено к количеству загрязняющих веществ

%

66,3

64,8

71,4

72,6

72,9


Общий валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств, находящихся в государственной и иных формах собственности, составляет 38,1% от общего объема выбросов по республике. В некоторых населенных пунктах выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств превышают таковые от стационарных источников. Освоение урановых месторождений, строительство плавучих атомных станций, нерешенность вопроса утилизации бесхозных РИТЭГов также предопределяет определенный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Кроме того, в последние десятилетия отмечается снижение устойчивости естественных природных комплексов к антропогенному давлению. Значительному негативному воздействию подвергается биологическое разнообразие, главным образом, в результате уничтожения лесов, эрозии почв, загрязнения водоемов, атмосферного воздуха, лесных пожаров, добычи полезных ископаемых, увеличения рекреационной нагрузки. Из-за удаленности населенных пунктов, низкого уровня обеспечения структурных подразделений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) транспортными средствами затруднено осуществление системы мероприятий по государственному экологическому контролю и мониторингу. Отсутствие портативного оборудования и приборов по определению негативного воздействия на объекты окружающей среды, отсутствие соответствующего уровня программного обеспечения и автоматизации управленческих процессов также сказывается на оперативности реагирования по фактам обнаружения загрязнения окружающей среды и нарушения норм природоохранного законодательства.

1.1. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в природоохранной сфере без использования программно-целевого метода


Долгосрочный программно-целевой метод управления экономикой региона, избранный руководством республики, позволяет решать проблемы комплексно и более эффективно.

Республика в силу своего специфического географического местоположения имеет, как было сказано Президентом Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисовым в своей вступительной речи на XVIII пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (17 июня 2010 года) "... очень ранимые, гораздо более чувствительные к внешним факторам экологические системы". В соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.05.2008 N 503-р, в прогнозный период стала актуальной задача переосмысления приоритетов региональной экологической политики. В первую очередь, осуществление всего комплекса намечаемых проектов означает принципиальное изменение характера воздействия на окружающую среду и переход от совокупности локальных и невзаимодействующих между собой очагов к линейным и площадным, взаимовлияющим структурам. Соответственно, особое значение для республики в период взрывного осуществления крупных инвестиционных проектов приобретает вопрос повышения эффективности функционирования региональной природоохранной системы, продолжения начатого курса и принятия новых системных решений.

Опыт реализации программ предыдущих лет показал действенность программно-целевого метода управления. Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды при использовании программно-целевого метода, в котором мероприятия увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля дает предпосылки дальнейшей экологизации экономического развития. Ранее реализованные мероприятия целевых программ "Охрана окружающей среды" (2003 - 2011 г.г.) позволили получить ощутимые результаты практически по всем направлениям:

налажена отраслевая система сбора, обработки и комплексного анализа информации о состоянии окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия;

произведены реконструкция и строительство очистных сооружений в г. г. Мирный, Удачный, Ленск, п. Айхал, укомплектованы лаборатории аналитического контроля улусов "алмазной провинции";

велись работы радиационного обследования и минимизации воздействия на окружающую среду объектов мирных ядерных взрывов "Кристалл", "Кратон", "Кратон-3";

осуществлялись мероприятия по обследованию мест родовых берлог белых медведей на побережье Восточно-Сибирского моря и на архипелаге Медвежьих островов, по организации мониторинга, биотехнических мероприятий по редким и малочисленным видам растений и животных;

произведена реакклиматизация овцебыков и лесного бизона из Канады, получен приплод;

выполнены землеустроительные работы и оформлены землеустроительные дела на землях особо охраняемых природных территорий республиканского и местного (муниципального) значения;

выполнены работы по расселению зайца-беляка из Верхоянья в особо охраняемые природные территории Центральной Якутии;

велись работы по усовершенствованию территории зоопарка;

осуществлялась рекламно-информационная и агитационно-образовательная деятельность.

Как показала практика, сложившаяся ситуация в природоохранной сфере без использования системного программно-целевого метода управления может привести к:

деконцентрации финансовых ресурсов на выполнение приоритетных мероприятий и решение первостепенных задач;

отходу от пятилетнего планирования, позволяющего оценить среднесрочные и долгосрочные эффекты;

снижению контроля за эффективностью расходования средств.

Раздел 2. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В Республике Саха (Якутия) охрана окружающей среды является одной из важнейших составных частей государственной политики. Это определено Концепцией экологической безопасности Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 года N 651.

Основная цель Программы - сохранение и восстановление природной среды, комплексное решение проблем, обеспечивающее экологическую безопасность населения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развитие государственной системы экологического мониторинга и контроля в Республике Саха (Якутия).

2. Обеспечение радиационной безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»