ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2002 года N 651


О концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия)


В целях реализации решений круглого стола "Арктика и Север как среда обитания и жизнедеятельности человека", проведенного в рамках конференции "Создание эффективной системы устойчивого развития Республики Саха (Якутия) как модели для регионов Севера", организованной Советом Федерации Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию экологической безопасности Республики Саха (Якутия).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) И.Н. Долинина.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
С. Назаров

     

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2002 года N 651

     

Концепция экологической безопасности Республики Саха (Якутия

I. Общие положения


Концепция экологической безопасности Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Концепция) - система взглядов на обеспечение безопасности населения Якутии от экологических угроз и опасностей является продолжением Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) на переходный период (1995-2001 г.г.). Стратегия социально-экологического развития республики должна быть увязана с основными положениями Концепции.

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Экологическая доктрина Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие отношения в области охраны природы и рационального природопользования, Конституция Республики Саха (Якутия) и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Концепция учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и Конференции ООН, посвященной десятилетию решений Рио (август-сентябрь 2002 г.), других международных форумов, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (от 10 декабря 1997 года N 1300 и от 10 января 2002 года), Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 года N 24, Экологическую доктрину РФ, одобренную распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р.

II. Обоснование концепции

В Якутии сохранилось более 10% не затронутой хозяйственной деятельностью Дикой Природы всего мира, представляющей бесценное сокровище планетарного масштаба. Сегодня общепризнана роль северных экосистем в глобальном формировании метеорологических процессов, климатообразовании, восстановлении биоты и стабилизации окружающей среды. Удельные показатели воздействия на окружающую среду в Якутии, в расчете на единицу территории, принадлежат к одним из самых благоприятных в мире. С 1990 года снижается воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду.

С другой стороны, суровые природно-климатические условия определяют легкоранимость и трудновосстановимость природных комплексов. В недавнем прошлом в местах освоения природных ресурсов был нанесен значительный ущерб природе Якутии. Добыча алмазов оказала серьезное влияние на экологическую обстановку в алмазной провинции, местах промышленных разработок золота, угля, олова и других полезных ископаемых, возникла экологическая напряженность. Примеров неразумного отношения к природе достаточно, только огромная территория и относительно небольшие масштабы промышленного и сельскохозяйственного производства, а также взвешенная государственная политика республики в области охраны окружающей среды явились причинами сохранения значительных массивов нетронутой природы.

Сегодня несбалансированное и экологически необоснованное развитие промышленности и населенных пунктов обуславливает большую напряженность и нестабильность экологической и санитарно - гигиенической ситуации отдельных территорий республики. К объектам и источникам экологической опасности, оказывающим существенное влияние на развитие традиционных отраслей производства и аграрного сектора, следует отнести: перепромысел рыбы и охотничьих животных, деградацию сенокосов и пастбищ, переруб леса, особенно вблизи населенных пунктов, снабжение некачественной питьевой водой.

Особняком стоят проблемы, связанные с низкой правовой культурой и пренебрежением к закону, безответственность и расточительное отношение к природным ресурсам, невысокий уровень производственной дисциплины, а также экологическая безграмотность населения. В последние годы участились аварии в электротехнических и теплоснабжающих системах в зимний период, увеличилась частота стихийных бедствий, таких как паводки, лесные пожары, массовое распространение вредителей растений. Прогнозируется наступление засушливого периода как последствие глобального изменения климата. В связи с международным терроризмом возникла опасность распространения эпидемий и эпизоотий.

В этой связи стратегическое значение имеет то, что устойчивое развитие Республики Саха (Якутия) должно опираться на обеспечение экологической безопасности. Необходимо на государственном уровне проводить мероприятия по снижению экологических опасностей и угроз во всех сферах деятельности, исходя из того, что право на благоприятную среду обитания является одним из основных прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).

III. Цели и задачи концепции


Стратегической целью обеспечения экологической безопасности Республики Саха (Якутия) является достижение гармоничных отношений между окружающей средой и социально-экономической системой для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений якутян.

Гармония в отношениях между обществом и природой будет достигнута через создание такого режима эколого-экономической системы и хозяйствования, при котором экономическое развитие не будет приводить к ухудшению природной среды. Немаловажной целью станет внедрение принципиально новой экологической культуры, основанной на экологическом сознании населения и экологических приоритетах развития.

Реализация целей Концепции будет основываться на решении следующих задач:

достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей, увеличение средней продолжительности жизни населения, рационализация уровня и структуры личного потребления;

сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, организация их переработки и утилизации;

формирование новой экологической культуры путем выработки сознательного отношения к природе как фундаменту жизни, соблюдения законов развития природы, а также вытекающих из них ограничений и запретов;

формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни;

прогнозирование и выявление техногенных и природных угроз экологической безопасности Республики Саха (Якутия), а также выработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

обеспечение на территории Республики Саха (Якутия) права граждан на благоприятную окружающую среду;

обеспечение неукоснительного соблюдения природоохранного законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными и религиозными организациями.

IV. Принципы осуществления концепции

Переход республики к экологически безопасному развитию зависит от экологизации общества, промышленности, эффективного управления. Принципы Концепции, часть которых одновременно представляют и механизмы ее реализации, следующие:

признание невозможности развития общества без учета экологических требований;

приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

обеспечение паритета экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития;

учет отдаленных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности;

принятие упреждающих действий для предотвращения возникновения экологической опасности;

профилактика нарушений природоохранного законодательства;

открытость экологической информации;

участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

V. Основные направления


Сохранение природного наследия

Приоритетом является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

5.1. Рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения

Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов, а также опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства:

сохранение и развитие региональной системы особо охраняемых природных территорий (Ытык Кэрэ Сирдэр) как резервата нетронутой природы глобального значения и для поддержания традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;

сохранение ландшафтов, присущих Якутии, под влиянием которых сформировалась духовная и материальная культура коренных народов;

обеспечение сохранности биологического разнообразия республики;

минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых;

максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;

стимулирование и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использование вторичных ресурсов;

поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет;

рекультивация земель, нарушенных в результате разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, а также иной хозяйственной деятельности;

снижение риска возникновения техногенных аварий и катастроф;

обеспечение снабжения населения качественной питьевой водой, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно - коммунальном хозяйстве;

внедрение малоотходных технологий в деревообрабатывающей промышленности, применение новых композитных материалов в строительстве, газификация населенных пунктов, лесовосстановление;

внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия на землях сельскохозяйственного назначения, принятие мер против засухи и массового распространения вредителей растений;

предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства;

снижение потерь энергии при транспортировке.

5.2. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

Выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;

обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;

оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия, а также особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери);

обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;

поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;

обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на территорию республики чужеродных видов, способных нанести вред естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний.

5.3. Предотвращение загрязнения природной среды

Снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами для сохранения равновесного состояния окружающей среды должно достигаться:

технологическим перевооружением или постепенным выводом из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащением предприятий современным природоохранным оборудованием;

переводом внутригородского автотранспорта на сжиженный и сжатый природный газ;

озеленением населенных пунктов;

уменьшением использования токсичных и особо опасных веществ, обеспечением их безопасного хранения и ликвидации захоронений;

предотвращением возможности радиоактивного и химического загрязнения территории при внедрении новых производств и технологий;

обеспечением реабилитации территорий, загрязненных при проведении подземных ядерных взрывов, при горных разработках и при падении отделяющихся частей ракетоносителей.

VI. Пути и средства реализации концепции

6.1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей природной среды и природопользованием

Обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов, соответствующего рыночной экономике, предполагает следующее:

совершенствование и усиление роли государственной экологической экспертизы, включая экспертизу нормативно-правовых актов, проектов, технологий, материалов, веществ и программ;

четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»