Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ" (с изменениями на: 11.09.2017)


 Средний балл качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

 25 +---------- 20,58 ---------------------

   ¦          ------¬

20 +---- 15,28¦     ¦----------- 16,18 ---

   ¦    ------+/\   ¦      14,06------¬

15 +----¦     ¦/    ¦-----------+/\   ¦---  * 2009

   ¦    ¦     /     ¦     ¦     ¦/    ¦

10 +----¦34,7%¦     ¦-----¦     /     ¦---  ** 2010

   ¦    ¦   / ¦     ¦     ¦15,1%¦     ¦

 5 +----¦  /  ¦     ¦-----¦   / ¦     ¦---

   ¦    ¦  *  ¦ **  ¦     ¦  *  ¦ **  ¦

 0 +----+-----+-----+--T--+-----+-----+---

   ¦      1 группа          2 группа


За период реализации мониторинга качество управления ГРБС вверенными им финансами заметно улучшилось. Рост в 2010 году по отношению к 2009 году составил по 1-й группе - 5,3 балла (34,7%), по 2-й группе - 2,12 балла (15,1%) (диаграмма 1).

В целом, указанный мониторинг на практике зарекомендовал себя как действенный инструмент совершенствования финансовой деятельности главных распорядителей бюджетных средств, оказания им методологической и практической помощи и выработки рекомендаций по его результатам.

Формирование межбюджетных отношений, межбюджетное регулирование являются ключевыми направлениями бюджетной политики, ориентированными на достижение баланса ресурсов бюджетной системы.

В этой связи, особое внимание уделяется распределению финансовой помощи из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальным образованиям.

С введением в действие в 2006 году Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) начался новый этап в формировании межбюджетных отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. До 1 января 2006 года финансовую помощь из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) получали 40 муниципальных образований. К 2010 году на территории Республики Саха (Якутия) образовалось 445 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 34 муниципальных района, 48 городских и 361 сельское поселение.

Однако развитие межбюджетных отношений не может быть сведено только к распределению ресурсов между государственным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.

Одним из векторов деятельности Минфина является создание условий для органов местного самоуправления для эффективного исполнения своих полномочий и бюджетов муниципальных образований, в том числе и через предоставление финансовой помощи из государственного бюджета республики.

В последнее десятилетие реформ был наработан достаточно богатый опыт межбюджетного регулирования с использованием субсидиарных форм предоставления финансовой помощи. Вместе с тем результативность и эффективность предоставления субсидий, как правило, не рассматривались, оценка результативности и эффективности сводилась, преимущественно, к качественным суждениям. В то же время дотации, субвенции и субсидии для бюджета вышестоящего уровня (плательщика) являются такими же расходными обязательствами, как и обязательства в иных отраслях и сферах бюджетной деятельности. Поэтому межбюджетные трансферты также могут и должны быть подвергнуты критическому анализу и оценке на предмет результативности и эффективности их предоставления.

В этой связи в настоящей Программе учтены основные моменты Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р, и Концепции реформирования муниципальных финансов и межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2010 года N 395-РП.

Нахождение оптимального соотношения технологий (методов) межбюджетного регулирования, ориентированных на выравнивание и на сбалансированность местных бюджетов, должно стать одним из инструментов поступательного развития муниципалитетов.

"Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы" - из Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.

Принятые в последние годы Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и принятая на региональном уровне Программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы определяют задачи и создают все предпосылки для перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, разработки и принятия программных бюджетов и внедрения соответствующих инструментов достижения, установленных вышеуказанными документами, целей.

Решение задач по развитию бюджетного процесса в регионе будет осуществляться Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в рамках настоящей Программы, что позволит обеспечить наибольшую результативность этой работы.

В целях настоящей Программы, на основе SWOT-анализа текущего состояния системы управления государственными финансами Республики Саха (Якутия), определены текущее состояние бюджетной системы, возможности и преимущества ее развития, имеющиеся недостатки и негативные факторы, спектр соответствующих стратегических и первоочередных задач (таблица 1).