SWOT-анализ текущего состояния системы управления государственными финансами Республики Саха (Якутия)
Преимущества (сильные стороны) | Недостатки (слабые стороны) |
1. Своевременная и качественная подготовка проекта государственного бюджета. 2. Наличие нормативной правовой базы для реализации программно-целевого принципа бюджетирования. 3. Мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС. 5. Прозрачность бюджетного процесса. 6. Автоматизация бюджетного процесса. 7. Устойчивые положительные кредитные и инвестиционные рейтинги международных рейтинговых агентств. | 1. Ограниченность бюджетных средств. 2. Отсутствие взаимосвязи бюджетного планирования со стратегическим. 3. Недостаточное внедрение инструментов программно-целевого принципа бюджетирования: государственных заданий, стандартов качества. 4. Высокая степень дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 5. Отсутствие оценки обоснованности предоставления межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов. |
Возможности | Угрозы |
1. Повышение качества прогноза доходов государственного бюджета. 3. Оптимизация действующих расходных обязательств. 4. Наличие формализованного порядка принятия новых расходных обязательств. | Внешние: |
В результате проведенного SWOT-анализа выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на развитие бюджетной системы Республики Саха (Якутия).
На сегодняшний день упорядочен процесс разработки и принятия государственного бюджета республики. Проект закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год принимается уже в конце текущего финансового года, соответственно главные распорядители располагают лимитами бюджетных обязательств с начала очередного финансового года.
Автоматизирован процесс кассового исполнения бюджета республики. Обеспечивается прозрачность бюджетного процесса путем проведения публичных слушаний по проекту государственного бюджета, его независимой экспертизы и размещения в сети Интернет-отчетов его исполнения.
В последние годы международные кредитные и инвестиционные рейтинги республики либо остаются на предыдущем уровне, либо повышаются, т.е. из года в год республика наращивает свою инвестиционную привлекательность.
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы в целом, следует отметить, что не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. Проведенный Министерством финансов Российской Федерации анализ сферы управления государственными финансами выявил ряд системных недостатков и нерешенных проблем, характерных для большинства регионов России. С подобными проблемами сталкивается и Республика Саха (Якутия), решение которых возможно, в том числе посредством реализации имеющихся потенциальных возможностей.
Так, к примеру, одним из инструментов преодоления инерции планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия целям государственной политики и, как следствие, сохранения бюджетного дефицита, должен стать формализованный порядок отбора вновь принимаемых расходных обязательств, позволяющий в перспективе рассмотреть экономический эффект от принятия либо непринятия данного нового расходного обязательства.
Принятие новых расходных обязательств, при ограниченности бюджетных средств, без формализованного порядка отбора наиболее социально значимых и (или) экономически эффективных из них, существенно тормозит развитие экономики, "отвлекая" возможно от более необходимых в финансовом обеспечении направлений расходования, т.е. сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не осуществляются расчет и анализ последствий принятия новых обязательств, не создаются условия для мотивации органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных учреждений в оптимизации и повышении эффективности своих расходов.
Отсутствует увязка стратегического и бюджетного планирования, структура и динамика бюджетных расходов недостаточно увязаны с целями государственной политики, продолжает расти бюджетная сеть.
Отсутствует широкое практическое применение государственных заданий на оказание государственных услуг, нормативы их финансового обеспечения, отсутствуют стандарты качества оказываемых государственных услуг, даже при уже имеющейся нормативной правовой базе для реализации программно-целевого принципа бюджетирования.
Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления путем совершенствования существующей нормативной правовой базы, регулирующей межбюджетные отношения, и методик распределения межбюджетных трансфертов должно исключить высокую степень дифференциации по уровню бюджетной обеспеченности муниципальных образований и дать четкую оценку обоснованности предоставления межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
Проведение мониторинга и анализа качества финансового менеджмента главных распорядителей средств государственного бюджета и органов местного самоуправления, принятие соответствующих мер должны снизить, а в лучшем случае исключить просроченную кредиторскую задолженность получателей бюджетных средств, свидетельствующую о ненадлежащем исполнении государственного и(или) местного бюджета и низком качестве управления бюджетными средствами.
Основной проблемой организации государственного финансового контроля являются отсутствие на региональном уровне единой системы финансового контроля, единой концепции ее формирования, отсутствие четко регламентированной правовой и методологической базы. Отсутствие регламентации и стандартизации осуществления контрольных мероприятий затрудняет осуществление контрольного процесса, дальнейшую реализацию материалов проверок, по итогам которых установлены нарушения.
В свете сегодняшних реформ бюджетного процесса, в рамках реализации программно-целевого принципа планирования с одновременным повышением самостоятельности государственных учреждений все большую значимость приобретает развитие ведомственного контроля. Создание эффективной системы государственного финансового контроля является основным фактором достижения финансовой стабильности республики.
Потенциальные угрозы бюджетно-финансовой системе республики можно разделить на "внешние" - зависящие от конъюнктуры мирового рынка и на "внутренние" - зависящие от условий и факторов региональных финансов и принимаемых вследствие их управленческих решений.
Финансовый кризис 2009 года наглядно показал зависимость экономики Российской Федерации, в том числе экономики Республики Саха (Якутия), от ухудшения ситуации на мировом финансовом рынке. По итогам 2009 года государственный бюджет республики "потерял" около 11% от запланированных собственных доходов.
В связи с монопрофильностью экономики республики, высокой зависимостью от уровня цен на нефть и курса доллара, для снижения последствий возможных неблагоприятных внешних факторов, в целях обеспечения надежности исполнения государственного бюджета в течение финансового года, необходимо наращивание собственных резервных источников путем создания резервного фонда Республики Саха (Якутия), который будет являться своего рода "подушкой безопасности" в случае недостаточности доходов для финансового обеспечения расходных обязательств в неблагоприятные периоды.
Угроза необоснованного наращивания объемов государственного долга, расходов на обслуживание долговых обязательств должна минимизироваться более качественным его управлением. В соответствии с задачами долговой политики республика должна последовательно проводить активную политику управления долгом - замена дорогих и коротких банковских кредитов на более дешевые и долгосрочные займы.
Решения о привлечении заемных средств на погашение дефицита бюджета должны иметь определенный инвестиционный эффект и в перспективе стать предпосылкой для увеличения доходной базы государственного бюджета республики.
Умеренная долговая нагрузка, наряду с макроэкономической стабильностью, долгосрочные кредитные ресурсы могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами республики, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Вышеуказанные тенденции позволяют выявить существующие проблемы, риски, перспективы и определяют выбор направлений реализации Программы и перечень программных мероприятий.
Достижение высшей цели настоящей Программы, а именно соответствие принципам эффективного и ответственного управления общественными финансами позволит преодолеть существующие недостатки, сгладить негативные последствия внешних угроз и позволит избежать возникновения внутренних угроз, определенных при проведении SWOT-анализа текущего состояния системы управления государственными финансами Республики Саха (Якутия).
Под общественными финансами в целях настоящей Программы понимаются государственные и муниципальные финансы.