Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"


Таблица 1

Общий контингент учащихся и студентов в Республике Саха (Якутия)

N

Уровень образования

Количество учебных заведений

Количество учащихся

1

НПО

29

6 474

2

СПО

37

18 279

3

ВПО

5

42 091

Всего

71

66 844


В ведении Республики Саха (Якутия) находится 57 учреждений начального и среднего профессионального образования: 27 учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) и 30 среднего профессионального образования (далее - СПО), из них в ведомственном подчинении:

Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) 26 учреждений НПО и 17 учреждений СПО;

Министерства образования Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) 4 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) 1 учреждение среднего профессионального образования;

Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 1 учреждение начального профессионального образования;

Союз потребительских обществ "Холбос" 1 учреждение среднего профессионального образования.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе:

69 профессиям начального профессионального образования, в том числе технического профиля - 42 (61%);

86 специальностям среднего профессионального образования, из них технического профиля - 46 (54%);

120 специальностям высшего профессионального образования, из них технического профиля - 31 (26%).

Кроме того, Республика Саха (Якутия) готовит кадры в ВУЗах центральной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке - 4 497 чел., в том числе 4 429 в учреждениях профессионального образования Российской Федерации, 68 студентов обучается за рубежом (согласно решениям Правительства Республики Саха (Якутия), из них 20 - по заказу Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) для потребностей Государственного цирка Республики Саха (Якутия).

В числе обучающихся в настоящее время также 72 аспиранта, 6 докторантов, в том числе по техническим направлениям соответственно 18 и 3, а также 29 клинических ординаторов <5>.

--------------------------------     

<5> Начало 1990-х число студентов высших учебных заведений в Якутии составляло 66 на 10 тыс. человек населения.

Установлены долгосрочные договорные отношения с 198 учреждениями высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации <3>.

--------------------------------     

<3> Согласно отчету Департамента при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров от 01.01.2011.

Несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время в системе профессионального образования, ряд ключевых вопросов остается неурегулированным.

В целом по России, охват всего населения базовым образованием занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), наблюдается высокий уровень высшего образования по естественно - научным и инженерно-техническим специальностям - все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы.

Вместе с тем, тенденция к снижению качества образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского - способствует девальвации любых начинаний в этой сфере <4>.

--------------------------------     

<4> Исключение составляет рост в качестве чтения и понимания текста в начальной школе - по результатам PIRLS-2006 (Progress in International Reading Literacy Study). Российские четвероклассники демонстрируют практически одинаково высокий уровень чтения и понимания как литературного, так и научно-популярного текста. Вместе с тем, школьники более старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний - математике (34-е место из 57 стран), тем же навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области точных наук (35 из 57).