ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 962
О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС(Я) от 31.08.2012 N 1619)
Утратил силу - Указ Президента РС (Я) от 25.11.2013 N 2331
В целях реализации государственной языковой политики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы".
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 962
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1. | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) " Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" (далее - Программа) | |
2. | Статус Программы | Государственная программа | |
3. | Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807- I "О языках народов Российской Федерации"; | |
4. | Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования Республики Саха (Якутия) | |
5. | Соисполнители Программы | Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия); | |
6. | Цель и задачи государственной программы. | Цель: | |
7. | Целевые индикаторы Программы | Увеличение доли населения Республики Саха (Якутия), владеющего русским языком; | |
9. | Сроки реализации (этапы) Программы | I этап: 2012-2014 годы | I этап: 2012-2014 годы |
10. | Наименование подпрограмм (стратегические направления) | Программа состоит из 3 стратегических направлений (подпрограмм): | |
11. | Предельный объём средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | Источником финансирования является государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме | Источником финансирования является государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме |
Конструктивная языковая политика предполагает стремление к балансу в языковой ситуации, созданию социальной базы для всех языков, составляющих лингвистическую парадигму полиэтнической республики, повышению значения родных языков жителей республики с учетом интересов и потребностей народов и каждой языковой личности.
Вопросы языковой политики в Республике Саха (Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-I "О языках народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011-2015 годы", Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Законом Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
В статье 46 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплено, что "государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Языки народов Севера республики являются официальными в местах их компактного проживания".
Органами государственной власти Республики Саха (Якутия) принимаются конкретные меры по сохранению и развитию языков коренных народов. В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)" была разработана и реализована государственная целевая программа языкового строительства Республики Саха (Якутия) на 2005-2007 годы.
Анализ текущего состояния функционирования государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) указывает на особенности этнолингвистических условий Республики Саха (Якутия), характеризующихся двуязычием и многоязычием разных видов и сочетаний.
Современная языковая ситуация в республике показывает, что эвенкийский и эвенский относятся к тем языкам, которые имеют неблагоприятные параметры по степени сохранности родного языка, а юкагирский является исчезающим.
Среди основных проблем языковой жизни в Республике Саха (Якутия) отмечается сокращение функций языков малочисленных народов, недостаточность формирования положительной мотивации изучения родных языков, недопонимание значения и роли языков для сохранения этносов, разнообразия и единства многонациональной культуры, укрепления межэтнического согласия в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Ситуация с родными языками народов Севера однозначно оценивается как кризисная и может служить индикатором общего социально-экономического неблагополучия коренных малочисленных народов Севера. Среди данного населения наблюдается постепенная утрата родных языков. Функционирование данных языков сведено до минимума (эвенский, эвенкийский), некоторые подошли к грани исчезновения (юкагирский).
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года распространенность владения различными языками в Республике Саха (Якутия) составила: русским владели 885504 чел. из 949280 чел. (93%), в том числе: 376439 чел. из 432290 якутов (87%), 16241 чел. из 18232 эвенков (89%), 10430 чел. из 11657 эвенов (89,5%), 1046 чел. из 1097 юкагиров (95,3%), 592 чел. из 602 чукчей (98,3%).
Якутским языком из общей численности населения Республики Саха (Якутия) владели 446 704 чел., что составило 47,05%. Официальными языками коренных малочисленных народов Севера: эвенским - 3778 чел., эвенкийским – 1578 чел., юкагирским – 394 чел., чукотским - 338 чел., долганским – 47 чел., что составило всего 0,6% от общей численности населения республики, что свидетельствует об их критическом состоянии.
В данной ситуации концептуально важным для развития языков малочисленных народов Севера является целенаправленная деятельность по расширению сферы их использования в местах компактного проживания, в средствах массовой информации, в литературе.
Цель Программы - поддержка, сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Достижение цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
обеспечение повышения роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);
проведение комплексных исследований и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);
внедрение современных эффективных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Результатом государственного стимулирования сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Саха (Якутия) и официальных языков в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера должно стать их эффективное использование в различных сферах общественной жизни.
Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) соответствует стратегической цели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) - повышению качества жизни населения.
SWOT-анализ текущего состояния в сфере реализации Программы проведен с целью определения приоритетов в реализации Программы, благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на текущее состояние в сфере сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Оценка возможных угроз дает возможность разработки и управления рисками. Общий вид матрицы SWOT-анализа реализации Программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сильные стороны ( S) | Слабые стороны (W) | |
Внутренняя среда | наличие нормативной правовой базы для реализации языковой политики | недостаточно эффективная реализация принятых нормативных правовых актов в сфере языковой политики |
наличие широкого круга заинтересованных лиц, включая органы управления Республики Саха (Якутия), институты гражданского общества | недостаточное финансирование программных мероприятий языковой политики | |
наличие печатных и электронных средств массовой информации, использующих государственные и офиц иальные языки | недостаточный уровень образовательной и профессиональной квалификации работников средств массовой информации в области языковой компетенции | |
наличие научных и научно-методических основ реализации Программы | Отсутствие последовательного, непрерывного внедрения результатов научных и научно-методических разработок в практику | |
наличие академических институтов, образовательных учреждений высшего профессионального обучения, ведущих фундаментальные и прикладные исследования в сфере языкознания | недостаточно полное описание языков коренных народов республики, неполная фиксация языкового и фольклорного материала в устной и письменной формах, недостаточная разработка и обеспеченность словарями, разговорниками, электронными ресурсами и иной справочной литературой | |
наличие опыта реализации республиканских программ в данной сфере | отсутствие программно-целевого управления и финансирования в сфере языковой политики | |
Возможности (О) | Угрозы (Т) | |
Внешняя среда | реализация программно-целевого управления в сфере языковой политики на среднесрочную перспективу в запланированном объеме | недостаточное финансирование Программы |
повышение качества владения государственными и официальными языками в Республике Саха (Якутия) | снижение уровня владения государственными языками, исчезновение языков коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) | |
создание мультимедийной базы якутского, как государственного, и эвенского, эвенкийского, юкагирского, как официальных, языков в Республике Саха (Якутия) | недостаток мультимедийной базы как средства фиксации и сохранения языков, недостаточная представленность языков коренных малочисленных народов Севера в сети Интернет | |
расширение сферы употребления государственных языков в Республике Саха (Якутия) | сужение сферы употребления государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) |
SWOT - анализ выявил несоответствие уровня изучения и развития государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия) требованиям инновационного развития республики.
На сегодняшний день аналогичные республиканские целевые программы по сохранению, изучению и развитию языков действуют в Республике Татарстан, Республике Тыва, Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Адыгея, Республике Калмыкия.
Перспективный характер Программы "Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" определяется достижением целевых конечных результатов: к 2016 году повысится роль государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия), будут проведены комплексные исследования и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия), будут внедрены современные эффективные технологии в обучении государственным и официальным языкам в Республике Саха (Якутия).
Основной целью Программы является поддержка, сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);
проведение комплексных исследований и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);
внедрение современных эффективных технологий для создания условий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 64 833,4 тыс. рублей по базовому варианту, 100 000, 00 тыс. рублей по интенсивному варианту. В приложении N 5 (Форма 1) представлена оценка потребности ресурсного обеспечения основных мероприятий Программы.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на очередной период исходя из возможностей государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В качестве обоснования представлена смета расходов мероприятий соисполнителей Программы.
Источник финансирования | Базовый вариант | Интенсивный вариант |
ВСЕГО: | 64 833,4 тыс. рублей | 100 000 тыс. рублей |
государственный бюджет Республики Саха (Якутия) | 64 833,4 тыс. рублей | 100 000 тыс. рублей |
Наименование подпрограммы | Наименование целевого индикатора | Единица измерения | Отчетный период | 2011 год | Результаты реализации Программы | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | Базовый | Интенсивный вариант | ||||
Подпрограмма | Доля населения Республики Саха (Якутия), владеющего русским языком | % | 93 | 93 | 93 | 94 | 96 | 96 |
Доля населения Республики Саха (Якутия), владеющего якутским языком | % | 47,05 | 47,5 | 47,5 | 47,5 | 49,5 | 49,5 | |
Доля населения Республики Саха (Якутия), владеющего официальными языками | % | 0,6 | 0,61 | 0,61 | 0,61 | 0,66 | 0,66 | |
Подпрограмма | Увеличение количества научной продукции, направленной на решение актуальных проблем сохранения, изучения и развития государ-ственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) | Ед. | 0* | 0 | 0 | 0 | 4 | 8 |
Подпрограмма N 3: "Разработка и внедрение инновационных методик и технологий" | Доля населения Республики Саха (Якутия), ис-пользующего современные образо-вательные технологии в овладении государствен-ными и официальны-ми языками | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 43 | 44 |