ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 07 июня 2011 года N 738
О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2009 года N 1554 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
В целях приведения порядков предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие с условиями федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, постановляю:
1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2009 года N 1554, изложив республиканскую целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" в новой редакции.
2. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
г.Якутск
7 июня 2011 года
N 738
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2011 года N 738
Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
П А С П О Р Т республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). |
Основные разработчики | Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). |
Цель и задачи Программы | Основная цель: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" |
Исполнители Программы и основных мероприятий | Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); |
Объем и источники | Общий объем финансирования Программы на период 2009 - 2011 годы составляет 1 884,4 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит к концу 2011 года добиться следующих результатов: |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы | Индикаторы I уровня: |
Контроль исполнения Программы осуществляют: | Президент Республики Саха (Якутия). |
1. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
По итогам 2008 года в Республике Саха (Якутия) действовало 212 средних, 4275 малых предприятий, а также 35874 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2007 годом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2254 человека или на 6,7%, количество средних и малых предприятий возросло на 1161 единицы или на 35,2%. При учете роста только малых предприятий этот показатель равняется 30%.
Удельный вес средних и малых предприятий в общем количестве крупных, средних и малых предприятий республики по итогам 2008 года составил 61,1% против 50,7% в 2007 году.
Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности соответствует общероссийским тенденциям. На долю оптовой и розничной торговли приходится 28,5% от всех действующих малых предприятий, обрабатывающих производств - 7,8%, строительства - 17,6%.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло количество малых предприятий, занятых финансовой деятельностью (в 10,9 раза), удельный вес которых в общем числе малых предприятий также возрос в 9 раз. Увеличилось число малых предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве (146%), обрабатывающих отраслях производства (127%), добыче полезных ископаемых (178,3%), сфере операций с недвижимым имуществом (127,9%), предоставления прочих (коммунальных, социальных и персональных) услуг (127,6%).
Субъекты малого и среднего предпринимательства по объему оборота занимают 35,5% в сфере оказания платных услуг населению. В том числе, доля оборота малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей в структуре оказания бытовых услуг населению составляет 96,1%, туристских 72,7%, санаторно-оздоровительных 3,7%, правового характера - 94%. В сфере оказания транспортных услуг занимают доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 19,7%, жилищных - 35%, культуры - 24,5%, услуги гостиниц - 41,2%, физической культуры и спорта – 47,1%, медицинских – 40,7%, ветеринарных – 12,9%, образования – 2,3%, связи - 1,7%.
Среднесписочная численность на малых предприятиях составила в 2008 году 37900 человек. По сравнению с 2007 годом среднесписочная численность работников малых предприятий возросла на 37,4%.
В сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых рост составляет 70,5%, прочих обрабатывающих производств 48%, торговли 53,2%, гостиничных услуг 32,7%, финансовой деятельности в 6,8 раз.
Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике по итогам 2008 года составляет 35%.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) составила 14441 руб. (118,1% к 2007 г.). Этот же показатель по средним предприятиям составляет - 16575 руб.
Оборот малых и средних предприятий за 2008 год составил 67,7 млрд. руб., в том числе средних предприятий - 13 млрд. рублей и малых предприятий – 54,6млрд. рублей. Темп роста оборота малых предприятий по сравнению с 2007 годом составляет 142,2%. Удельный вес средних и малых предприятий в суммарном обороте организаций согласно оценке по итогам 2008 года составил 20,2% против 12,8% в 2007 году. Но, если рассмотреть данный показатель только по малым предприятиям, то их доля – 16 %.
Оборот в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, розничной торговли, транспорта и связи.
Объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами средних предприятий составил 8,7 млрд. рублей, малых предприятий 28,96 млрд. рублей (темп роста к 2007 году - 138%). Более 40% отгрузки приходится на работы и услуги строительного характера, более 10% - это объемы обрабатывающих производств, услуги транспорта и связи.
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составляют 1927,6 млн. руб., причем основную долю (78,5%) составляют инвестиции малых предприятий строительного комплекса. Наиболее активны по инвестированию предприятия, находящиеся в городах Якутске и Нерюнгри, Томпонском и Мирнинском районах.
За 2008 год в бюджетную систему Республики Саха (Якутия) от субъектов малого и среднего бизнеса поступило налоговых платежей на сумму 4,4 млрд. рублей.
Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Показатель | Факт 2008 г. | Факт 2009 г. | Факт 2010 г. | Оценка 2011 г. | Изменение, % | ||
2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2010 г. к 2008 г. | |||||
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц | 40330 | 45107 | 46976 | 48849 | 112 | 104 | 116 |
в том числе: | |||||||
малые и средние предприятия, единиц | 4456 | 5067 | 5127 | 5200 | 114 | 101 | 115 |
индивидуальные предприниматели, единиц | 35874 | 40040 | 41849 | 43649 | 112 | 105 | 117 |
Оборот организац ий (малые и средние предприятия), млн. руб. | 67214 | 77999 | 99931 | 121916 | 116 | 128 | 149 |
Доля в общем обороте организаций, % | 20 | 23 | 22,4 | 23 | 115 | 97 | 112 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, чел. | 49727 | 49833 | 53695 | 54460 | 100,2 | 108 | 108 |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % | 35 | 39 | 40,1 | 41 | 111 | 103 | 115 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 1928 | 3232 | 2523,3 | 2632 | 168 | 78 | 131 |
Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период, на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному Федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), приходящаяся на 1 малое предприятие республики, составила 8,4 человек, что выше аналогичного показателя по ДВФО - 5,9 чел., по РФ – 6,4 чел.
В Российской Федерации вклад малых предприятий в ВРП составляет порядка 17 %, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7 %.
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, и в первую очередь, выраженными территориальными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона. Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.
Также на развитие малого бизнеса влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.
Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.
Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.
Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.
Оценка значимости этих проблем и необходимость их преодоления нашли подтверждение в ряде стратегических решений государственной власти Республики Саха (Якутия). Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в числе первоочередных задач развития Республики Саха (Якутия) определены:
- развитие конкурентной среды;
-обеспечение устойчивого дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование условий для развития инновационного предпринимательства;
- увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;
- совершенствование системы финансовой и имущественной поддержки развития малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки и развития малых инновационных предприятий Республики Саха (Якутия);
- совершенствование мероприятий по размещению государственного заказа среди малых предприятий Республики Саха (Якутия);
- создание условий для ускоренных темпов экономического роста на основе дальнейшего перехода экономики на инновационный путь развития;
- развитие инновационной среды, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, центров координации поддержки инновационного бизнеса уделяя особое внимание созданию соответствующих инженерной, социальной и коммуникационной инфраструктур;
- создание благоприятной среды для привлечения инвестиций;
-совершенствование механизмов содействия развитию экспортно-ориентированных предприятий Республики Саха (Якутия);
- совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;
- создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для повышения предпринимательской активности и открытия собственного бизнеса молодыми людьми и безработными гражданами.