ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 07 июня 2011 года N 738

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2009 года N  1554 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

В целях приведения порядков предоставления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие с условиями федерального конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2009 года N 1554, изложив республиканскую целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы" в новой редакции.

2. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

     Президент
     Республики Саха (Якутия)
     Е. БОРИСОВ

г.Якутск
7 июня 2011 года
N 738

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2011 года N 738


Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"


П А С П О Р Т республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

 Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";

 Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года 645-З N 179- IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)";

 Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года  780-З N - 443- IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)";

 постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2009 года N 236 "О Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года и о Концепции создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия)";

 приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 апреля 2011 года N 204 "О порядке конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации".

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).

Основные разработчики
 проекта Программы

Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).

Цель и задачи Программы

Основная цель:
 - создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия), в т.ч. туризма.
 Основные задачи:
 1. В области развития предпринимательства:
 1.1. содействие занятости и развитию самозанятости населения.
 1.2. п овышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства в республике
 2. В области развития туризма:
 2.1. привлечение потока туристов в республику.
 2.2. Улучшение качества предоставляемых туристских услуг.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень подпрограмм
 и основных мероприятий

1. Подпрограмма "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
 Основные мероприятия:
 финансовая поддержка
 мероприятия по поддержке инноваций;

 мероприятия по поддержке модернизаций;

 мероприятия по поддержке производства;

 имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 пропаганда и обучение.
 2. Подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
 Основные мероприятия:
 государственная финансовая поддержка развития туристкой отрасли;

 создание условий для развития инфраструктуры туризма;

 организационно-методическое обеспечение туристской отрасли;

 информационное продвижение регионального турпродукта.

Исполнители Программы и основных мероприятий

Министерство предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

 организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

 муниципальные образования Республики Саха (Якутия).

Объем и источники
 финансирования

Общий объем финансирования Программы на период 2009 - 2011 годы составляет 1 884,4 млн. рублей.
 Объем финансирования в разрезе подпрограмм:
 Подпрограмма "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" 1 826,3 млн. рублей;

 Подпрограмма "Развитие туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" 58,1 млн. рублей.
 По источникам финансирования:
 Федеральный бюджет -  781,8 млн. рублей;

 Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 651,9 млн. рублей;

 Внебюджетные средства - 450,2 тыс. рублей.
 (предполагаемые)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит к концу 2011 года добиться следующих результатов:
 объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения достигнет  1700,0 млн. рублей (2008 г. -  1 479,0  млн. рублей);

 объем туристских услуг населению достигнет 251  млн. рублей (2008 г. -  201,6 млн. рублей);

 вклад малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте достигнет 7% (2008 г. -  6,1%);

 оборот малых и средних предприятий достигнет 89 000,0 млн. рублей (2008 г. - 67 658,4 млн. рублей);

 количество малых и средних предприятий на 1000 человек населения достигнет  5,3 единиц (2008 г. - 4,5 единиц).

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Индикаторы I уровня:
 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 (Одну тысячу) человек населения (по данным ТОФСГС по РС(Я));

 Объем платных туристических услуг, оказанных населению.
 Индикаторы II уровня:
 Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике;

 Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;

 Численность граждан, размещенных в коллективных средствах размещения;

 Численность иностранных граждан, въезжающих в республику с туристическими целями и размещенных в коллективных средствах размещения.

Контроль исполнения Программы осуществляют:

Президент Республики Саха (Якутия).
 Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия).

1. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами


По итогам 2008 года в Республике Саха (Якутия) действовало 212 средних, 4275 малых предприятий, а также 35874 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2007 годом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2254 человека или на 6,7%, количество средних и малых предприятий возросло на 1161 единицы или на 35,2%. При учете роста только малых предприятий этот показатель равняется 30%.

Удельный вес средних и малых предприятий в общем количестве крупных, средних и малых предприятий республики по итогам 2008 года составил 61,1% против 50,7% в 2007 году.

Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности соответствует общероссийским тенденциям. На долю оптовой и розничной торговли приходится 28,5% от всех действующих малых предприятий, обрабатывающих производств - 7,8%, строительства - 17,6%.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло количество малых предприятий, занятых финансовой деятельностью (в 10,9 раза), удельный вес которых в общем числе малых предприятий также возрос в 9 раз. Увеличилось число малых предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве (146%), обрабатывающих отраслях производства (127%), добыче полезных ископаемых (178,3%), сфере операций с недвижимым имуществом (127,9%), предоставления прочих (коммунальных, социальных и персональных) услуг (127,6%).

Субъекты малого и среднего предпринимательства по объему оборота занимают 35,5% в сфере оказания платных услуг населению. В том числе, доля оборота малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей в структуре оказания бытовых услуг населению составляет 96,1%, туристских 72,7%, санаторно-оздоровительных 3,7%, правового характера - 94%. В сфере оказания транспортных услуг занимают доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 19,7%, жилищных - 35%, культуры - 24,5%, услуги гостиниц - 41,2%, физической культуры и спорта – 47,1%, медицинских – 40,7%, ветеринарных – 12,9%, образования – 2,3%, связи - 1,7%.

Среднесписочная численность на малых предприятиях составила в 2008 году 37900 человек. По сравнению с 2007 годом среднесписочная численность работников малых предприятий возросла на 37,4%.

В сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых рост составляет 70,5%, прочих обрабатывающих производств 48%, торговли 53,2%, гостиничных услуг 32,7%, финансовой деятельности в 6,8 раз.

Согласно экспертной оценке (с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей) доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике по итогам 2008 года составляет 35%.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) составила 14441 руб. (118,1% к 2007 г.). Этот же показатель по средним предприятиям составляет - 16575 руб.

Оборот малых и средних предприятий за 2008 год составил 67,7 млрд. руб., в том числе средних предприятий - 13 млрд. рублей и малых предприятий – 54,6млрд. рублей. Темп роста оборота малых предприятий по сравнению с 2007 годом составляет 142,2%. Удельный вес средних и малых предприятий в суммарном обороте организаций согласно оценке по итогам 2008 года составил 20,2% против 12,8% в 2007 году. Но, если рассмотреть данный показатель только по малым предприятиям, то их доля – 16 %.

Оборот в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивается предприятиями строительного комплекса, обрабатывающих производств, розничной торговли, транспорта и связи.

Объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами средних предприятий составил 8,7 млрд. рублей, малых предприятий 28,96 млрд. рублей (темп роста к 2007 году - 138%). Более 40% отгрузки приходится на работы и услуги строительного характера, более 10% - это объемы обрабатывающих производств, услуги транспорта и связи.

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составляют 1927,6 млн. руб., причем основную долю (78,5%) составляют инвестиции малых предприятий строительного комплекса. Наиболее активны по инвестированию предприятия, находящиеся в городах Якутске и Нерюнгри, Томпонском и Мирнинском районах.

За 2008 год в бюджетную систему Республики Саха (Якутия) от субъектов малого и среднего бизнеса поступило налоговых платежей на сумму 4,4 млрд. рублей.

Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)


Показатель

Факт 2008 г.

Факт 2009 г.

Факт 2010 г.

Оценка 2011 г.

Изменение, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

40330

45107

46976

48849

112

104

116

в том числе:

малые и средние предприятия, единиц

4456

5067

5127

5200

114

101

115

индивидуальные предприниматели, единиц

35874

40040

41849

43649

112

105

117

Оборот организац ий (малые и средние предприятия), млн. руб.

67214

77999

99931

121916

116

128

149

Доля в общем обороте организаций, %

20

23

22,4

23

115

97

112

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, чел.

49727

49833

53695

54460

100,2

108

108

Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), %

35

39

40,1

41

111

103

115

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

1928

3232

2523,3

2632

168

78

131

Несмотря на позитивные изменения состояния развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за рассматриваемый период, на 1 тыс. населения республики приходится всего 5,3 малых предприятий, по Дальневосточному Федеральному округу этот показатель составляет 10,1 малых предприятий на 1 тыс. населения, в Российской Федерации на 1 тыс. населения приходится 11,29 малых предприятий.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), приходящаяся на 1 малое предприятие республики, составила 8,4 человек, что выше аналогичного показателя по ДВФО - 5,9 чел., по РФ – 6,4 чел.

В Российской Федерации вклад малых предприятий в ВРП составляет порядка 17 %, в Республике Саха (Якутия) этот показатель не превышает и 7 %.

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике обусловлены рядом причин, и в первую очередь, выраженными территориальными диспропорциями в уровне развития муниципальных образований региона. Особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала является его концентрация в Западном, Южном и Центральном районах республики. Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.

Также на развитие малого бизнеса влияет высокая степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкая конкурентоспособность также обусловлена ограниченным рынком сбыта при низкой производительности труда.

Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, необходимостью залогового обеспечения, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.

Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.

Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.

Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий. Достаточно высоким является износ основных средств в сфере производства и агропромышленном комплексе. Коэффициент их обновления по отраслям местного производства в целом не превышает 4 процентов.

Оценка значимости этих проблем и необходимость их преодоления нашли подтверждение в ряде стратегических решений государственной власти Республики Саха (Якутия). Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в числе первоочередных задач развития Республики Саха (Якутия) определены:

- развитие конкурентной среды;

-обеспечение устойчивого дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование условий для развития инновационного предпринимательства;

- увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами малого предпринимательства, создание новых рабочих мест;

- совершенствование системы финансовой и имущественной поддержки развития малого предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки и развития малых инновационных предприятий Республики Саха (Якутия);

- совершенствование мероприятий по размещению государственного заказа среди малых предприятий Республики Саха (Якутия);

- создание условий для ускоренных темпов экономического роста на основе дальнейшего перехода экономики на инновационный путь развития;

- развитие инновационной среды, в том числе технопарков, бизнес-инкубаторов, центров координации поддержки инновационного бизнеса уделяя особое внимание созданию соответствующих инженерной, социальной и коммуникационной инфраструктур;

- создание благоприятной среды для привлечения инвестиций;

-совершенствование механизмов содействия развитию экспортно-ориентированных предприятий Республики Саха (Якутия);

- совершенствование механизмов взаимодействия власти и бизнеса на основе строгого соблюдения правовых норм;

- создание положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;

- создание условий для повышения предпринимательской активности и открытия собственного бизнеса молодыми людьми и безработными гражданами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»