Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2009 года N 6

О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год

ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.06.2009 N 242;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.09.2009 N 371)

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год (далее - Программа), согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Направить в 2009 году средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 26 984,0 тысяч рублей на реализацию мероприятий дополнительной поддержки занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия).

3. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости, а также главным распорядителем средств на реализацию мероприятий Программы, источником финансирования которых является субсидия из федерального бюджета, Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

4. Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Самсонов А.А.):

4.1. Организовать работу по заключению Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в 2009 году, между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Республики Саха (Якутия).

4.2. Организовать и провести работу по согласованию Программы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

4.3. В I квартале 2009 года заключить соглашения о реализации мероприятий дополнительной поддержки занятости населения и снижения напряженности на рынке труда с администрациями муниципальных районов и города Якутска, предприятиями и организациями республики.

5. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) взять под особый контроль реализацию заключенных отраслевыми предприятиями и организациями договоров по реализации мероприятий данной Программы.

6. Рекомендовать главам муниципальных районов и города Якутска разработать в I квартале 2009 года и реализовать мероприятия по организации общественных работ с привлечением безработных граждан и незанятого населения в 2009 году.

7. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.

8. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 14 января 2009 года N 6

ПРОГРАММА дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год

3

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия), в 2009 году

5

2. Цели, задачи и сроки реализации Программы

7

3. Система программных мероприятий

8

3.1. Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников
 3.2. Организация общественных работ

9
 11

3.3. Организация переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест
 3.4. Организация предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан

12
 13

4. Ресурсное обеспечение Программы

14

5. Механизм реализации и контроль за реализацией Программы

16

6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы

18

Приложения

19

ПАСПОРТ Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год


Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2009 год (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199100242.html "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Основные разработчики
 Программы

Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе;

 содействие занятости высвобождаемых работников и незанятого населения;

 снижение напряженности на рынке труда.

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

 развитие территориальной трудовой мобильности населения республики.

Срок реализации Программы

2009 год

Этапы реализаци и
 Программы

1-й этап - I квартал 2009 года
 2-й этап - II квартал 2009 года
 3-й этап - II полугодие 2009 года

Перечень основных мероприятий

- разработка и утверждение нормативно-правовых актов по реализации Программы;

 - мониторинг рынка труда;

 - о
 - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 - адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Исполнители мероприятий

Комитет занятости населения РС (Я), Министерство науки и профессионального образования РС (Я), Министерство образования РС (Я), Министерство промышленности РС (Я), Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство внутренних дел по РС(Я), Управление федеральной миграционной службы по РС(Я), Государственная инспекция труда в РС (Я), Департамент при Президенте РС(Я) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я), ОАО АК "АЛРОСА", муниципальные районы, работодатели муниципальных образований

Объёмы и источники финансирования

Общий объём финансирования -533 689,0 тысрублей
 в том числе:
 средства федерального бюджета - 507 005,7 тыс. рублей;

 средства республиканского бюджета, средства муниципальных образований, внебюджетные средства - 22450,8тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
 - создать 11 280 временных рабочих мест для организации общественных работ;

 - организовать профессиональное обучение 3 000 безработных граждан;

 - организовать переезд 500 граждан в другую местность для замещения рабочих мест;

 - оказать содействие самозанятости 1720 предпринимателей и безработных граждан.

Органы, осуществляющие
 контроль за реализацией
 Программы

Правительство Республики Саха (Якутия), Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в 2009 году

Территория Якутии занимает 3102 тыс.кв. км, что составляет 1/5 часть всей России или почти 2/3 площади Западной Европы.

Численность экономически активного населения в Республике Саха (Якутия) на 01 января 2009 года составила 499,1 тыс. человек. В образовании занято около 20% от общей численности работников, на добыче полезных ископаемых - 10,4%, в здравоохранении - 10,2%, на транспорте и связи - 9,7%, в электроэнергетике и ЖКХ - 7,8%, в строительстве- 5,5%, в обрабатывающих производствах - 4,3%, в сельском хозяйстве - 3,3%. Средний возраст занятых составляет 39,5 года. Наибольшая часть занятых - 28,3% имеет высшее профессиональное, 24% - среднее профессиональное, 23,6% - общее образование.

(тыс. человек)

декабрь 2006 г. - ноябрь 2007 г.

декабрь 2007 г. - ноябрь 2008 г.

в % к предыдущему периоду

Экономически активное население

492,3

499,1

101,4

в том числе:

занятые в экономике

455,3

455,7

100,1

безработные

37,0

43,4

117,2

в том числе зарегистрированные

12,6

11,3

89,7

Уровень безработицы, %

7,5

8,7

В целях подготовки и привлечения трудовых ресурсов республики для стратегических инвестиции инвестиционных проектов на территориях Западной и Южной Якутии, регулирования трудовой миграции и формирования благоприятных условий для развития рынка труда республики Правительством РС (Я) утверждены Комплексные планы развития рынка труда Западной и Южной Якутии до 2011 года, реализация мероприятий которых осуществляется по основным направлениям: привлечение местных трудовых ресурсов, подготовка кадров, регулирование трудовой миграции.

Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет ряд особенностей:

структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;

недостаточное развитие транспортной и социальной инфраструктуры села, препятствующие занятости сельских жителей на предприятиях, и переезду квалифицированных специалистов в сельскую местность;

трудовая сфера по своим основным характеристикам не отвечает потребностям рыночной экономики. Сохраняются большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, скрытая и неполная формы занятости, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере;

несоответствие структуры и масштабов профессиональной подготовки граждан изменениям рынка труда в спросе на рабочую силу.

В 2008 году на рынке труда Республики Саха (Якутия) наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.

Численность безработных возросла на 17% составила 43,4 тыс. человек. Уровень безработицы составил 8,7%. Средняя длительность поиска работы безработными составила 7,6 месяца.

В отдельных северных районах, несмотря на значительный миграционный отток населения, уровень безработицы устойчиво превышает 12-14%.

Сохраняется значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем общей безработицы в районах республики достигает 6 раз. Высокий уровень безработицы (10% и выше) сохраняется в каждом третьем районе республики - Анабарском, Намском, Оймяконском, Оленёкском, Томпонском, Усть-Майском и ряде других.

В связи с последствиями экономического кризиса предполагается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных возрастёт с 12,5 тыс. человек в конце 2008 г. до 19 тыс. человек в 2009 году.

По состоянию на 14 января 2009 года в органы службы занятости населения о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников заявили 120 предприятий республики из 22 районов. Среднесписочная численность работников на начало процесса увольнения составила 36,6 тыс. человек. Всего за I квартал 2009 года предполагается высвободить 2,3 тыс. человек или 6,6% к среднесписочной численности работников предприятий, на которых планируются увольнения. Численность работников, уволенных с начала высвобождения, составила 504 человек.

Наибольшее высвобождение работников произойдет по следующим видам деятельности: "Оказание коммунальных услуг", "Обеспечение безопасности", "Добыча полезных ископаемых", "Строительство".

Наибольшую обеспокоенность вызывают градообразующие предприятия добычи полезных ископаемых (уголь, золото, алмазы). На этих предприятиях работники переведены на неполную рабочую неделю. Не подписаны договоры с геологоразведочными предприятиями на геологоразведочные работы. В результате работники геологоразведочных и транспортных предприятий также переведены на неполный рабочий день.

Усиливается влияние финансового мирового кризиса на экономику республики, наблюдается резкое увеличение просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на начало 2009 года просроченная задолженность составила по республике 59,1 млн.рублей. Наибольший объем задолженности приходился на отрасль "Транспорт и связь" - 42 млн. рублей.

Географическое положение республики и неразвитость инфраструктуры обуславливают удорожание бюджетных расходов на реализацию социальных программ. В этих условиях должна быть решена задача сохранения доступности для населения государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, оперативного оказания информационной, консультативной и иной помощи ищущим работу гражданам.

2. Цели, задачи и сроки реализации Программы


Целью Программы является повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, стимулирование сохранения и создания рабочих мест, развитие территориальной трудовой мобильности населения республики.

Это подразумевает проведение активной политики занятости - ускоренной подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы из местного населения и ее привлечение на строительство и эксплуатацию мегапроектов первой очереди в Западной и Южной Якутии.

Исходя из необходимости реализации дополнительных мер по стабилизации ситуации на рынке труда для достижения поставленной цели, Программой предусматривается решение следующих задач:

организация общественных работ для безработных граждан, временного трудоустройства, включая выпускников образовательных учреждений;

организация переподготовки и повышения квалификации высвобожденных работников;

организация переезда граждан в другую местность для замещения рабочих мест;

содействие развитию самозанятости безработных граждан;

сокращение численности привлекаемых иностранных работников и их замещение местными трудовыми ресурсами.

3. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»