ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 года N 646
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 20.08.2002 N 420
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области улучшения условий и охраны труда работающих на производстве Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 год (далее - Программу).
2. Определить государственным заказчиком программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
3. Министерствам разработать отраслевые программы на 2001 год с учетом проблем и предложений предприятий.
4. Главам администраций улусов и городов республиканского значения:
на основе ранее отправленных рекомендаций разработать улусные программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 год с отражением в них насущных проблем в области охраны труда, требующих разрешения на уровне улуса;
при формировании аппарата администрации улуса предусмотреть штатную единицу специалиста по труду и трудовым отношениям с целью выполнения пункта 5.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.11.1998 N 529 и осуществления государственной политики в области охраны труда.
5. Для реализации настоящего постановления Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Фонду государственного социального страхования Республики Саха (Якутия) предусмотреть финансирование мероприятий по реализации Программы за счет средств соответствующих бюджетов на 2001 год в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2001 ГОД
Наименование Программы | Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 год |
Основание для разработки | Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 года N 615-р "О комиссии по разработке республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы" |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), Сахагострудинспекция |
Цели и задачи Программы | Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве; |
Срок реализации Программы | 2001 год |
Перечень основных мероприятий Программы | Нормативно-правовое и информационное обеспечение в области охраны труда; |
Исполнители основных | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия); |
Источники финансирования Программы | Республиканский бюджет; |
Ожидаемый конечный | Сни жение количества случаев производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращение расходов на льготы и компенсации работающим в неблагоприятных условиях труда; |
Организация контроля за исполнением Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, Федерацией профсоюзов республики, администрациями улусов и городов, органами местного самоуправления |
В Республике Саха (Якутия) остается неблагоприятной ситуация в области условий и охраны труда. По-прежнему высок уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1999 году от травм на производстве пострадало 1082 человека, что на 7,7% больше, чем в 1998 году, в том числе со смертельным исходом - 52 человека, что превышает уровень 1998 года на 13,5%, из них 25 - в промышленности, 6 - в сельском хозяйстве, 6 - в жилищно-коммунальном хозяйстве, 9 - на транспорте.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечается в промышленности, который превышает среднереспубликанский в 2,1 раза. Число профессиональных заболеваний, по сравнению с 1998 годом, уменьшилось на 16,7% и составило 25 человек по данным 1999 года.
Причины производственного травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются:
изношенность основных фондов, применение устаревших и несовершенных технологий;
низкий уровень финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда;
нарушение технологической и производственной дисциплины;
неудовлетворительная организация работ и рабочих мест;
недостатки в обучении безопасным приемам труда;
массовые нарушения элементарных правил безопасности;
сокращение служб и специалистов по охране труда, порой и полное их отсутствие;
использование одежды под видом специальной, а также других средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям безопасности согласно ГОСТ;
безответственность руководителей и их консерватизм по отношению к работающим в части признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
По данным Комитета по статистике республики в 1999 году 64,7 тыс. человек, или 51,9%, работали в неблагоприятных условиях труда, что на 15,6% больше, чем в 1998 году, в том числе в промышленности - 45,1 тыс. человек, на транспорте - 13,3 тыс. человек, в строительстве - 4,4 тыс. человек, в организациях связи - 2,0 тыс. человек.
Доля работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, в процентах к общей численности работающих в 1999 году составила:
в промышленности - мужчин 62,7%, то же в 1998 г. - 63,7%
- женщин 39,3% - 36,2%
в строительстве - мужчин 49,5%, то же в 1998 г. - 33,6%
- женщин 26,9% - 15,4%
на транспорте - мужчин 61,0%, то же в 1998 г. - 42,1%
- женщин 36,7% - 33,7%
в связи - мужчин 30,7%, то же в 1998 г. - 37,6%
- женщин 20,9%, то же в 1998 г. - 20,1%
На рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято в 1999 году более 31 тыс. человек, или четвертая часть работников обследуемых предприятий, в том числе в промышленности - 24,8 тыс. человек, на транспорте - 5,4 тыс. человек, в строительстве - 1,3 тыс. человек, в организациях связи - 0,2 тыс. человек. Среднеотраслевой уровень занятости работников в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в республике, превышает средний уровень по отдельным регионам ДВЭР. На конец 1999 года удельный вес этой категории работников по республике составил 25,4% от общей численности занятых в обследованных отраслях против 24,7% в среднем по ДВЭР.
В 1999 году численность занятых тяжелым физическим трудом на обследуемых предприятиях составила 5222 человека, из них 4194 человека, испытывая перегрузки, работали в промышленности (5,1% от общей численности работающих в этой отрасли), 707 человек работали в строительстве (7,1%), 306 человек работали на транспорте (1,3%), 15 человек работали в связи (0,2%).
Доля работников обследованных отраслей, пользовавшихся правом на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, в процентах к общей численности работников соответствующей отрасли составила: в промышленности - 54,6% , в строительстве - 43,8% , на транспорте - 54,7%, в организациях связи - 25,1%.
Проведенный анализ фактического состояния условий труда и производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях республики выдвигает необходимость дальнейшей разработки и осуществления республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда.
Основными целями республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 год являются:
подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда;
снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников предприятий от профессионального риска;
создание территориальной целевой системы обучения, подготовки и аттестации кадров по гигиене и охране труда;
создание информационно-аналитического обеспечения для широкой информированности работающих о состоянии условий и охраны труда, а также обоснований технико-экономических разработок и других нормативных документов;
проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда;
совершенствование системы государственного управления охраной труда. Основной задачей Программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и в Законе Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".
Срок реализации Программы - 2001 год.
Мероприятия определены на основе анализа состояния условии и охраны труда работников, проведенного Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) совместно с органами статистики, надзора и контроля, Институтом социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия) и Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия). Учтены рекомендации Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Перечень мероприятий и источники финансирования даны в приложении к Программе.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
1. Разработка республиканских нормативно-правовых актов в области охраны труда работников.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда.
3. Научное обеспечение охраны труда.
4. Совершенствование системы непрерывного образования.
5. Информационное обеспечение охраны труда.
6. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве и во время учебно-воспитательного процесса.
В 2001 году будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы охраны труда.
Предусматривается разработка нормативных правовых актов о финансово-экономическом механизме стимулирования охраны труда. Это связано с вступлением в силу Закона РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний".
Предстоит разработка и принятие нормативных актов о порядке введения обязательной сертификации производственных объектов и предприятий на соответствие требованиям охраны труда, о единой схеме и порядке учета требований охраны труда в проектах коллективных договоров и соглашений.
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на совместные действия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер.
Для решения поставленных задач предполагается разработка аналогичных программ в улусах, городах, организациях республики.
В целях эффективного проведения государственной экспертизы условий труда, своевременного и качественного анализа факторов производственной среды, контроля за качеством аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается создать исследовательскую лабораторию госэкспертизы условий труда при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
В целях организации управления охраной труда в улусах и городах, проведения государственной политики по охране труда предусматривается обязательное введение в штаты администраций улусов и городов единиц квалифицированных специалистов по охране труда, подготовленных на кафедре охраны труда и безопасности жизнедеятельности геологоразведочного факультета Якутского государственного университета.