Недействующий

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами" на 2006-2010 годы

4. Нормативно-правовая база


Базовым законом в области социально-экономического развития Севера является Федеральный закон от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".

Данный Закон носит не столько нормативный, сколько программный характер и его значение определяется, прежде всего, тем, что в нем определены подходы государства к проведению политике на Севере России. В Законе определены цели, принципы, направления и механизм государственного регулирования социально-экономического развития Севера России. Важное значение в Законе имеет то, что в нем закреплено понятие устойчивого развития Севера и в качестве основного его элемента определена государственная поддержка (протекционизм) развития Севера Российской Федерации.

К главным направлениям государственного регулирования в Законе отнесены:

экономическое развитие (поддержка производственной сферы, предпринимательства, завоза продукции (товаров) на Север);

социальная защита населения (предоставление гарантий, льгот и компенсаций северянам);

сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера (развития экономики и культуры этих народов);

охрана окружающей природной среды.

Законом определяется, что в основу государственного регулирования в указанных областях должно быть положено районирование территории Севера по зонам дискомфортности.

Также к системе нормативно-правовой базы государственного регулирования потребительского рынка в арктических и северных районах (улусах) можно отнести нижеследующие постановления:

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера";

постановление Правительства Российской Федерацией от 7 марта 2000 N 198 "О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера".

В них определены приоритетные меры по созданию системы государственной поддержки Севера и установлены сроки их реализации. Основным концептуальным недостатком подходов Правительства к вопросу развития Севера на ближайшую перспективу, отраженных в указанных документах, является ориентация на осуществление мер государственной поддержки северных территорий, а не на обеспечение их самодостаточности и саморазвития.

Неудовлетворительно обстоит дело и в практике применения этих нормативных документов, что выражается в отсутствии реализации многих из заложенных в них мер в деятельности Правительства Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) был издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 N 565 "О совершенствовании системы государственного регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия)" и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2002 N 655 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 N 565 "О совершенствовании системы государственного регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия)"". Они были разработаны на основе действующих федеральных нормативно-правовых актов и предусматривают разграничение полномочий по регулированию тарифов между Правительством Республики Саха (Якутия), Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной экономической комиссией РС(Я), курирующими министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. Разграничение полномочий проведено в целях повышения качества регулирования тарифов, сосредоточения усилий ГКЦ-РЭК РС(Я) на регулировании цен и тарифов по видам продукции и услуг, имеющим стратегически важное значение для обеспечения жизнедеятельности в масштабах всей республики.

В приложении N 2 к постановлению, начиная с 7 пункта, приведены виды продукции и услуг, по которым государственное регулирование тарифов вводится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ согласно постановлению Правительства РФ N 239 от 07.03.95 г. При этом перевозка пассажиров речным и воздушным транспортом регулируется только по тем направлениям, по которым выделяются дотации из республиканского бюджета. Также регулированию подлежат перевозки грузов морским, речным и воздушным транспортом снабженческо-сбытовые надбавки.

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, обуславливающие государственное регулирование цен и тарифов на уголь, газоконденсат, нефть. Однако, в связи с их стратегическим значением для жизнедеятельности северной республики приложением N 3 определен порядок согласования контрактных цен на данные виды продукции и услуг, поставляемые для государственных нужд согласно Федеральному закону "О поставках продукции для государственных нужд" и пункту 9 постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 "О реализации федерального закона "О поставках продукции для государственных нужд" (согласно указанному Федеральному закону поставка продукции для региональных нужд производится на основе этого же закона). Кроме того, приложение N 3 предусматривает согласование цен и тарифов на перевозки грузов по строящимся железнодорожным линиям, на путевые работы для обеспечения судоходства на реках, работы и услуги по охране имущества и пожарной безопасности.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) 246 -З N 499-III от 15 июня 2005 года "О наделении органов местного самоуправления в Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), который вступает в силу 1 января 2006 года.

В целях удешевления затрат, связанных с закупом с доставкой и переработкой грузов необходимо усилить тендерный отбор поставщиков по досрочному завозу грузов. Следует привлекать к участию в конкурсных торгах предприятия-изготовители, рационально использовать транспортные схемы завоза в арктические улусы, расширить ассортимент завозимых товаров. Учитывая короткие сроки навигации на малых реках конкурсные торги необходимо проводить с февраля месяца. Своевременный завоз товаров речным транспортом значительно снизит дополнительное дорогостоящие расходы по автомобильным и авиационным перевозкам.

Со стороны ГКЦ -РЭК РС(Я) особое внимание уделяется вопросу регулирования цен на потребительские товары, завозимых по линии государственных нужд по 11 группам основных продуктов питания:

мука, сахар-песок, масло растительное, крупы, консервы мясные, консервы молочные, рыбные, плодоовощные, соль, чай.

Органы местного самоуправления, получив полномочия по государственному регулированию оптовых и торговых надбавок, должны подключиться к разрешению вопросов потребительского рынка: смягчить резкий рост цен на товары первой необходимости за счет возмещения внутриулусных транспортных расходов, расходов по тепловой и электрической энергии для наслежных хлебопекарен и принятия мер социальной защиты.

Расчет торговых надбавок производится согласно Порядку формирования цен на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемые предприятиями торговли, общественного питания и снабжения всех форм собственности, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 30 июня 2005 года. N 381 "О методических рекомендациях по порядку формирования цен и тарифов". В связи с утратой силы постановления Правительства N 552 от 1992 года "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции..." и с вводом второй части Налогового кодекса в формировании затрат должны быть учтены изменения, предусматриваемые налоговым Кодексом Российской Федерации.