ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 25 февраля 2011 года N 505

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26.12.2009 N 1781 "О республиканской целевой программе "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1781 "О республиканской целевой программе "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

В целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в соответствии со статьей 108 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" постановляю:

1. Внести следующие изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1781 "О республиканской целевой программе "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы":

1.1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

"Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановляю:".

1.2. Республиканскую целевую программу "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Саха(Якутия)
от 25 февраля 2011 года N 505

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009-2011 ГОДЫ"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"


Перечень характеристик

Содержание

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Дата принятия решения
 о разработке Программы

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.11.2009 г. N  501 "Об оценке эффективности реализации республиканских целевых программ за 2007-2008 годы и мерах по их реализации в 2009-2011 годах"

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

Основной разработчик
 Программы

Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
 обеспечение занятости населения и снижение безработицы в Республике Саха (Якутия)

Задачи:
 - содействие трудоустройству граждан;

 - территориальное перераспределение трудовых ресурсов;

 - организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации;

 - социальная поддержка безработных граждан;

 - регулирование объёмов иностранной рабочей силы

Сроки реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень основных мероприятий

- трудоустройство на постоянную работу;

 - трудоустройство на временные работы;

 - организация общественных работ;

 - временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 - трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования;

 - временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

 - содействие самозанятости безработных граждан;

 - социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

 - организация ярмарок вакансий;

 - проведение акции "Вакансии - молодым";

 - направление граждан по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы;

 - организация переселения граждан и членов их семей для работы в сельскую местность;

 - профессиональное обучение безработных граждан;

 - профессиональная ориентация незанятого населения;

 - социальная поддержка безработных граждан;

 - регулирование объёмов иностранной рабочей силы.

Объём и источники финансирования

Общий объём финансирования - 1 394 502,3 тыс. рублей,
 в том числе:
 Средства государственного бюджета РС (Я): 5 227,0 тыс. рублей, из них:
 2009 г . - 2 303,0 тыс. рублей
 2010 г . -    110,0 тыс. рублей
 2011 г . - 2 814,0 тыс. рублей
 Субвенции из федерального бюджета: 1 366 594,7 тыс. рублей, из них:
 2009 г . - 424 561,8 тыс. рублей
 2010 г . - 509 614,2 тыс. рублей
 2011 г . - 432 418,7 тыс. рублей
 Средства внебюджетных источников (работодателей): 22 680,6 тыс. рублей, из них:
 2009 г . - 9 102,1 тыс. рублей
 2010 г . - 8 629,0 тыс. рублей
 2011 г . - 4 949,5 тыс. рублей
 Предусмотренные Программой объёмы финансирования подлежат ежегодной корректировке после утверждения бюджетных расходов

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы в 2009-2011 годах позволит:
 - сдержать среднегодовой уровень безработицы в пределах 8,5-8,7%;

 - обеспечить трудоустройство 45 тыс. человек на постоянные рабочие места;

 - организовать временные работы с участием 60 тыс. человек;

 - организовать общественные работы с участием свыше 12 тыс. безработных граждан;

 - обеспечить временное трудоустройство 2,3 тыс.  безработных граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы;

 - организовать трудоустройство 200  безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

 - организовать временное трудоустройство ежегодно до 15 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

 - оказать содействие самозанятости от 500 до 1000 безработных граждан ежегодно;

 - оказать услуги по социальной адаптации на рынке труда 10 тыс. безработных граждан;

 - организовать ярмарки вакансий в количестве 300 единиц;

 - содействовать территориальному перераспределению до 1 тыс. человек ежегодно из улусов с напряжённой ситуацией на рынке труда;

 - организовать переселение в сельскую местность до 40 человек ежегодно;

 - направить на профессиональное обучение 10,9 тыс. безработных граждан;

 - оказать услуги по профессиональной ориентации 120 тыс. человек;

 - оказать социальную поддержку в период поиска работы 142 тыс. безработных граждан;

 - сократить привлечение иностранной рабочей силы в экономику республики до 14,8 тыс. человек в год.

Индикаторы эффективности мероприятий Программы

- трудоустроено граждан на постоянную работу;

 - трудоустроено граждан на временные работы;

 - количество участников общественных работ;

 - трудоустроено граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 - трудоустроено безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования;

 - трудоустроено несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

 - оказано услуг по содействию самозанятости безработных граждан;

 - оказано услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

 - организовано ярмарок вакансий;

 - проведены акции "Вакансии - молодым";

 - направлено граждан по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы;

 - оказано содействие в переселении граждан для работы в сельскую местность;

 - направлено безработных граждан на профессиональное обучение;

 - оказано услуг незанятым гражданам по профессиональной ориентации;

 - предоставлены социальные выплаты безработным гражданам;

 - привлечено иностранных работников.

Система организации контроля за исполнением Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет ряд особенностей. Недостаточная хозяйственная освоенность региона, очаговость размещения производства с однобокой, преимущественно горнодобывающей, специализацией, неразвитость перерабатывающих производств, большие затраты на содержание социальной инфраструктуры, высокая стоимость создаваемых рабочих мест предопределяют крайне неравномерное распределение рабочей силы по территории и видам экономической деятельности.

С конца 2008 года ситуация на рынке труда республики значительно осложнилась. В большинстве видов экономической деятельности произошли увольнения работников организаций с одновременной ликвидацией рабочих мест. По данным органов статистики уровень безработицы в 2009 году составил 8,7%. Несмотря на миграционный отток населения, уровень безработицы выше 10% сложился в 21 улусе. Сохраняется значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем общей безработицы в улусах республики достигает 4,9 раз.

В числе ключевых проблем, сдерживающих развитие сферы занятости населения и формирование эффективно функционирующего рынка труда, решение которых должно составлять содержание и направление государственной политики занятости, выделяются следующие. Структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, обусловленные очаговым характером размещения производства, малой емкостью республиканского рынка труда, неразвитостью рыночной инфраструктуры, низкой конкурентоспособностью и мобильностью граждан на рынке труда.

Сохраняется большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере. Эти обстоятельства ограничивают рост эффективности труда, способствуют высокой текучести кадров, сохранению неформальной занятости и высокой безработицы.

Несоответствие структуры и масштабов профессиональной подготовки граждан изменениям рынка труда в спросе на рабочую силу. Многие выпускники профессиональных учебных заведений получают специальности, которые не востребованы на рынке труда. В поисках работы в государственную службу занятости ежегодно стало обращаться более 1,5 тыс. выпускников. Ввиду отсутствия необходимых навыков они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда.

В структуре незанятого населения и лиц, ищущих работу, преобладает рабочая сила, не пользующаяся спросом и не готовая выдержать конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе. Прежде всего, это характерно для граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, одиноких и многодетных родителей, имеющих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, а также длительное время находящихся без работы.

Географическое положение республики и неразвитость инфраструктуры обусловливают удорожание бюджетных расходов на реализацию социальных программ. В этих условиях должна быть решена задача сохранения доступности для населения государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, оперативного оказания информационной, консультативной и иной помощи ищущим работу гражданам.

Возросшая активность граждан на рынке труда наряду с ухудшением ситуации на рынке труда стали определяющими в росте показателей обращаемости в поисках работы и регистрируемой безработицы. Ежегодно в службу занятости стало обращаться более половины среднегодовой численности безработного населения.

При условии неприменения программно-целевого метода решения проблемы, в основу расчётов которого положены такие составляющие, как трудоустройство граждан на постоянную работу, трудоустройство безработных граждан, территориальное перераспределение трудовых ресурсов, ситуация на рынке труда может принять следующий характер.

Среднегодовая численность зарегистрированных в службе занятости безработных будет оцениваться в 2011 году в 18 тыс. человек по сравнению с 13 тыс. человек в 2008 году. Уровень общей безработицы в 2011 году может составлять 8,7% экономически активного населения, что на 0,2-0,25 процентных пункта выше прогнозируемого значения.

Показатели  в 2011 году

При реализации целевой программы

Без использования программно-целевого метода

Уровень общей безработицы, %

8,5

8,7

Уровень зарегистрированной безработицы, %

2,4

3,6

Трудоустройство безработных граждан, тыс. человек

12,0

-

Наличие существующих проблем на фоне осложнения ситуации на рынке труда, отраслевая и территориальная дифференциация в сфере занятости, а также необходимость дальнейшего реформирования республиканской экономики требуют определения приоритетов в государственной политике в области содействия занятости населения на предстоящие годы.

2. Основные цели, задачи, сроки реализации и индикаторы Программы


Реализация в Республике Саха (Якутия) стратегических инвестиционных проектов первой очереди и решение приоритетных задач экономической политики наряду с осложнением ситуации на рынке труда в связи с процессами увольнения работников предприятий диктуют необходимость проведения эффективных форм активной политики занятости.

Целью Программы является обеспечение занятости населения и снижение безработицы в Республике Саха (Якутия). В связи с этим индикаторами первого уровня являются уровень безработицы и коэффициент напряжённости на рынке труда, которые предполагается сдержать в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики в параметрах, указанных в приложении N 1.

Исходя из ключевых проблем, присущих сложившейся ситуации на рынке труда республики, и для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач:

содействие трудоустройству граждан;

территориальное перераспределение трудовых ресурсов;

организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации;

социальная поддержка безработных граждан;

регулирование объёмов иностранной рабочей силы.

Каждая задача предусматривает реализацию специфических мероприятий. Такая структура позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке труда и вносить коррективы в общую концепцию программы в зависимости от воздействия внешних факторов.

Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задач, выражаются следующими индикаторами второго уровня:

трудоустройство на постоянную работу;

трудоустройство на временные работы;

организация общественных работ;

временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

трудоустройство безработных граждан возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования;

временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

содействие самозанятости безработных граждан;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

организация ярмарок вакансий;

проведение акции "Вакансии - молодым";

направление граждан по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы;

организация переселения граждан и членов их семей для работы в сельскую местность;

профессиональное обучение безработных граждан;

профессиональная ориентация незанятого населения;

регулирование объёмов иностранной рабочей силы;

социальная поддержка безработных граждан.

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в течение 2009-2011 годов.

3. Система программных мероприятий

Система мероприятий Программы направлена на решение основных задач и представлена нижеследующими направлениями.

Трудоустройство на постоянную работу


Основными направлениями мероприятий по содействию трудоустройству на постоянной основе ищущих работу граждан будут являться:

информирование населения о ситуации на республиканском рынке труда, в том числе о вакантных рабочих местах, требованиях работодателей, возможностях профессионального обучения и др., оказание консультационных услуг;

формирование, сопровождение и использование республиканского банка вакансий в целях обеспечения вариантов трудоустройства ищущих работу граждан;

создание условий для эффективного взаимодействия с организациями, проведение ярмарок вакансий, Дней открытых дверей и других мероприятий, ориентированных на удовлетворение спроса работодателей на рабочую силу;

содействие в трудоустройстве безработных граждан и незанятого населения путём подбора подходящей работы и направления на вакантные, в том числе вновь создаваемые, рабочие места на предприятиях и в организациях всех форм собственности;

Перечисленные меры позволят поддерживать прямые контакты с работодателями и применять новые формы взаимодействия с ними, что будет способствовать оперативному пополнению банка вакансий, улучшению информирования населения, сокращению времени поиска работы и периода безработицы.

Трудоустройство на временные работы


Мероприятия по содействию трудоустройству граждан на работы временного характера предполагают:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»