ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1781
О республиканской целевой программе "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
(в редакции Указа Президента РС (Я) от 25.02.2011 N 505)
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-З N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие занятости Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно Приложению.
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В. ШТЫРОВ
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование программы | Республиканская целевая програ мма "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" |
Дата принятия решения | |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик | Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: |
Задачи: | |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Перечень основных мероприятий | - трудоустройство на постоянную работу; |
Объём и источники финансирования | Общий объём финансирования - 1 394 502,3 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в 2009-2011 годах позволит: |
Индикаторы эффективности мероприятий Программы | - трудоустроено граждан на постоянную работу; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Республике Саха (Якутия) имеет ряд особенностей. Недостаточная хозяйственная освоенность региона, очаговость размещения производства с однобокой, преимущественно горнодобывающей, специализацией, неразвитость перерабатывающих производств, большие затраты на содержание социальной инфраструктуры, высокая стоимость создаваемых рабочих мест предопределяют крайне неравномерное распределение рабочей силы по территории и видам экономической деятельности.
С конца 2008 года ситуация на рынке труда республики значительно осложнилась. В большинстве видов экономической деятельности произошли увольнения работников организаций с одновременной ликвидацией рабочих мест. По данным органов статистики уровень безработицы в 2009 году составил 8,7%. Несмотря на миграционный отток населения, уровень безработицы выше 10% сложился в 21 улусе. Сохраняется значительная территориальная дифференциация по уровню безработицы. Разрыв между максимальным и минимальным уровнем общей безработицы в улусах республики достигает 4,9 раз.
В числе ключевых проблем, сдерживающих развитие сферы занятости населения и формирование эффективно функционирующего рынка труда, решение которых должно составлять содержание и направление государственной политики занятости, выделяются следующие. Структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, обусловленные очаговым характером размещения производства, малой емкостью республиканского рынка труда, неразвитостью рыночной инфраструктуры, низкой конкурентоспособностью и мобильностью граждан на рынке труда.
Сохраняется большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере. Эти обстоятельства ограничивают рост эффективности труда, способствуют высокой текучести кадров, сохранению неформальной занятости и высокой безработицы.
Несоответствие структуры и масштабов профессиональной подготовки граждан изменениям рынка труда в спросе на рабочую силу. Многие выпускники профессиональных учебных заведений получают специальности, которые не востребованы на рынке труда. В поисках работы в государственную службу занятости ежегодно стало обращаться более 1,5 тыс. выпускников. Ввиду отсутствия необходимых навыков они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда.
В структуре незанятого населения и лиц, ищущих работу, преобладает рабочая сила, не пользующаяся спросом и не готовая выдержать конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе. Прежде всего, это характерно для граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, одиноких и многодетных родителей, имеющих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, а также длительное время находящихся без работы.
Географическое положение республики и неразвитость инфраструктуры обусловливают удорожание бюджетных расходов на реализацию социальных программ. В этих условиях должна быть решена задача сохранения доступности для населения государственных услуг, предоставляемых органами службы занятости, оперативного оказания информационной, консультативной и иной помощи ищущим работу гражданам.
Возросшая активность граждан на рынке труда наряду с ухудшением ситуации на рынке труда стали определяющими в росте показателей обращаемости в поисках работы и регистрируемой безработицы. Ежегодно в службу занятости стало обращаться более половины среднегодовой численности безработного населения.
При условии неприменения программно-целевого метода решения проблемы, в основу расчётов которого положены такие составляющие, как трудоустройство граждан на постоянную работу, трудоустройство безработных граждан, территориальное перераспределение трудовых ресурсов, ситуация на рынке труда может принять следующий характер.
Среднегодовая численность зарегистрированных в службе занятости безработных будет оцениваться в 2011 году в 18 тыс. человек по сравнению с 13 тыс. человек в 2008 году. Уровень общей безработицы в 2011 году может составлять 8,7% экономически активного населения, что на 0,2-0,25 процентных пункта выше прогнозируемого значения.
Показатели в 2011 году | При реализации целевой программы | Без использования программно-целевого метода |
Уровень общей безработицы, % | 8,5 | 8,7 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % | 2,4 | 3,6 |
Трудоустройство безработных граждан, тыс. человек | 12,0 | - |
Наличие существующих проблем на фоне осложнения ситуации на рынке труда, отраслевая и территориальная дифференциация в сфере занятости, а также необходимость дальнейшего реформирования республиканской экономики требуют определения приоритетов в государственной политике в области содействия занятости населения на предстоящие годы.
Реализация в Республике Саха (Якутия) стратегических инвестиционных проектов первой очереди и решение приоритетных задач экономической политики наряду с осложнением ситуации на рынке труда в связи с процессами увольнения работников предприятий диктуют необходимость проведения эффективных форм активной политики занятости.
Целью Программы является обеспечение занятости населения и снижение безработицы в Республике Саха (Якутия). В связи с этим индикаторами первого уровня являются уровень безработицы и коэффициент напряжённости на рынке труда, которые предполагается сдержать в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики в параметрах, указанных в приложении N 1.
Исходя из ключевых проблем, присущих сложившейся ситуации на рынке труда республики, и для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач:
содействие трудоустройству граждан;
территориальное перераспределение трудовых ресурсов;
организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации;
социальная поддержка безработных граждан;
регулирование объёмов иностранной рабочей силы.
Каждая задача предусматривает реализацию специфических мероприятий. Такая структура позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке труда и вносить коррективы в общую концепцию программы в зависимости от воздействия внешних факторов.
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задач, выражаются следующими индикаторами второго уровня:
трудоустройство на постоянную работу;
трудоустройство на временные работы;
организация общественных работ;
временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
трудоустройство безработных граждан возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования;
временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
содействие самозанятости безработных граждан;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
организация ярмарок вакансий;
проведение акции "Вакансии - молодым";
направление граждан по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы;
организация переселения граждан и членов их семей для работы в сельскую местность;
профессиональное обучение безработных граждан;
профессиональная ориентация незанятого населения;
регулирование объёмов иностранной рабочей силы;
социальная поддержка безработных граждан.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в течение 2009-2011 годов.
3. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы направлена на решение основных задач и представлена нижеследующими направлениями.
Основными направлениями мероприятий по содействию трудоустройству на постоянной основе ищущих работу граждан будут являться:
информирование населения о ситуации на республиканском рынке труда, в том числе о вакантных рабочих местах, требованиях работодателей, возможностях профессионального обучения и др., оказание консультационных услуг;
формирование, сопровождение и использование республиканского банка вакансий в целях обеспечения вариантов трудоустройства ищущих работу граждан;
создание условий для эффективного взаимодействия с организациями, проведение ярмарок вакансий, Дней открытых дверей и других мероприятий, ориентированных на удовлетворение спроса работодателей на рабочую силу;
содействие в трудоустройстве безработных граждан и незанятого населения путём подбора подходящей работы и направления на вакантные, в том числе вновь создаваемые, рабочие места на предприятиях и в организациях всех форм собственности;
Перечисленные меры позволят поддерживать прямые контакты с работодателями и применять новые формы взаимодействия с ними, что будет способствовать оперативному пополнению банка вакансий, улучшению информирования населения, сокращению времени поиска работы и периода безработицы.
Мероприятия по содействию трудоустройству граждан на работы временного характера предполагают:
профилирование безработных граждан в зависимости от предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, социально-демографических характеристик в целях оказания наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве;