ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2006 года N 268
Об утверждении Методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств
В целях эффективного управления государственным долгом Республики Саха (Якутия), его воздействием на платежеспособность государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также во исполнение Программы реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года N 548, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 394 "Об утверждении Порядка планирования государственного долга и условных обязательств".
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
МЕТОДИКА расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств
1.1. Настоящая Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее - Методика) разработана в целях определения объема возможных заимствований, который не нарушает заданный уровень платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
1.2. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств (далее по тексту - объем заимствований) основан на Методике расчета платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 года N 269.
1.3. Расчет объема возможного привлечения новых долговых обязательств производится раз в год при формировании проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, а также на среднесрочную перспективу при разработке перспективного финансового плана. Обновление указанного расчета может дополнительно производиться при планировании привлечения новых заимствований.
1.4. Временной интервал, по которому производится расчет объема заимствований, охватывает период от начала текущего года до даты погашения максимально длительного действующего долгового обязательства Республики Саха (Якутия). Интервал расчета возможного привлечения новых долговых обязательств разбивается на годовые периоды.
1.5. В настоящей Методике рассматриваются следующие виды заимствований, которые классифицируются по целям их использования:
заимствования на рефинансирование - заимствование с целью погашения уже существующего долгового обязательства. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения действующих долговых обязательств превышают возможности текущего бюджета, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения действующих долговых обязательств;
инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
2.1. Процедура принятия решений о привлечении государственных заимствований включает следующие этапы:
определение потребностей в привлечении заимствований;
определение объемов привлекаемых заимствований;
определение условий возможного заимствования;
выбор заемных инструментов.
2.2. Потребности в заимствованиях определяются как сумма потребностей в заимствованиях на вынужденное и добровольное рефинансирование долговых обязательств и потребностей в инвестиционных заимствованиях.
Потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование удовлетворяются в первую очередь и являются необходимыми.
Потребности в инвестиционных заимствованиях и потребности в заимствованиях на добровольное рефинансирование удовлетворяются во вторую очередь, по мере возможностей.
2.3. Для определения потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование проводится расчет значений показателей согласно приложению N 1 к настоящей Методике.
Если для каждого года прогнозного периода значения данных показателей не превышают пороговых для них значений, то вынужденное рефинансирование существующих долговых обязательств проводить не требуется.
Если же в каком-либо периоде значение хотя бы одного из показателей попадает в диапазон критических значений, это означает, что в этом периоде исполнение долговых обязательств осложнено и требуется проведение вынужденного рефинансирования долговых обязательств.
2.4. Определение объемов заимствований на вынужденное рефинансирование проводится следующим образом:
2.4.1. Определяются критические периоды.
Каждому показателю, на основании которого принимается решение о вынужденном рефинансировании, присвоен статус:
"1" - обязательный;
"2" - рекомендуемый.
Каждому периоду, в котором значение одного или нескольких показателей находится в диапазоне критических значений, присваивается показатель статуса:
"1" - период, в котором требуется произвести обязательное рефинансирование;
"2" - период, в котором рекомендуется произвести рефинансирование, равное минимальному значению одного из статусов показателей.
2.4.2. Определяются долговые обязательства, рефинансирование которых приведет значения показателей в диапазон некритических значений.
Для этого устанавливаются конкретные долговые обязательства, платежи по обслуживанию или погашению которых приходятся на критические периоды расчета. Эти долговые обязательства становятся претендентами на рефинансирование.
Для каждого критического периода и для каждого отобранного долгового обязательства проверяется, приведет ли исключение данного обязательства (или его части) к устранению критичности значения показателей.
В первую очередь рассматриваются периоды с более низким значением статуса. Процедура отбора долговых обязательств проводится до тех пор, пока значения показателей в каждом периоде перестанут находиться в критическом диапазоне.
Отбор начинается с обязательств, которые имеют наибольший объем обслуживания, затем рассматриваются обязательства, имеющие наименьший объем.
Каждому выбранному долговому обязательству также приписывается статус, который равен минимальному статусу соответствующего периода. В итоге получается набор существующих в настоящее время долговых обязательств, ранжированных по степени необходимости их вынужденного рефинансирования.
2.4.3. Определяются объемы заимствований, необходимые для вынужденного рефинансирования.
Для каждого выбранного долгового обязательства, для которого требуется провести вынужденное рефинансирование, определяется стоимость его досрочного выкупа:
для ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, стоимостью выкупа является средневзвешенная цена за период, который предшествует дате расчета. Период может быть выбран в зависимости от изменения стоимости ценной бумаги;
для банковских кредитов и кредитов из федерального бюджета, в договоре о предоставлении которых оговорена возможность досрочного погашения, стоимость погашения рассчитывается с учетом условий договора. В случае, если такие параметры не заданы, цена досрочного погашения оценивается как номинальная стоимость кредита с учетом начисленных, но невыплаченных на текущий момент процентных платежей.
2.5. Потребность в проведении добровольного рефинансирования определяется условиями, которые сложились в данный момент на рынке заимствований, и условиями привлечения уже действующих долговых обязательств.
Объем заимствований на добровольное рефинансирование определяется объемом действующих долговых обязательств, стоимость обслуживания которых выше, чем стоимость альтернативных заимствований.
Кроме того, объем заимствований на добровольное рефинансирование ограничивается требованием, чтобы платежи по обслуживанию и погашению долга, рассчитанные с учетом новых заимствований, в каждом периоде были близкими по величине и новые заимствования не приводили значения показателей вынужденного рефинансирования в диапазон критических значений.
Для определения потребности в добровольном рефинансировании по всем действующим долговым обязательствам, по которым есть возможность досрочного погашения, а также по всем доступным для привлечения заимствованиям (но тем не менее, удовлетворяющим ограничениям по риску) рассчитывается показатель отношения приведенной стоимости платежей по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к приведенной стоимости платежей по выплате основного долга.
Если значение указанного показателя для какого-нибудь действующего долгового обязательства выше, чем значение объема возможного привлечения заимствований, то проведение добровольного рефинансирования данного долгового обязательства целесообразно.
2.6. Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
Потребность рассчитывается на основе инвестиционной программы, представляемой в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов (программ) с указанием потребности в финансировании.
2.7. Определение объема инвестиционных заимствований проводится следующим образом:
2.7.1. Определяется объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), который может быть направлен на финансирование капитальных расходов в данном году.
Объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на инвестиции, рассчитывается как разница между доходами государственного бюджета Республики Саха (Якутия), текущими расходами и погашением долга, увеличенная на сумму поступлений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности.
2.7.2. Определяется объем средств, который необходим для финансирования капитальных расходов за счет заимствований, то есть потребность в инвестиционных заимствованиях. Объем средств, требуемый для инвестиционных заимствований, рассчитывается как разность между общим объемом инвестиционной программы и объемом ее возможного финансирования за счет доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
2.8. Определение объемов заимствований, не приводящих к нарушению определенного уровня платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия), производится путем определения предельного объема заимствований, превышение которого приведет к снижению уровня платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Расчет осуществляется для всех уровней платежеспособности, равных и более низких, чем текущее значение платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Расчет производится в соответствии с Методикой расчета платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 года N 269.
Для определения объема заимствований рассчитывается оптимальный график погашения. Расчет производится исходя из принципа максимально возможного выравнивания коэффициента платежеспособности, определенного как отношение суммы доступной долговой емкости и заимствований к доходам государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Результатом указанного расчета являются:
рассчитанные объемы возможных заимствований, соответствующие платежеспособности государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
соответствующие графики погашения указанных объемов заимствований.
2.9. Определение условий привлечения заимствования для Республики Саха (Якутия) проводится путем сбора информации обо всех заимствованиях, привлечение которых возможно в настоящее время. В отношении каждого вида заимствования собирается информация о его стоимости и сроках возможного привлечения средств.
Условия возможного привлечения заимствований по банковским кредитам оцениваются одним из следующих способов:
по статистическим данным Центрального банка Российской Федерации об условиях кредитования юридических лиц кредитными учреждениями на территории Республики Саха (Якутия);
по условиям фактически предоставленных кредитов за предыдущие годы;
на основе опроса кредитных учреждений о возможных условиях предоставления кредитов.
Условия привлечения кредитов из федерального бюджета оцениваются на основании положений нормативных актов Министерства финансов Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Возможные условия эмиссии облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) определяются исходя из условий находящихся в обращении облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия), а также по соответствующим данным облигаций других субъектов Российской Федерации, имеющих кредитный рейтинг, сопоставимый с кредитным рейтингом Республики Саха (Якутия).
Итоговая оценка проводится на основе обобщения результатов по отдельным видам долговых финансовых инструментов.
2.10. Если возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в заимствованиях, определенные его платежеспособностью и ограничениями кредитного рынка, выше чем потребности в заимствованиях, то заимствование производится в объемах потребностей.
Если возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) ниже чем потребности, то полностью удовлетворяются потребности в вынужденном рефинансировании и по остаточному принципу, потребности в инвестиционных заимствованиях и добровольном рефинансировании.
2.11. Выбор заемных инструментов осуществляется на основании следующих критериев в порядке значимости:
величины рисков, связанных с конкретным финансовым инструментом. Основным оцениваемым риском является риск процентной ставки. Величина риска определяется как увеличение стоимости заимствования при неблагоприятном развитии событий на рынке заимствований по сравнению с планируемой или текущей ситуацией. По результатам оценки доступные заимствования ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения. Для определения размера процентной ставки используется Порядок прогнозирования процентной ставки, изложенный в приложении N 2 к настоящей Методике;
соответствия срочности финансовых инструментов графику погашения. Заимствования, не соответствующие графику погашения, исключаются из дальнейшего рассмотрения;
стоимости обслуживания. При доступности на рынке нескольких финансовых инструментов с приемлемым уровнем риска и сроками погашения определяющим критерием становится стоимость заимствования. Стоимость заимствований сравнивается на основе их нормированной приведенной стоимости, рассчитываемой как отношение приведенной стоимости по обслуживанию долгового обязательства (заимствования) к объему заимствования. Приведенная стоимость государственного долга Республики Саха (Якутия) по каждому долговому обязательству рассчитывается согласно приложению N 3 к настоящей Методике.