Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 февраля 2010 года N 1831

О республиканской целевой программе "Жилище" на 2010 - 2012 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу.
____________________________________________________________________

В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Саха (Якутия) и определения жилищной политики Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы постановляю:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Жилище" на 2010-2012 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 февраля 2010 года N 1831

Республиканская целевая программа "Жилище" на 2010-2012 годы

Паспорт республиканской целевой программы "Жилище" на 2010-2012 годы


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Жилище" на 2010-2012 годы (далее по тексту - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N  675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N  865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N  1996-р "Об утверждении плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 гг. основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 гг.".

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Государственный заказчик -координатор Программы

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Цели и задачи Программы

Основные цели Программы:

1. Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

2. Создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций, средств банков, предприятий и организаций на строительство жилья, инженерных сетей, а также на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

Основные задачи Программы:

1. Создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов.

2. Создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья.

3. Создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2012 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства"

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

Подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан"

Подпрограмма "Индивидуальное жилищное строительство"

Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы"

Подпрограмма "Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов"

Объемы финансирования Программы

Объемы финансирования Программы за счет всех источников финансирования приведены в приложении N  4 к настоящей Программе.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности (индикаторы эффективности мероприятий Программы)

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2012 году следующих показателей (по сравнению с 2008 годом):
 Индикатор эффективности мероприятий программы первого уровня:
 улучшение жилищных условий населения республики (рост жилищной обес печенности с 19,9 кв.м на человека до 20,2 кв.м).

Индикаторы эффективности мероприятий программы второго уровня:

увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего средним социальным стандартам, с помощью собственных и заемных средств, - с 9% до 20%;

увеличение объемов ежегодного ввода жилья с 290 тыс. кв.м жилья до 300 тыс. кв. м;

содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов в период 2010-2012 гг. более 1 180 молодых семей;

обеспечение жильем в период 2010-2012 гг. за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов более 2250 семей граждан отдельных категорий, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по обеспечению жильем;

совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия), направленной на повышение доступности жилья для населения;

создание условий для улучшения демографической ситуации в республике, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

Введение


Республиканская целевая программа "Жилище" на 2010-2012 годы направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканской целевой программы "Жилище". За период реализации указанных программных документов была в основном сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В настоящее время 25 федеральных законов, включая новые Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, вступили в силу.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве республики: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2008 году более 82 процентов, в том числе индивидуальными застройщиками - 46,45 процентов. При этом общий объем жилищного строительства составил в 2008 году 290,919 тыс. кв.м.

Новые правовые условия, созданные в результате принятия пакета законов по формированию рынка доступного жилья, создают основу для реализации на практике поставленных целей, но требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления как нормативно-правового, так и административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В результате реализации национального проекта должна быть сформирована функционирующая на практике модель обеспечения жильем основных групп населения и достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей - преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.

За этот период в результате реализации РЦП "Жилище" и ее подпрограмм было существенно усовершенствовано законодательство Республики Саха (Якутия), направленное на создание правовых условий развития рынка доступного жилья; за счет средств федерального и республиканского бюджетов было обеспечено жильем более 1300 семей и граждан, относящихся к отдельным категориям, установленным законодательством Российской Федерации.

Однако в 2007-2009 годах не удалось достичь ощутимого достижения конечных ожидаемых результатов Программы, что объясняется мировым финансовым кризисом и ограниченностью бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы.

На основании анализа итогов реализации РЦП "Жилище", а также с учетом вступления в силу пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья в Программу внесены изменения, направленные на обеспечение реализации основных направлений государственной жилищной политики в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Реализация Программы и ее подпрограмм в 2010-2012 гг. будет направлена на:

стимулирование предложений жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой и переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда - подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";

стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для отдельных групп населения - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы", "Индивидуальное жилищное строительство";

исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством - подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан".

Характеристика проблемы


Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед более чем 60 % семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в неудовлетворительном или непригодном для проживания состоянии.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, определенным группам населения - молодым семьям, работникам бюджетной сферы. На реализацию последней меры будут направлены подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы".

Однако даже ограниченный существующий платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность данного сектора, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Предусмотренная новым Градостроительным кодексом Российской Федерации система градорегулирования и землепользования направлена на стимулирование привлечения частных инвестиций в жилищное строительство. Однако существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление социальных выплат из средств бюджетов на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов.

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов организовано в рамках единой подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан". Это позволит использовать наиболее эффективные и уже апробированные механизмы, обеспечить согласованность при принятии решений о распределении средств на эти цели между различными категориями граждан с учетом реальных возможностей бюджетов.

Недостаточные возможности улучшения гражданами жилищных условий могут привести к обострению социальной ситуации в стране. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых финансовых механизмов в жилищном строительстве, развивать ипотечное жилищное кредитование.

Однако для достижения данной цели на переходном этапе решение задачи формирования рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь - ипотечного жилищного кредитования, адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства.

Для реализации мер, предусмотренных в рамках выделенных приоритетов национального проекта, должна быть обеспечена финансовая и организационная поддержка как на федеральном, так и на республиканском уровнях. Программа и входящие в ее состав подпрограммы являются механизмом реализации этой поддержки, что обеспечит эффективное и целенаправленное использование средств федерального и республиканского бюджетов в интересах сбалансированного стимулирования, как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Кроме вышеперечисленных подпрограмм в Программу включены также подпрограммы, изначально действовавшие на территории республики.

Подпрограмма "Индивидуальное жилищное строительство" обеспечивает сокращение сроков строительства, содействует увеличению строительства индивидуального жилья с благоустройством посредством льготного кредитования граждан.

Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" направлена на создание оптимальных условий жизнедеятельности работников бюджетной сферы путем содействия в улучшении своих жилищных условий. В предыдущие годы содействие выражалось в субсидировании процентных ставок привлекаемых банковских кредитов. С 2007 года государственная поддержка в рамках настоящей подпрограммы производится путем субсидирования части стоимости жилья (до 50 % от стоимости).

Реализация основной цели Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования республиканских целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для эффективного функционирования рынка жилья;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, а также расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в течение 3 лет;

носят комплексный характер и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.

Основные цели и задачи Программы


Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", федеральной целевой программы "Жилище", поскольку Программа является инструментом реализации указанного национального проекта и программы на территории Республики Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»