ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1771

О республиканской целевой программе "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"


(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Указ Президента РС (Я) от 05.07.2011 N 801)

В целях реализации государственной политики в области образования постановляю:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство образования Республики Саха (Якутия).

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Куприянова Ю.С.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

(Республиканская целевая программа в редакции Указа Президента РС (Я) от 05.07.2011 N 801)

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 5 июля 2011 года N 801

Республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы"

Паспорт республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Основание принятия решения о разработке Программы

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-З N 289-IV "О Республиканских целевых программах"

Государственный заказчик - координатор
 Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)
 Министерство профессиональной подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

Обеспечить доступность качественного образования с учетом потребностей общества, экономики и рынка труда

Задачи Программы

-  Совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

 -  развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

 -  повышение эффективности управления в системе образования;

 реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа"

Сроки реализации Программы

200 9 -2011 гг.

Этапы реализации Программы

2009-2010 гг. Второй этап: реализация регионального комплексного проекта модернизации образования.
 2011 г . Третий этап: сводный анализ исполнения программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

Перечень разделов Программы

I . Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами  II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
 III . Система программных мероприятий
 IV . Ресурсное обеспечение Программы
 V . Механизм реализации Программы
 VI . Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы
 VII . Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Система программных мероприятий

1. Развитие общего образования
 - совершенствование содержания и технологий образования;

 - развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

 - повышение эффективности управления в системе образования;

 - реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа".
 2. Строительство образовательных учреждений
 3. Развитие профессионального образования
 - совершенствование содержания и технологий образования;

 - развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

 - повышение эффективности управления в системе образования;

 - совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Исполнители

Министерство образования Республики Саха (Якутия),
 Министерство профессиональной подготовки и расстановки  кадров  Республики Саха (Якутия),
 Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия).

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 3 934 859,1 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета -69 937,1 тыс.руб.;

 за счет средств государственного бюджета РС(Я) -3 724 191,7 тыс. руб.;

 за счет средств ОАО "РИК" - 140 730,3 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение равных условий для подготовки к школе;

повышение профессионального уровня педагогических работников;

укрепление материально-технической и учебно-методической базы, обеспечивающей стандарты образования;

улучшение качества образовательных услуг.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

Индикаторы первого уровня:
 Рост числа выпускников общеобразовательных учреждений, прошедших государственную (итоговую) аттестацию;

 относительное число получивших полное среднее образование по программам НПО;

   Индикаторы второго уровня:
 Совершенствование содержания и технологий образования:
 - удельный вес детей от 5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием;

 - охват дополнительным образованием: внешкольным, внутришкольным.
 Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг:
 - доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения профессионального образования.
 Повышение эффективности управления в системе образования:
 - увеличение доли образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 128 кб/сек;

 - рост удельного веса учителей, имеющих высшую квалификационную категорию;

 - удельный вес численности образовательных учреждений, использующих информационные системы в управлении, учебно-воспитательном процессе.
 Реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа":
 - увеличение доли обучающихся в современных условиях.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль осуществляется Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и Министерством образования Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.
 Ежегодно Министерство образования Республики Саха (Якутия) отчитывается перед Правительством Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы.
 Перечень программных мероприятий уточняется ежегодно на финансовый год.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Республиканская целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".

Настоящая Программа является продолжением Республиканской программы развития образования на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития образования республики на 2007-2011 годы.

Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).


Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% учащихся (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1 %). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек в 2005 году.

С учетом региональных особенностей необходимо обеспечить совершенствование управления классокомплектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.

В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитием, совершенствование региональной системы оценки качества образования.

В прогнозный период характерным будет возрастание роли высококлассных специалистов, менеджеров производства и квалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и участия работодателей в профессиональной подготовке обучающихся.

Для повышения конкурентоспособности выпускников школ в сельской местности предстоит укрепить материально-техническую базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие учебных центров, межшкольных производственных комбинатов в крупных населенных пунктах республики.

Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в учреждениях среднего профессионального образования - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов. Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, реконструкции и строительства учреждений образования.

Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.

 

II. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы

 

Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования с учетом потребностей общества, экономики и рынка труда.

Задачи Программы:

совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;

развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа";

формирование модели непрерывного профессионального образования.

Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы.

Этапы реализации Программы:

второй этап (2009-2010 гг.): реализация регионального комплексного проекта модернизации образования;

третий этап (2011 г.): сводный анализ исполнения программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

III. Система программных мероприятий


Задачи Программы носят комплексный характер и направлены на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия). Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий. Финансирование системы программных мероприятий представлено в приложении N 1 к Программе.

Совершенствование содержания и технологии образования:

совершенствование системы дошкольного и введение предшкольного образования;

расширение профильного обучения и введение дуального образования;

разработка учебно-методических комплектов и пособий по стандарту нового поколения;

развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей;

разработка моделей инновационного образования и внедрение инновационных образовательных программ, технологий;

государственная поддержка языкового образования детей;

развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование;

совершенствование здоровье сберегающих условий в образовательных учреждениях;

укрепление материально-технической базы и оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным, технологическим и другим оборудованием, учебно-методическими комплектами, автотранспортом, мебелью;

формирование модели непрерывного профессионального образования;

разработка и поэтапное внедрение инновационных форм, методов и технологий организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования;

формирование способов и механизмов развития научной и инновационной деятельности учреждений профессионального образования;

создание отраслевой системы стимулирования научно-педагогических и инженерных кадров, повышающих свой профессиональный уровень, внедряющих инновационные технологии в учебный процесс;

совершенствование и развитие лингвистического образования.

Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг:

формирование региональной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций);

проведение единого государственного экзамена;

создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования;

организационное совершенствование процедур аттестации, аккредитации и лицензирования;

развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ и квалификации рабочих и специалистов.

Повышение эффективности управления в системе образования:

развитие общественного участия в образовательной деятельности, повышение открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

совершенствование модели непрерывного педагогического образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»