ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1771
О республиканской целевой программе "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС (Я) от 05.07.2011 N 801)
В целях реализации государственной политики в области образования постановляю:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство образования Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Куприянова Ю.С.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В. ШТЫРОВ
(Республиканская целевая программа в редакции Указа Президента РС (Я) от 05.07.2011 N 801)
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 5 июля 2011 года N 801
Республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" |
Основание принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик - координатор | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
Цель Программы | Обеспечить доступность качественного образования с учетом потребностей общества, экономики и рынка труда |
Задачи Программы | - Совершенствование структуры, содержания и технологий образования; |
Сроки реализации Программы | 200 9 -2011 гг. |
Этапы реализации Программы | 2009-2010 гг. Второй этап: реализация регионального комплексного проекта модернизации образования. |
Перечень разделов Программы | I . Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы |
Система программных мероприятий | 1. Развитие общего образования |
Исполнители | Министерство образования Республики Саха (Якутия), |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 3 934 859,1 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Обеспечение равных условий для подготовки к школе; |
повышение профессионального уровня педагогических работников; | |
укрепление материально-технической и учебно-методической базы, обеспечивающей стандарты образования; | |
улучшение качества образовательных услуг. | |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы | Индикаторы первого уровня: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль осуществляется Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и Министерством образования Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. |
Республиканская целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
Настоящая Программа является продолжением Республиканской программы развития образования на 2001-2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития образования республики на 2007-2011 годы.
Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., приоритетного национального проекта "Образование". Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).
Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3%), начальным общим образованием - 97,8% (в Российской Федерации - 95,6%), основным общим образованием - 94,9% (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4% (в Российской Федерации - 91,4%). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8% учащихся (в Российской Федерации - 50,7%), 20,2% от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации - 30,1 %). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек в 2005 году.
С учетом региональных особенностей необходимо обеспечить совершенствование управления классокомплектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.
В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитием, совершенствование региональной системы оценки качества образования.
В прогнозный период характерным будет возрастание роли высококлассных специалистов, менеджеров производства и квалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и участия работодателей в профессиональной подготовке обучающихся.
Для повышения конкурентоспособности выпускников школ в сельской местности предстоит укрепить материально-техническую базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие учебных центров, межшкольных производственных комбинатов в крупных населенных пунктах республики.
Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ с 24% в 2003 году до 11% в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56% зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в учреждениях среднего профессионального образования - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов. Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, реконструкции и строительства учреждений образования.
Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.
II. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования с учетом потребностей общества, экономики и рынка труда.
Задачи Программы:
совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;
развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
реализация национальной образовательной стратегии " Наша новая школа";
формирование модели непрерывного профессионального образования.
Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы.
Этапы реализации Программы:
второй этап (2009-2010 гг.): реализация регионального комплексного проекта модернизации образования;
третий этап (2011 г.): сводный анализ исполнения программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.
Задачи Программы носят комплексный характер и направлены на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия). Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий. Финансирование системы программных мероприятий представлено в приложении N 1 к Программе.
Совершенствование содержания и технологии образования:
совершенствование системы дошкольного и введение предшкольного образования;
расширение профильного обучения и введение дуального образования;
разработка учебно-методических комплектов и пособий по стандарту нового поколения;
развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей;
разработка моделей инновационного образования и внедрение инновационных образовательных программ, технологий;
государственная поддержка языкового образования детей;
развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование;
совершенствование здоровье сберегающих условий в образовательных учреждениях;
укрепление материально-технической базы и оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным, технологическим и другим оборудованием, учебно-методическими комплектами, автотранспортом, мебелью;
формирование модели непрерывного профессионального образования;
разработка и поэтапное внедрение инновационных форм, методов и технологий организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования;
формирование способов и механизмов развития научной и инновационной деятельности учреждений профессионального образования;
создание отраслевой системы стимулирования научно-педагогических и инженерных кадров, повышающих свой профессиональный уровень, внедряющих инновационные технологии в учебный процесс;
совершенствование и развитие лингвистического образования.
Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг:
формирование региональной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций);
проведение единого государственного экзамена;
создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования;
организационное совершенствование процедур аттестации, аккредитации и лицензирования;
развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ и квалификации рабочих и специалистов.
Повышение эффективности управления в системе образования:
развитие общественного участия в образовательной деятельности, повышение открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
совершенствование модели непрерывного педагогического образования;