Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1765

О республиканской целевой программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 25.04.2018 N 2522.
____________________________________________________________________

 

(в ред. Указов Президента РС(Я)

от 16.02.2011 N 494, от 09.11.2011 N 1019)


В целях реализации государственной политики, направленной на улучшение качества жизни семей и детей Республики Саха (Якутия),

постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

(п. 2 в ред. Указа Президента РС(Я) от 09.11.2011 N 1019)

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на вице-президента Республики Саха (Якутия) Глушко Д.Е.

(п. 3 в ред. Указа Президента РС(Я) от 16.02.2011 N 494)

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров

г.Якутск

26 декабря 2009 года

N 1765


УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 г. N 1765

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕМЬЯ И ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2009 - 2011 ГОДЫ


(в ред. Указа Президента РС(Я)

от 09.11.2011 N 1019)

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы в новой редакции

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы в новой редакции (далее по тексту - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения эффективности республиканских программ"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (упразднен Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 года N 640), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)

Цели Программы

Реализация государственной политики, направленной на улучшение качества жизни семей и детей Республики Саха (Якутия)

Задачи Программы

Совершенствование государственной, муниципальной и общественной системы поддержки семьи и детства, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие системы эффективной реабилитации и социализации детей, нуждающихся в особой заботе государства; поддержка организованного летнего отдыха, оздоровления и занятости детей; совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; улучшение здоровья и поддержка развития творческих способностей детей, проживающих в районах Крайнего Севера

Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2011 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

"Семья", "Дети, нуждающиеся в особой заботе", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Одаренные дети", "Дети Арктики"

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 годах за счет государственного бюджета РС(Я) составляет 166 142,7 тыс. рублей: в 2009 г. - 47 060,7 тыс. рублей; в 2010 г. - 50 100,14 тыс. рублей; в 2011 г. - 68 981,9 тыс. рублей; в том числе: по подпрограмме "Семья" - 39 078,3 тыс. рублей: в 2009 г. - 3 525,3 тыс. рублей; в 2010 г. - 4 857,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 30 696,0 тыс. рублей; по подпрограмме "Дети, нуждающиеся в особой заботе" - 13 771,9 тыс. рублей: в 2009 г. - 3 964,9 тыс. рублей; в 2010 г. - 4 555,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 5 252,0 тыс. рублей; по подпрограмме "Организация летнего отдыха и оздоровления детей" - 90 624,5 тыс. рублей: в 2009 г. - 32 210,5 тыс. рублей; в 2010 г. - 32 338,14 тыс. рублей; в 2011 г. - 26 075,9 тыс. рублей; по подпрограмме "Одаренные дети" - 13 631,0 тыс. рублей: в 2009 г. - 4 910,0 тыс. рублей; в 2010 г. - 4 850,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 3 871,0 тыс. рублей; по подпрограмме "Дети Арктики" - 9 037,0 тыс. рублей: в 2009 г. - 2 450,0 тыс. рублей; в 2010 г. - 3 500,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 3 087,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 Улучшение физического, психического, социального здоровья детского населения; развитие системы реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении; улучшение положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие системы выявления и поддержки одаренных детей; увеличение охвата детей из арктических улусов разнообразными формами развития творческих способностей, увеличение охвата семей и детей выездными формами профилактических и медицинских консультаций в местах компактного проживания малочисленных народов Севера

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Индикатор первого уровня Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений (%); оценка показателя "Удельный вес первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений" производится на основании данных Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.03.1995 N 60 "Об утверждении инструкции на проведение профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов". Индикаторы второго уровня Подпрограмма "Семья": охват социально-реабилитационными программами семей, находящихся в социально опасном положении (человек); доля лишений родительских прав от общего количества дел на родителей, рассмотренных Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (%); удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения (%). Подпрограмма "Дети, нуждающиеся в особой заботе": доля детей-инвалидов, прошедших полную реабилитацию, от числа детей-инвалидов, прошедших переосвидетельствование детей-инвалидов в текущем году (%); доля детей, направленных в учреждения интернатного типа, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (%); доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (%). Подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления детей": удельный вес численности детей, охваченных организованной полезной деятельностью, организованным отдыхом и оздоровлением в летнее время (%). Подпрограмма "Одаренные дети": удельный вес обучающихся, охваченных отборочными состязаниями (республиканский, российский и международный уровни), в том числе, детей арктических улусов (%). Подпрограмма "Дети Арктики": доля детей, проживающих в арктической зоне, охваченных специальным медицинским обследованием, витаминизацией и йодированием (в %); количество детей, проживающих в арктической зоне, охваченных разнообразными формами развития интеллектуальных, творческих способностей (чел.).

Система организации контроля за исполнением Программы

 Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха (Якутия) порядке совместно с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия). Министерства-исполнители подпрограмм согласно установленному порядку представляют ежемесячные, квартальные и годовые отчеты в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Сводные ежемесячные, квартальные, годовые отчеты Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) представляет в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия). В целях привлечения общественности к управлению Программой распоряжением вице-президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 года N 38-ВП создан Межведомственный совет Программы.

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


С 1994 года - года разработки первой президентской программы "Дети Республики Саха (Якутия)" Программа является основным механизмом реализации принципов социального партнерства в решении наиболее острых социальных проблем, затрагивающих интересы семей и детей республики. Так, за годы реализации Программы усовершенствована законодательная, нормативная база, развиваются новые формы и институты поддержки семей с детьми, направленные на предупреждение и решение проблем социального неблагополучия, улучшены качественные показатели социального положения детей. Программно-целевой подход доказал свою эффективность в реализации мер по улучшению положения семей и детей в республике.

В ходе реализации Программы за 2009 - 2010 г.г. наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.

Благодаря реализуемым мерам стимулирования рождаемости, начиная с 2000 года, отмечается повышающий тренд. За 2000 - 2009 годы общий коэффициент рождаемости в целом по республике увеличился с 13,7%о до 16,8%о. В республике детей в возрасте до 18 лет - 250 691 человек, из них в городской местности проживало 146 315 детей, в сельской местности - 104 376 детей. Доля детей составила 26,4% от общей численности населения республики, что показывает небольшое снижение данного показателя по сравнению с 2008 годом.

Отмечается некоторое улучшение показателей здоровья детей школьного возраста. Удельный вес детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений составил 83,7% (в 2008 году - 82,1%).

Благодаря реализации комплекса профилактических мер, достигнуты снижение показателей заболеваемости детей и подростков туберкулезом, общей заболеваемости детей, проживающих в арктической зоне, и стабилизация показателей детской инвалидности. Численность детей-инвалидов до 18 лет составила 6 153 человек (в 2008 году - 6 093). В 2009 году прошли повторное освидетельствование на инвалидность 4 309 детей. Из них в реабилитационных центрах республики прошли полную реабилитацию 275 детей-инвалидов (в 2008 году - 287). Доля детей-инвалидов, прошедших полную реабилитацию, от числа детей-инвалидов, прошедших переосвидетельствование в 2009 году, составляет 6,4% (в 2008 году - 6,3%).

В 2009 году сохранилась тенденция снижения уровня подростковой преступности. В течение ряда последних лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 18,1%, число совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 13,0%. Одним из основных результатов проводимой работы по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних является снижение данного показателя на 0,8% по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояли 410 безнадзорных детей (в 2008 году - 478). Удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения составил 0,16% (в 2008 году - 0,19%).

По итогам 2009 года в республике 9 282 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 6 472). За год выявлено 1 813 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 1 702). По сравнению с 2008 годом на 111 детей увеличилось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них устроены в семьи 1 398 детей, что составляет 86,1% от общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 84,7%). В том числе, возвращены в кровные семьи 9% детей, 77,1% детей устроены в замещающие семьи (опека, усыновление).

В 2009 году за счет средств Программы организован отдых 9 539 детей, что составляет 10% от общего числа детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в республике.

При разработке проекта Программы были учтены основные проблемы, выявленные в ходе анализа демографической ситуации в республике и в ходе реализации Программы на 2009 - 2010 годы.

Наряду с позитивными изменениями отмечаются следующие негативные тенденции:

по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) общая численность постоянного населения республики на начало 2010 года составляла 949 347 человек. Несмотря на то, что демографическая ситуация в республике относительно благоприятна по сравнению с другими регионами Российской Федерации, вместе с тем в развитии демографических процессов присутствуют и негативные тенденции, для нивелирования которых необходимо проведение региональной демографической политики;

начиная с 1991 года, когда была достигнута максимальная численность (1 119 тыс. чел.), население республики постоянно сокращается, за исключением некоторых годов, когда наблюдался небольшой прирост;

современный уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, поколение детей малочисленнее поколения родителей. В целом за 1990 - 2000 г.г. число родившихся снизилось в республике на 8 515 чел. или на 39,3%;

по официальным данным на 1 января 2009 года женщины составляют больше половины населения республики - 488 875 чел. (мужчин - 461 097 чел.). Женщины составляют 49% экономически активного населения. За последние пять лет наблюдается тенденция роста удельного веса женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда: в отрасли строительства - с 5,0% на 7,6%, на транспорте и связи - с 6,7% на 7,4%, в т.ч. в условиях повышенного уровня шума, ультра- и инфразвукового воздействия: в строительстве - на 1,7%, на транспорте и связи с 1,5% на 2,0% и запыленности воздуха рабочей зоны: в строительстве - с 1,4% на 2,7%. Уровень безработицы у женщин составил 8,6%, что на 1,5 процента выше, чем у мужчин;

серьезной проблемой демографического развития является достаточно высокий уровень смертности населения. Динамика числа умерших отличается неравномерной динамикой, что свидетельствует о нестабильности в данной сфере. За 2001 - 2009 г.г. число умерших уменьшилось только на 4%;

в результате продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 2009 г. продолжительность жизни была 66,45 года, в том числе мужчины - 60,87 и женщины - 72,5 лет. В России - соответственно 65,9, 62,77 и 74,67 лет;

в республике остается высокой заболеваемость женщин репродуктивного возраста. В 2009 году распространенность алкоголизма и алкогольных психозов среди женщин республики выросла на 5% и составила 748,8 (в 2008 году - 712,1) на 100 тысяч женского населения;

по данным Государственного доклада о положении детей в Республике Саха (Якутия) общая заболеваемость детей и подростков остается на высоком уровне. В ранговой структуре общей заболеваемости детей от 0 - 17 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем - болезни нервной системы. Показатель общей заболеваемости детей в 2009 году - 2 769,3 на 1 000 детей (в 2008 году - 2 548,2);

серьезной проблемой стало увеличение числа лишений родительских прав, что свидетельствует о распространении семейного неблагополучия. В 2007 году количество лишений родительских прав составляло 456 детей, в 2008 году - 484, в 2009 году - 642 ребенка;

несмотря на увеличение числа детей, устраиваемых в семьи, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается, так в 2009 году 941 детей-сирот, в 2008 году - 905;

растет число фактов жестокого обращения с детьми. Участились случаи самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских государственных учреждений;

остается высоким уровень суицидальной активности детского населения в 2009 г. - 50,8 на 100 000 человек населения (в 2008 году - 48,5, в 2007 году - 48,3).

Приведенные негативные показатели превышают среднереспубликанские в арктической зоне и местах компактного проживания малочисленных народов Севера, что предполагает решение проблем с помощью проектов, конкретно ориентированных на данный регион.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и усилий общественности республики.

Разработка Программы позволяет привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и внебюджетных источников. Наличие республиканской целевой программы, направленной на улучшение положения семей и детей, позволило получить от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Российской Федерации на реализацию 4 комплексных программ, направленных на улучшение положения детей, в 2009 году 41 288,2 тыс. рублей, в 2010 году - 51 984,66 тысяч рублей.

В целом, выполнение Программы окажет положительное воздействие на стратегические показатели социального развития республики: рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, а также будет способствовать уменьшению численности групп риска, воспроизводящих социальные негативы.

II. Основные цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации. Целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является реализация государственной политики, направленной на улучшение качества жизни семей и детей Республики Саха (Якутия).

Программа предусматривает решение следующих задач:

совершенствование государственной, муниципальной и общественной системы поддержки семьи и детства, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие системы эффективной реабилитации и социализации детей, нуждающихся в особой заботе государства;

поддержка организованного летнего отдыха и оздоровления детей;

совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

улучшение здоровья и поддержка развития творческих способностей детей, проживающих в районах Крайнего Севера.

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм: "Семья", "Дети, нуждающиеся в особой заботе", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Одаренные дети", "Дети Арктики".

В результате реализации Программы будет достигнуто улучшение физического, психического, социального здоровья детского населения.

Удельный вес I и II групп здоровья увеличится на 21,5% и составит 81,5% в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

Доля лишений родительских прав от общего количества дел на родителей, рассмотренных Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уменьшится на 2,4%.

Уменьшение удельного веса безнадзорных детей составит 0,1%.

Увеличится доля детей-инвалидов, прошедших реабилитацию, до 7,5%.

Увеличится доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан, до 85,4% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»