Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 09 ноября 2011 года N 1019

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕМЬЯ И ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы РС(Я) от 25.04.2018 N 2522.
____________________________________________________________________

В связи с изменениями в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года N 1765 "О республиканской целевой программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы", изложив республиканскую целевую программу Республики Саха (Якутия) "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы в новой редакции, согласно приложению к настоящему Указу.

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).".

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     9 ноября 2011 года
     N 1019




Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 9 ноября 2011 года N 1019

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕМЬЯ И ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы в новой редакции

Наименование
Программы       

Республиканская целевая программа "Семья и дети
Республики Саха (Якутия)" на 2009 - 2011 годы в новой
редакции (далее по тексту - Программа)                  

Дата принятия
решения о
разработке
Программы,
дата ее
утверждения
(наименование и
номер
соответствующего
нормативного
акта)           

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от
8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка
разработки и реализации республиканских целевых программ
и Порядка проведения эффективности республиканских
программ"

Государственный
заказчик -
координатор
Программы       

Министерство труда и социального развития Республики
Саха (Якутия)                                           

Основные
разработчики
Программы       

Комитет по делам семьи и детства при Президенте
Республики Саха (Якутия) (упразднен Указом Президента
Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 года N 640),
Министерство образования Республики Саха (Якутия),
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия),
Министерство труда и социального развития Республики
Саха (Якутия),
Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)   

Цели Программы  

Реализация государственной политики, направленной на
улучшение качества жизни семей и детей Республики Саха
(Якутия)                                                

Задачи Программы

Совершенствование государственной, муниципальной и
общественной системы поддержки семьи и детства,
профилактики социального сиротства, безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
развитие системы эффективной реабилитации и социализации
детей, нуждающихся в особой заботе государства;
поддержка организованного летнего отдыха, оздоровления и
занятости детей;
совершенствование системы выявления, развития и адресной
поддержки одаренных детей;
улучшение здоровья и поддержка развития творческих
способностей детей, проживающих в районах Крайнего
Севера                                                  

Сроки и этапы
реализации
Программы       

2009 - 2011 годы                                        

Перечень
подпрограмм
и основных
мероприятий     

"Семья",
"Дети, нуждающиеся в особой заботе",
"Организация летнего отдыха и оздоровления детей",
"Одаренные дети",
"Дети Арктики"

Объем и
источники
финансирования  

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2011 годах
за счет государственного бюджета РС(Я) составляет
166 142,7 тыс. рублей:
в 2009 г. - 47 060,7 тыс. рублей;
в 2010 г. - 50 100,14 тыс. рублей;
в 2011 г. - 68 981,9 тыс. рублей;
в том числе:
по подпрограмме "Семья" - 39 078,3 тыс. рублей:
в 2009 г. - 3 525,3 тыс. рублей;
в 2010 г. - 4 857,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 30 696,0 тыс. рублей;
по подпрограмме "Дети, нуждающиеся в особой заботе" -
13 771,9 тыс. рублей:
в 2009 г. - 3 964,9 тыс. рублей;
в 2010 г. - 4 555,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 5 252,0 тыс. рублей;
по подпрограмме "Организация летнего отдыха и
оздоровления детей" - 90 624,5 тыс. рублей:
в 2009 г. - 32 210,5 тыс. рублей;
в 2010 г. - 32 338,14 тыс. рублей;
в 2011 г. - 26 075,9 тыс. рублей;
по подпрограмме "Одаренные дети" - 13 631,0 тыс. рублей:
в 2009 г. - 4 910,0 тыс. рублей;
в 2010 г. - 4 850,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 3 871,0 тыс. рублей;
по подпрограмме "Дети Арктики" - 9 037,0 тыс. рублей:
в 2009 г. - 2 450,0 тыс. рублей;
в 2010 г. - 3 500,0 тыс. рублей;
в 2011 г. - 3 087,0 тыс. рублей                         

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы       

 Улучшение физического, психического, социального
здоровья детского населения;
 развитие системы реабилитации семей, находящихся в
социально опасном положении;
 улучшение положения детей, оставшихся без попечения
родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья;
 развитие системы выявления и поддержки одаренных
детей;
 увеличение охвата детей из арктических улусов
разнообразными формами развития творческих способностей,
увеличение охвата семей и детей выездными формами
профилактических и медицинских консультаций в местах
компактного проживания малочисленных народов Севера     

Перечень
индикаторов
эффективности
мероприятий
Программы       

Индикатор первого уровня
 Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в
общей численности учащихся государственных
(муниципальных) общеобразовательных учреждений (%);
 оценка показателя "Удельный вес первой и второй групп
здоровья в общей численности учащихся государственных
(муниципальных) общеобразовательных учреждений"
производится на основании данных Якутского
республиканского медицинского
информационно-аналитического центра при Министерстве
здравоохранения Республики Саха (Якутия) в соответствии
с приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.03.1995
N 60 "Об утверждении инструкции на проведение
профилактических осмотров детей дошкольного и школьного
возрастов на основе медико-экономических нормативов".
Индикаторы второго уровня
Подпрограмма "Семья":
 охват социально-реабилитационными программами семей,
находящихся в социально опасном положении (человек);
 доля лишений родительских прав от общего количества
дел на родителей, рассмотренных Комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав (%);
 удельный вес безнадзорных детей от общего числа
детского населения (%).
Подпрограмма "Дети, нуждающиеся в особой заботе":
 доля детей-инвалидов, прошедших полную реабилитацию,
от числа детей-инвалидов, прошедших
переосвидетельствование детей-инвалидов в текущем году
(%);
 доля детей, направленных в учреждения интернатного
типа, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (%);
 доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан,
от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (%).
Подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления
детей":
 удельный вес численности детей, охваченных
организованной полезной деятельностью, организованным
отдыхом и оздоровлением в летнее время (%).
Подпрограмма "Одаренные дети":
 удельный вес обучающихся, охваченных отборочными
состязаниями (республиканский, российский и
международный уровни), в том числе, детей арктических
улусов (%).
Подпрограмма "Дети Арктики":
 доля детей, проживающих в арктической зоне,
охваченных специальным медицинским обследованием,
витаминизацией и йодированием (в %);
 количество детей, проживающих в арктической зоне,
охваченных разнообразными формами развития
интеллектуальных, творческих способностей (чел.).       

Система
организации
контроля за
исполнением
Программы       

 Контроль за реализацией Программы осуществляется в
установленном Правительством Республики Саха (Якутия)
порядке совместно с Министерством экономики и
промышленной политики Республики Саха (Якутия) и с
участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
 Министерства-исполнители подпрограмм согласно
установленному порядку представляют ежемесячные,
квартальные и годовые отчеты в Министерство труда и
социального развития Республики Саха (Якутия). Сводные
ежемесячные, квартальные, годовые отчеты Министерство
труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
представляет в Министерство экономики и промышленной
политики Республики Саха (Якутия). В целях привлечения
общественности к управлению Программой распоряжением
вице-президента Республики Саха (Якутия) от 21 сентября
2010 года N 38-ВП
создан Межведомственный совет
Программы.                                              


 I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

С 1994 года - года разработки первой президентской программы "Дети Республики Саха (Якутия)" Программа является основным механизмом реализации принципов социального партнерства в решении наиболее острых социальных проблем, затрагивающих интересы семей и детей республики. Так, за годы реализации Программы усовершенствована законодательная, нормативная база, развиваются новые формы и институты поддержки семей с детьми, направленные на предупреждение и решение проблем социального неблагополучия, улучшены качественные показатели социального положения детей. Программно-целевой подход доказал свою эффективность в реализации мер по улучшению положения семей и детей в республике.

В ходе реализации Программы за 2009 - 2010 г.г. наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты.

Благодаря реализуемым мерам стимулирования рождаемости, начиная с 2000 года, отмечается повышающий тренд. За 2000 - 2009 годы общий коэффициент рождаемости в целом по республике увеличился с 13,7%о до 16,8%о. В республике детей в возрасте до 18 лет - 250 691 человек, из них в городской местности проживало 146 315 детей, в сельской местности - 104 376 детей. Доля детей составила 26,4% от общей численности населения республики, что показывает небольшое снижение данного показателя по сравнению с 2008 годом.

Отмечается некоторое улучшение показателей здоровья детей школьного возраста. Удельный вес детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений составил 83,7% (в 2008 году - 82,1%).

Благодаря реализации комплекса профилактических мер, достигнуты снижение показателей заболеваемости детей и подростков туберкулезом, общей заболеваемости детей, проживающих в арктической зоне, и стабилизация показателей детской инвалидности. Численность детей-инвалидов до 18 лет составила 6 153 человек (в 2008 году - 6 093). В 2009 году прошли повторное освидетельствование на инвалидность 4 309 детей. Из них в реабилитационных центрах республики прошли полную реабилитацию 275 детей-инвалидов (в 2008 году - 287). Доля детей-инвалидов, прошедших полную реабилитацию, от числа детей-инвалидов, прошедших переосвидетельствование в 2009 году, составляет 6,4% (в 2008 году - 6,3%).

В 2009 году сохранилась тенденция снижения уровня подростковой преступности. В течение ряда последних лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 18,1%, число совершенных ими тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 13,0%. Одним из основных результатов проводимой работы по предупреждению повторной преступности несовершеннолетних является снижение данного показателя на 0,8% по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояли 410 безнадзорных детей (в 2008 году - 478). Удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения составил 0,16% (в 2008 году - 0,19%).

По итогам 2009 года в республике 9 282 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 6 472). За год выявлено 1 813 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 1 702). По сравнению с 2008 годом на 111 детей увеличилось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них устроены в семьи 1 398 детей, что составляет 86,1% от общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 84,7%). В том числе, возвращены в кровные семьи 9% детей, 77,1% детей устроены в замещающие семьи (опека, усыновление).

В 2009 году за счет средств Программы организован отдых 9 539 детей, что составляет 10% от общего числа детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением в республике.

При разработке проекта Программы были учтены основные проблемы, выявленные в ходе анализа демографической ситуации в республике и в ходе реализации Программы на 2009 - 2010 годы.

Наряду с позитивными изменениями отмечаются следующие негативные тенденции:

по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) общая численность постоянного населения республики на начало 2010 года составляла 949 347 человек. Несмотря на то, что демографическая ситуация в республике относительно благоприятна по сравнению с другими регионами Российской Федерации, вместе с тем в развитии демографических процессов присутствуют и негативные тенденции, для нивелирования которых необходимо проведение региональной демографической политики;

начиная с 1991 года, когда была достигнута максимальная численность (1 119 тыс. чел.), население республики постоянно сокращается, за исключением некоторых годов, когда наблюдался небольшой прирост;

современный уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, поколение детей малочисленнее поколения родителей. В целом за 1990 - 2000 г.г. число родившихся снизилось в республике на 8 515 чел. или на 39,3%;

по официальным данным на 1 января 2009 года женщины составляют больше половины населения республики - 488 875 чел. (мужчин - 461 097 чел.). Женщины составляют 49% экономически активного населения. За последние пять лет наблюдается тенденция роста удельного веса женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда: в отрасли строительства - с 5,0% на 7,6%, на транспорте и связи - с 6,7% на 7,4%, в т.ч. в условиях повышенного уровня шума, ультра- и инфразвукового воздействия: в строительстве - на 1,7%, на транспорте и связи с 1,5% на 2,0% и запыленности воздуха рабочей зоны: в строительстве - с 1,4% на 2,7%. Уровень безработицы у женщин составил 8,6%, что на 1,5 процента выше, чем у мужчин;

серьезной проблемой демографического развития является достаточно высокий уровень смертности населения. Динамика числа умерших отличается неравномерной динамикой, что свидетельствует о нестабильности в данной сфере. За 2001 - 2009 г.г. число умерших уменьшилось только на 4%;

в результате продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 2009 г. продолжительность жизни была 66,45 года, в том числе мужчины - 60,87 и женщины - 72,5 лет. В России - соответственно 65,9, 62,77 и 74,67 лет;

в республике остается высокой заболеваемость женщин репродуктивного возраста. В 2009 году распространенность алкоголизма и алкогольных психозов среди женщин республики выросла на 5% и составила 748,8 (в 2008 году - 712,1) на 100 тысяч женского населения;

по данным Государственного доклада о положении детей в Республике Саха (Якутия) общая заболеваемость детей и подростков остается на высоком уровне. В ранговой структуре общей заболеваемости детей от 0 - 17 лет на первом месте стоят болезни органов дыхания, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем - болезни нервной системы. Показатель общей заболеваемости детей в 2009 году - 2 769,3 на 1 000 детей (в 2008 году - 2 548,2);

серьезной проблемой стало увеличение числа лишений родительских прав, что свидетельствует о распространении семейного неблагополучия. В 2007 году количество лишений родительских прав составляло 456 детей, в 2008 году - 484, в 2009 году - 642 ребенка;

несмотря на увеличение числа детей, устраиваемых в семьи, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается, так в 2009 году 941 детей-сирот, в 2008 году - 905;

растет число фактов жестокого обращения с детьми. Участились случаи самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских государственных учреждений;

остается высоким уровень суицидальной активности детского населения в 2009 г. - 50,8 на 100 000 человек населения (в 2008 году - 48,5, в 2007 году - 48,3).

Приведенные негативные показатели превышают среднереспубликанские в арктической зоне и местах компактного проживания малочисленных народов Севера, что предполагает решение проблем с помощью проектов, конкретно ориентированных на данный регион.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и усилий общественности республики.

Разработка Программы позволяет привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и внебюджетных источников. Наличие республиканской целевой программы, направленной на улучшение положения семей и детей, позволило получить от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Российской Федерации на реализацию 4 комплексных программ, направленных на улучшение положения детей, в 2009 году 41 288,2 тыс. рублей, в 2010 году - 51 984,66 тысяч рублей.

В целом, выполнение Программы окажет положительное воздействие на стратегические показатели социального развития республики: рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, а также будет способствовать уменьшению численности групп риска, воспроизводящих социальные негативы.


II. Основные цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации. Целевые индикаторы и показатели


Целью Программы является реализация государственной политики, направленной на улучшение качества жизни семей и детей Республики Саха (Якутия).

Программа предусматривает решение следующих задач:

совершенствование государственной, муниципальной и общественной системы поддержки семьи и детства, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие системы эффективной реабилитации и социализации детей, нуждающихся в особой заботе государства;

поддержка организованного летнего отдыха и оздоровления детей;

совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;

улучшение здоровья и поддержка развития творческих способностей детей, проживающих в районах Крайнего Севера.

Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм: "Семья", "Дети, нуждающиеся в особой заботе", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Одаренные дети", "Дети Арктики".

В результате реализации Программы будет достигнуто улучшение физического, психического, социального здоровья детского населения.

Удельный вес I и II групп здоровья увеличится на 21,5% и составит 81,5% в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

Доля лишений родительских прав от общего количества дел на родителей, рассмотренных Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уменьшится на 2,4%.

Уменьшение удельного веса безнадзорных детей составит 0,1%.

Увеличится доля детей-инвалидов, прошедших реабилитацию, до 7,5%.

Увеличится доля детей, переданных на воспитание в семьи граждан, до 85,4% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доля детей, направленных в учреждения интернатного типа, уменьшится до 13,5%.

Удельный вес численности детей, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением за счет средств Программы, составит 9% от общего числа детей, охваченных организованным отдыхом в республике.

Удельный вес детей, охваченных отборочными состязаниями (республиканский, российский и международный уровни), составит 0,36% от общего числа учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

Ежегодно 580 детей, проживающих в арктической зоне, будут охвачены разнообразными формами развития интеллектуальных, творческих способностей.

Доля детей, охваченных выездным медицинским обследованием, витаминизацией и йодированием, составит 8,8% от общего числа детей, проживающих в арктической зоне.

Число родившихся увеличится до 16 050 человек.

Возрастет ожидаемая продолжительность жизни населения до 67 лет для всего населения.

Увеличится продолжительность жизни женщин до 72,7 лет, мужчин - до 61,1 года.

Возрастет представительство женщин в законодательной и исполнительной власти на уровне принятия решений до 389 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»