На территории Республики Саха (Якутия) расположены 445 муниципальных образования: 34 муниципальных района, 2 городских округа и 409 поселений. Из республиканского бюджета все муниципальные районы и городские округа получают межбюджетные трансферты в различных формах в рамках сложившейся в Республике Саха (Якутия) системы межбюджетных отношений.
Основу системы межбюджетных отношений определяет Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", в развитие положений которого создана нормативная правовая база, подробно регламентирующая вопросы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов.
В ходе реализации Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года N 548 и одобренной Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) нормативная правовая база в сфере межбюджетных отношений была существенно изменена. Приняты региональные законы, важнейшими из которых являются Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 229-З N 465-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 года З N 523-III "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", а также постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 324 от 9 июня 2005 г. "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам". Установлены стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ, утверждены Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов поселений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и Методика расчета трансфертов, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Формализованы процедуры предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам.
Организован мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Мониторинг проводится ежегодно Департаментом межбюджетных отношений Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании данных годовой отчетности об исполнении местных бюджетов муниципальных образований, решений об утверждении бюджетов муниципальных образований и данных, представляемых муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия).
В 2008-2010 годах в Республике реализована Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2007 года N 517. Принятые в ходе реализации Программы меры позволили создать для муниципальных образований Республики Саха (Якутия) систему бюджетных ограничений, включающую:
стабильные единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;
формализованный порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;
методику распределения финансовой помощи муниципальным образованиям из фонда финансовой поддержки муниципальных образований и фонда компенсаций;
мониторинг качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
В условиях действия этих ограничений возросла роль республиканских органов власти в создании условий для перехода муниципальных образований к бюджетированию, основанному на результатах. Совершенствование межбюджетных отношений в рассматриваемом периоде связано с необходимостью повышения ответственности органов местного самоуправления за результаты своей деятельности, за качество управления муниципальными финансами. Основные усилия были сосредоточены на решении следующих проблем:
рост численности муниципальных служащих и бюджетных расходов в связи с формированием муниципальных образований на уровне поселений;
существенный разрыв в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики;
низкая эффективность управления расходными обязательствами на уровне муниципальных образований;
организация бюджетного процесса на муниципальном уровне без учета требований бюджетирования, ориентированного на результат.
Таким образом, в рамках реформирования системы межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) в последние годы были предприняты значительные шаги по повышению качества управления муниципальными финансами, что создает определенные предпосылки к организации в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) работы по повышению эффективности бюджетных расходов. Значимость этой работы для достижения целей настоящей Программы подтверждается также тем фактом, что в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года 762-З N 419-IV "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год", общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных образований составляет 36 729,4 млн. рублей, или 36,45% всех расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 год.
Цель стимулирования - вовлечение как можно большего числа органов местного самоуправления в работу по повышению эффективности бюджетных расходов.
Ключевая задача - обеспечить условия для добровольного участия органов местного самоуправления в данной работе на единых принципах и с использованием единой методологии.
Стимулирование органов МСУ к повышению эффективности расходования бюджетных средств может осуществляться по ряду направлений, показанных на рисунке 10.