Недействующий

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

Рис.11. Схема взаимодействия ОИВ РС(Я) при размещении государственного заказа


Передача полномочий по размещению государственного заказа от органов государственной власти Республики Саха (Якутия) к Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам не является чем-то новым в сложившейся в Республике Саха (Якутия) практике организации закупок для государственных нужд. В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2007 года N 99 "О дальнейших мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были определены уполномоченные органы на осуществление функций по размещению заказов на поставку продовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения, нефтепродуктов (Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам) и на поставку продовольственных товаров (Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)). Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2008 года N 285 было утверждено Положение о порядке формирования, размещения и исполнения заказов на продовольственные товары, продукцию производственно-технического назначения и нефтепродукты для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и проведения совместных торгов с муниципальными заказчиками".

Также в практике работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) можно отметить централизацию закупок некоторых других видов работ и услуг. Постановлением Правительств Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 года N 206 утверждено Положение о порядке формирования и размещения государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2008 года N 153 утверждены Порядки использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на финансирование расходов по перевозкам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в рамках размещаемых государственного и муниципального заказов. На основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 1018-р утвержден государственный заказ на переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) на 2010 год.

Особое внимание уделено закупкам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Положение о порядке формирования, финансирования и контроля эффективности реализации республиканских программ научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок утверждено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 января 2009 года N 36. Положение регулирует порядок формирования и финансирования государственного заказа на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки в Республике Саха (Якутия) и является основным нормативным документом по организации научного сопровождения программ социально-экономического развития республики, культурного и духовного развития ее многонационального народа.

Согласно Положения государственный заказ на НИОКР утверждается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) и на основе открытого конкурса. Государственным заказчиком на размещение заказов на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки для обеспечения государственных нужд определено Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия). Перечни НИОКР формируются и утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия) ежегодно.

В определении объемов финансирования НИОКР главную роль играет Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия). Заявки на осуществление НИОКР проходят научную экспертизу согласно Положению о государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2005 года N 113 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)" или специальной комиссией, утвержденной государственным заказчиком из числа специалистов отраслевых министерств и ведомств республики, объединенных ученых советов Академии наук Республики Саха (Якутия). При необходимости, на основании этого же документа, Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) и объединенные ученые советы Академии наук Республики Саха (Якутия) организуют экспертизу отчетов.

Решение о сокращении запланированных объемов, прекращении финансирования НИОКР принимается Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в случае невыполнения условий, предусмотренных государственным контрактом.

Получатели-потребители получают экспертное заключение об исполнении НИОКР от объединенных ученых советов Академии наук Республики Саха (Якутия), отчитываются в отраслевых секциях Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) о ходе выполнения научно-исследовательских работ.

Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок может быть достигнуто путем реализации следующих мероприятий.

1. Совершенствование системы управления государственными закупками, том числе формирование плана государственных закупок, а также планов закупок бюджетных и автономных учреждений.

Данное мероприятие заключается в том, чтобы определить уполномоченный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), который формировал бы Сводный план - график закупок для государственных нужд Республики Саха (Якутия) товаров, работ и услуг по всей номенклатуре товаров, по всем видам работ и услуг. Наиболее целесообразно поручить это Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, который уже осуществляет такую функцию в отношении товаров, закупаемых для государственных нужд Республики Саха (Якутия).

С учетом перевода государственных учреждений Республики Саха (Якутия) в новый статус, что вызовет ряд особенностей применения ими положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в целях повышения эффективности расходования ими субсидий на оказание государственных услуг и на содержание имущества, необходимо координировать их деятельность по осуществлению закупок для собственных нужд. Этому должно способствовать составление плана закупок бюджетных и автономных учреждений на очередной финансовый год и мониторинг его исполнения, что также может быть поручено Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам.

2. Расширение практики использования электронных аукционов при размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг.

Суть данного мероприятия заключается в постепенном переводе всех закупок для государственных нужд товаров, работ, услуг на электронные аукционы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 236-р.

Для реализации данного мероприятия также важно оказать организационную и консультационную помощь органам местного самоуправления, что позволит муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) широко внедрить в практику работы данный способ размещения муниципального заказа.

В перспективе осуществление закупок с использованием электронных аукционов возможно будет сделать обязательным и для автономных учреждений Республики Саха (Якутия).

3. Внедрение типовых форм документов по размещению заказов на приобретение товаров, работ (услуг) и типовых форм государственных контрактов.

Наименее формализованы подходы государственных заказчиков Республики Саха (Якутия) к формированию документов, необходимых для осуществления государственных закупок работ и услуг. Типовые формы, типовые требования необходимы по таким позициям, как:

содержание государственного контракта, в том числе порядок расчетов по контракту, порядок приемки-передачи работ (услуг), форс-мажорные обстоятельства, порядок принятия дополнительных соглашений, ответственность государственного заказчика и поставщика (подрядчика) за невыполнение или неполное выполнение обязательств и т.д.;

конкурсная документация, а именно: требования, предъявляемые к поставляемой продукции, требования к поставщикам, наиболее оптимальный состав критериев оценки квалификации, набор документов, подтверждающих квалификацию участников конкурса и.т.д.;

технические задания, включая его структуру, подходы к описанию работ (услуг), правильное определение результатов работ (услуг). Важным здесь также является единое понимание государственными заказчиками применяемой терминологии, а также необходимая степень содействия поставщику работ, услуг), а именно: необходимость предоставления информации, помещений, средств связи, возможность уточнения отдельных позиций по содержанию технического задания и т.д.

4. Ведение базы данных, необходимой для формирования начальных цен на закупаемые для государственных нужд товары, работы, услуги.

Определение начальной цены контракта является основным моментом, определяющим экономию бюджетных средств в процессе размещения государственного заказа. Излишне высокая начальная цена может привести к удорожанию закупок, заниженная начальная цена может стать причиной срыва конкурсных процедур. Особенно это актуально при закупке работ и услуг. В данной сфере наиболее формализованы расчеты начальной цены контракта при закупке строительных и ремонтных работ, формализованные подходы к определению начальной стоимости услуг практически отсутствуют.

Реализация данного мероприятия заключается:

в части товаров - в ведении и актуализации базы данных по наиболее распространенной номенклатуре закупаемых товаров и в оказании помощи государственным заказчикам в определении или в расчете цен на редко закупаемые товары;

в части работ и услуг - в выработке для государственных заказчиков методик расчетов стоимости по различным видам работ и услуг.

5. Организация эффективного мониторинга выполнения плановых показателей по государственным закупкам, эффективности размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств.

Данное направление может быть реализовано только путем организации четкого взаимодействия государственных заказчиков с уполномоченным органом на всех стадиях государственных закупок: размещения заказа, заключения и исполнения государственных контрактов, использовании результатов произведенных закупок - на основе совершенствования АС "Госзаказ" с дальнейшим обучением пользователей указанной программы.

6. Включение в условия получения субсидий автономным учреждением рамочных требований к процедуре государственных закупок.