АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 года N 81-А

Об утверждении окружной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 2010 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Администрации автономного округа от 27.08.2009 N 473-А

-постановлением Администрации автономного округа от 09.10.2009 N 540-А

-постановлением Администрации автономного округа от 26.11.2009 N 650-А

-постановлением Администрации автономного округа от 02.12.2009 N 671-А

-постановлением Администрации автономного округа от 17.12.2009 N 722-А

-постановлением Администрации автономного округа от 10.03.2010 N 126-А

-постановлением Правительства автономного округа от 05.08.2010 N 176-П

-постановлением Правительства автономного округа от 14.10.2010 N 297-П

-постановлением Правительства автономного округа от 20.12.2010 N 482-П

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 511-П

-постановление Правительства автономного округа от 27.12.2010 N 560-П

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.

3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В. (с изм. от 05.08.2010 N 176-П)

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 26 февраля 2009 г. N 81-А

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 27.08.2009 N 473-А)
(с изм. от 09.10.2009 N 540-А)
(с изм. от 26.11.2009 N 650-А)
(с изм. от 02.12.2009 N 671-А)
(с изм. от 10.03.2010 N 126-А)
(с изм. от 05.08.2010 N 176-П)
(с изм. от 14.10.2010 N 297-П)
(с изм. от 20.12.2010 N 482-П)
(с изм. от 23.12.2010 N 511-П)

Окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки (с изм. http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900562.doc )

- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ;

 - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
 от 25 декабря 2008 года N 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе" ;

 - постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства";
(абзац исключен http://fr:8080/content/ngr/RU89DMJ200900562.doc )
 - распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 октября 2007 года N 402-РА
 "О разработке окружной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы"

Государственный заказчик- координатор Программы

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики

департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (в части капитального строительства и реконструкции объектов)

Ответственные за выполнение мероприятий

органы местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе

Разработчик Программы

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

целями Программы являются:
 - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

 - формирование конкурентной среды в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа;

 - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

 задачами Программы являются:
 - формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых, имущественных и информационных ресурсов, предоставление консультационных, маркетинговых и иных необходимых для развития малого и среднего предпринимательства услуг;

 - стимулирование и развитие поддержки предпринимательства на муниципальном уровне;

 - совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства;

 - изучение тенденций и мониторинг развития малого и среднего предпринимательства, формирование на их основе эффективной государственной политики;

 - снижение административного давления на бизнес;

 - содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства (абз. в ред. от 20.12.2010 N 482-П )
 - трудоустройство безработных граждан и молодёжи;

 - развитие межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности;

 - повышение имиджа предпринимательской деятельности

Сроки и этапы реализации

2008 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы:

- количество малых предприятий;

 - среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях;

 - общий объём продукции, произведённой малыми предприятиями;

 - объём налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные направления реализации мероприятий

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

 - формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

 - софинансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - информационная, консультационная и научно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - научные исследования и мониторинг состояния развития малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе;

 - пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

 - содействие деятельности некоммерческих организаций, выра жающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
(абз. в ред. от 20.12.2010 N 482-П )
 - содействие развитию межрегионального сотрудничества и выставочной деятельности

Объёмы и источники финансирования

общий объём расходов окружного бюджета по финансированию Программы на период 2008 - 2010 годов составит 728288,7 тыс. рублей, в том числе:
 2008 год - 96 140 тыс. рублей;

 2009 год - 238 414,7 тыс. рублей;

 2010 год - 393 734 тыс. рублей (в ред. от 23.12.2010 N 511-П )

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-
 экономической эффективности

реализация Программы за период 2008 - 2010 годов позволит увеличить:
 - количество малых предприятий до 2,15 тыс. единиц;

 - среднесписочную численность работников, занятых на малых предприятиях до 23,5 тыс. работников;

 - общий объём продукции, произведённой малыми предприятиями, до 26,8 млрд. рублей;

 объём налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджеты Ямало-Ненецкого автономного округа составит 1 140 млн. рублей

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом , Законом Ямало-Ненецкого автономного округа

Становление свободного и социально ответственного предпринимательства является стратегическим направлением государственной политики Российской Федерации. Развитие малого и среднего предпринимательства необходимо для дальнейшего поступательного развития России, роста благосостояния и безопасности граждан. Гармоничное развитие малого и среднего предпринимательства происходит только в условия объективного государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2020 года развитие малого предпринимательства определено приоритетным направлением социально-экономического развития наряду с такими направлениями, как улучшение условий жизни населения и развитие инфраструктуры региона.

Роль и вклад малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие региона трудно переоценить. Этот сектор экономики создаёт необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создаёт дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

По состоянию на 1 января 2007 года на территории автономного округа действовало 1839 малых предприятий и 11957 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В расчёте на 100 000 человек населения автономного округа приходится 344 малых предприятия, тогда как в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 720, а в странах Европейского Союза - более 2500 единиц.

Занятость на малых предприятиях на начало 2007 года составила 21,5 тысяч человек или 7,2% от экономически активного населения автономного округа, при среднероссийском показателе 17,8%, в странах Европейского Союза - 55%.

Объём продукции (работ, услуг), производимой малыми предприятиями автономного округа, в 2006 году составил 17065,2 млн. рублей, а его доля в валовом региональном продукте автономного округа всего 3%, что является характерным для регионов, имеющих сильно выраженную энерго-сырьевую направленность. При этом в Российской Федерации данный показатель составляет 36%, а в странах Европейского Союза - 46%.

Специфика автономного округа, выражающаяся в сложных природно-климатических условиях, отдалённости от экономических центров Российской Федерации, сезонности транспортных путей внутри региона до большинства населённых пунктов, экономической неразвитости сельскохозяйственных районов и моноотраслевой направленности городов, оказывает существенное негативное влияние на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, препятствуя его всестороннему развитию.

Анализ распределения численности занятых в малом бизнесе по территории региона показывает, что 91% от общего числа представителей малого бизнеса сосредоточен в городах автономного округа. В муниципальных районах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито незначительно.

Распределение малого бизнеса по отраслям народного хозяйства в последние годы остаётся неизменным, наиболее привлекательными для малых предприятий по-прежнему являются такие отрасли, как строительство, торговля и транспорт. Остальные отрасли народного хозяйства в автономном округе выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости корректировки отраслевой структуры малого предпринимательства и оказания государственной поддержки развитию приоритетных для территорий видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" конкретные меры поддержки малого предпринимательства осуществляются посредством программ, с помощью которых органы власти могут обеспечить целенаправленность, скоординированность и эффективность действий, призванных улучшить условия развития данного сектора экономики.

В автономном округе государственная поддержка развития малого предпринимательства традиционно осуществляется программно-целевым методом, что дало возможность добиться определённых положительных результатов в данном направлении.

Главной проблемой в развитии предпринимательства в автономном округе остаётся недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства, поэтому важнейшей задачей в сфере развития предпринимательства на территории автономного округа остаётся дальнейшее формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность необходимых финансовых и имущественных ресурсов, информационных, консультационных, маркетинговых и иных услуг. Одним из наиболее эффективных инструментов комплексной поддержки в данном направлении является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно они дают возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей, в-третьих, образовать среду, направленную на содействие развитию предпринимательства.

В целях решения проблемы отсутствия свободных государственных и муниципальных помещений, пригодных для размещения бизнес-инкубаторов, в рамках реализации предшествующих окружных целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства в автономном округе были начаты мероприятия по строительству и приобретению зданий бизнес-инкубаторов в городах автономного округа. Поэтому мероприятия настоящей Программы будут направлены на завершение ранее принятых обязательств по созданию бизнес-инкубаторов в городах Муравленко, Ноябрьске, Салехарде, Надыме, Новом Уренгое.

Деятельность субъектов малого предпринимательства остаётся во многом зависимой от эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так как решение большей части вопросов по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства находится в их ведении и компетенции. Поэтому задачей настоящей Программы является развитие поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, в связи с чем предусмотрено софинансирование программ поддержки предпринимательства муниципальных образований в автономном округе.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемое посредством принятия правовых актов, является одним из основных рычагов государства, обеспечивающим гармоничное развитие бизнеса в соответствии с социально-экономической ситуацией, тенденциями развития территории и потребностями общества. Взвешенное и обоснованное правовое регулирование призвано защитить бизнес и общество, производителя и потребителя от чрезмерного развития негативных сторон, присущих рыночной экономике.

По-прежнему высокими остаются административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, нуждается в упорядочении сфера контроля и надзора за деятельностью предпринимателей, в связи с чем актуальными остаются вопросы проведения в автономном округе административной реформы в органах власти и органах местного самоуправления.

Субъекты малого предпринимательства нередко сталкиваются с проблемами, возникающими из монополистического положения на рынке отдельных крупных и средних предприятий, в том числе в сфере транспорта, связи и жилищно-коммунального комплекса. Необходимо общее развитие предпринимательской и конкурентной среды на территории автономного округа, внедрение механизмов, ограничивающих монополистическую деятельность крупных и средних предприятий.

Крайне низкими остаются количество и объёмы производства малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Основное производство обеспечивают крупные хозяйства, зачастую являющиеся неэффективными и высоко затратными. Развитие малых форм хозяйствования должно быть приоритетом в программах развития агропромышленного комплекса автономного округа. Недостаточно развито малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального комплекса. В то же время для этого на федеральном уровне создано необходимое нормативное обеспечение. Преимущественное развитие малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях будет обеспечиваться с привлечением отраслевых органов исполнительной власти.

Предпринимательские структуры все еще слабо включаются в решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований. Для субъектов малого предпринимательства автономного округа характерны низкие взаимные интеграционные процессы. Так, далеко не во всех муниципальных образованиях и населённых пунктах действуют общественные объединения и союзы предпринимателей, мало используются возможности кредитной кооперации.

Комплексно анализируя социально-экономическое положение автономного округа, его финансовую и рыночную инфраструктуру, можно сделать вывод, что экономическая и правовая среда в автономном округе ещё недостаточно благоприятна для развития малого и среднего предпринимательства. Сложилась ситуация, при которой развитие предпринимательства, особенно в приоритетных направлениях и в производственной сфере, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных и муниципальных структур.

В то же время малое предпринимательство как основополагающий сектор экономики в странах с рыночными отношениями способно в силу своей активности, адаптивности и самоорганизации при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий органов власти в части поддержки развития малого предпринимательства по-прежнему является актуальной, а нерешённость назревших проблем в этой области в дальнейшем может существенно затормозить экономическое развитие региона.

Развивающийся мировой финансовый кризис ярко обозначил одну из проблем, препятствующую развитию предпринимательства, - это крайне низкая доступность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки по кредитам. Кроме того, наметилась тенденция к снижению спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (реализуемую) малым и средним бизнесом. В таких условиях создание новых предприятий становится практически невозможно. В то же время сокращение штатов на крупных и средних предприятиях остро ставит перед органами власти задачу по трудоустройству безработных граждан и молодёжи.

Решение этой задачи можно обеспечить путём создания новых малых предприятий и увеличением самозанятости граждан. В этих целях в 2008 году принят ряд законов и нормативных правовых актов автономного округа, направленных на поддержку предпринимательства. Но это представляется недостаточным. Необходимо кратно повысить доступность кредитных ресурсов, а также всемерно содействовать снижению издержек в секторе малого предпринимательства.

Несмотря на имеющиеся положительные результаты, при осуществлении поддержки субъектов малого предпринимательства в автономном округе до настоящего времени не получили должного развития лизинговые механизмы финансирования инвестиционных проектов малого предпринимательства, являющиеся для отраслей промышленности, транспорта и строительства наиболее предпочтительными.

Для решения перечисленных проблем будет продолжена деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа, направленная на:

- снижение налогового бремени, возложенного на малое предпринимательство;

- снижение арендных платежей на имущество и землю, находящиеся в пользовании у предпринимателей;

- снижение административного давления на бизнес;

- упрощение условий присоединения предприятий к коммунальной инфраструктуре;

- развитие механизмов, обеспечивающих повышение доступности кредитных ресурсов для малого бизнеса;

- развитие грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

Для ускорения темпов экономического роста автономного округа, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и безработицей основной задачей настоящей Программы ставится стимулирование создания новых малых предприятий, повышение их конкурентоспособности, увеличения занятости работников в секторе малого и среднего предпринимательства.

Формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляются исполнительными органами государственной власти автономного округа в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом автономного округа от 25 декабря 2008 года N 128-ЗАО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе", порядком и условиями, предусмотренными настоящей Программой, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.

Эффективность реализации Программы будет оцениваться по показателям (индикаторам), характеризующим результативность развития малого и среднего предпринимательства, путём сравнения плановых и фактических показателей статистической отчётности в соответствии с приложением к настоящей Программе.

Программа реализуется в один этап в течение 2008 - 2010 годов.

II. Основные цели и задачи Программы


Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»