(раздел в ред. от 23.12.2011 N 978-П)
Реализация государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан Российской Федерации на свободный труд и социальную защиту от безработицы, является важнейшей составляющей стабильности в обществе и поступательного социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Устойчивые темпы экономического развития невозможны без чётко определённых перспектив и прогнозирования развития рынка труда, формирования грамотных, хорошо обученных и мобильных трудовых ресурсов на основе научно-технического прогресса и развития информационных технологий.
Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, обострил проблемы безработицы, создал напряжённость на рынке труда, усилил внимание к ситуации в сфере занятости общества и властных структур. Необходимость стабилизации положения на рынке труда с выходом на новый инновационный путь развития стала основным из ключевых моментов в Ежегодном послании Президента Российской Федерации, антикризисных программах Правительства Российской Федерации и автономного округа.
Решение задач, поставленных в сфере содействия занятости, на фоне общего увеличения обращений граждан и объёмов выполняемой органами службы занятости работы, потребовало значительного напряжения человеческих ресурсов этой службы, разработки и реализации комплекса новых, ранее не используемых мер на рынке труда.
В настоящий момент основными проблемами сферы содействия занятости населения являются:
1) отсутствие у большинства работодателей заинтересованности в приёме на работу безработных граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, что приводит к увеличению напряжённости на рынке труда и росту уровня безработицы;
2) низкая конкурентоспособность на региональном рынке труда безработных граждан, выпускников учебных заведений профессионального образования, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, вызванная недостаточным уровнем образования (в составе безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения автономного округа, 50% имеют низкий уровень образования), отсутствием опыта работы;
3) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда в профессионально-квалификационном аспекте;
4) информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа, проводимая органами службы занятости населения, не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, консультировать по вопросам законодательства о занятости;
5) информационная коммуникация центров занятости населения автономного округа в сельской местности не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда, и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению;
6) внедрение информационных технологий в механизм реализации государственных услуг (предоставление в электронном виде и с использованием каналов связи) в сфере занятости населения обусловило необходимость укрепления парка компьютерной техники, отвечающей требованиям современного программного обеспечения.
В настоящее время в автономном округе действует окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы". Главным отличием предлагаемой к разработке Программы от аналогичной является то, что главными объектами в реализации её мероприятий станут те категории граждан, которые наиболее остро испытывают трудности в поиске работы. Так, например, особое внимание будет уделено временной занятости молодёжи в возрасте от 16 до 18 лет (вместо ранее установленного верхнего порога 25 лет).
В действующей программе большое внимание уделяется теоретико-организационным вопросам, тогда как в предлагаемой к разработке Программе основной акцент будет сделан на реализацию мероприятий, направленных на оказание практического содействия занятости населения.
С целью повышения качества рабочей силы для удовлетворения заявленной потребности работодателя предусмотрена профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Для уменьшения негативного влияния на рынок труда дисбаланса спроса и предложения планируется проведение ряда мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию граждан.
Выпускники учебных заведений всех уровней профессионального образования путем прохождения стажировки получат необходимый опыт работы по полученной специальности для дальнейшего трудоустройства.
В связи с тем что предпочтительные шансы на трудоустройство имеют выпускники высшего профессионального образования (трудоустраивается каждый второй обратившийся в органы службы занятости населения автономного округа), предлагается мера государственной поддержки "Капитал молодого специалиста", которая позволит создать на территории автономного округа дополнительные условия для трудоустройства выпускников среднего и начального профессионального образования, а также повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
В Программу включены мероприятия, направленные на адаптацию к современным условиям регионального рынка труда безработных граждан, ранее или длительно не работающих, испытывающих трудности в поиске работы.
Также предусмотрена возможность обеспечения занятости безработных граждан путем создания ими собственного дела.
Кроме того, в целях повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг ряд мероприятий Программы будет направлен на решение проблемы укрепления материально-технической базы органов службы занятости населения автономного округа.
Учитывая социальную значимость проводимых мероприятий в сфере занятости населения, постановлением Администрации автономного округа от 25 июня 2009 года N 350-А утверждена окружная целевая программа "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы". По данной программе был утверждён объём финансирования в размере 30,0 млн. рублей. При этом в 2009 году в связи оптимизацией расходов окружного бюджета объём средств на реализацию мероприятий был снижен до 14,4 млн. рублей (на 52%).
Основными направлениями реализации действующей программы стали:
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
- содействие и организация временной занятости граждан;
- организация профессионального обучения граждан.
Мероприятия, проводимые в рамках вышеназванной программы, способствовали стабилизации численности безработных граждан в пределах социально допустимого уровня, расширению форм и методов информирования населения и работодателей по вопросам занятости населения, увеличению объёмов организации общественных и временных рабочих мест для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.
Выполнение программных мероприятий позволило за период с 2008 по 2009 годы достичь следующих количественных и качественных результатов в области содействия занятости населения автономного округа:
- трудоустройство 743 несовершеннолетних подростков, имеющее огромное значение в воспитании и формировании личностных качеств, профилактике безнадзорности, предупреждении наркомании, токсикомании, алкоголизма и других правонарушений среди несовершеннолетних;
- трудоустройство на общественные работы 158 человек;